К примеру, накануне празднования Дня Победы в этом году, ставропольские СМИ облетела новость о том, как подростки глумились над пожилым человеком, упавшим в лужу. Как позже выяснилось, старик был инвалидом — у него не оказалось ступни. Так что, не удивительно, что на скользком от дождя асфальте мужчина оступился… Удивительно то, что никто из молодых людей не предложил помощь! Напротив, ребята начали глумиться над попавшем в беду человеком, и снимать происходящее на видео. И, к сожалению, этот случай не единичный. То и дело газеты, телевиденье и интернет буквально взрывают сообщения о зверствах, учиненных подростками. Так сказать, представителями будущего нашей страны. Стоит ли говорить, о том как важен в современном мире вопрос подростковой агрессии и адекватной реакции подрастающего поколения на чужое горе?
Но, как ни странно, именно тема агрессии, а тем более подростковой агрессии, изучена довольно плохо, ведь она настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с агрессией, однозначно не смог еще ни один психолог.
Часто приходится слышать расхожую фразу: «Дети жестоки». Но, прежде чем выносить «вердикт», давайте попробуем разобраться, что стоит у истоков такого поведения и что делать социуму, а прежде всего – родителям? Как с этим бороться?
Как считают специалисты, совсем избежать подростковой агрессии невозможно: переходный возраст — это время не только психологических, но и физиологических изменений в организме. Феномен во многом обусловлен гормональным созреванием, а от гормонов никуда не деться. Поэтому главная задача родителей в такой период — свести проявления агрессии к минимуму, для того, чтобы ребенок не причинил вред себе и окружающим.
Что же делать, если ваш ребенок начал вести себя агрессивно? Первое правило подавления агрессии подростков — не проявлять агрессию самому. Вместо того, чтобы успокоить ребенка, родительская агрессия зачастую вызывает эффект «снежного кома», только усугубляя ситуацию. Так что возьмите себя в руки. Постарайтесь избегать истерик, разбирательств на повышенных тонах, не позволяйте себе оскорблять своего ребенка и не пускайте в ход подручные «воспитательные предметы». Кстати, это же касается и проявления агрессии к посторонним людям и другим членам семьи. Если подросток видит, что его родители ругаются, он может брать с них пример: вам можно, а почему мне нельзя? Одним словом, как говорят психологи, начните воспитывать себя, ведь ребенок будет все повторять за вами.
Постарайтесь выработать оптимальный стиль воспитания. Как заявляют специалисты, одинаково плохи и авторитарный стиль, и попустительский, и непоследовательный. Оптимальным является принимающий стиль воспитания: несмотря на то, что окончательные решения принимают взрослые, они учитываю мнение и желания ребенка. Если родители и накладывают запреты — то они понятны ребенку, так как основательно объясняются.
Кроме того детскую и подростковую можно перенаправить в другое русло, перейти от разрушения к созиданию. Иногда спорт и творчество помогают преобразовать проявления агрессии в социально приемлемые формы поведения. Кроме того, самовыражение через хобби, победы и достижения могут помочь ребенку избавиться от внутреннего дискомфорта и недовольства самим собой, устранив, таким образом, первопричину агрессии.
Также нужно учитывать, что агрессивность у детей и подростков проявляется в разных формах и обусловлена этапами психического развития и логикой основной культуры. Значит, при работе по коррекции поведения вы можете опираться на знание об этих составляющих.
Агрессивному ученику третьего класса можно сказать: «Ты уже большой и не должен так себя вести, мы ждем от тебя более разумных поступков. Ты можешь вести себя по другому». В этом случае слово «большой» воспринимается как комплимент, поощрение, поднимает ребенка в собственных глазах и заставляет заняться самокоррекцией. В надежде, кстати, и на дальнейшее поощрение словом. А вот корректируя поведение ученика шестого класса, необходимо сделать замечание себе. Нужно понимать, что, несмотря на возраст, ваш ребенок еще недостаточно повзрослел и не в состоянии понять некоторые логические доводы старшего поколения. Начальные формы агрессивного поведения в этом возрасте корректируются с помощью шутки и непременно доброго отношения. Главное, чтобы вы сами были спокойны.
А вот старшеклассникам необходимо уже логическое обоснование педагогических указаний. Неплохой результат дает беседа, с помощью которой вы и ваш ребенок сможете совместными усилиями выяснить причины, вызвавшие агрессивное состояние.
Практически в любом возрасте весьма сильным инструментом в борьбе с агрессивностью может выступать представление о конкурентности. Условно и ребенку, и подростку, и людям, находящимся в раннем юношеском возрасте, можно напомнить простую, но весьма ядовитую пословицу: «На обиженных воду возят» — и предложить развить ее в любом направлении. Например, вполне логично следующее построение последствий: вот ты сердишься, попусту тратишь свое время, а между тем, если бы ты лишний раз потренировался, переписал бы сочинение, отдохнул и выспался и т. д. — в зависимости от ситуации, завтра ты бы добился большего успеха, а твои соперники были бы посрамлены.
Агрессия часто возникает из-за слабости самоконтроля и имеет способность фиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций. На этом тоже необходимо остановить внимание ребенка, склонного к агрессии. Объяснить ему, что общество стремится к отторжению, вытеснению агрессивных членов.
У агрессивного человека, как правило, плохое настроение, он насторожен, беспокоен, постоянно готовится к нападению либо находится в бесконечной обороне. И то и другое отнимает время и силы. Агрессивные люди менее успешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем, непрочны.
Не так давно мне довелось стать свидетелем именно такого подхода. Школьники лет десяти активно обсуждали какую-то ситуацию. И один из них весьма убедительным тоном увещевал товарища: «Мне вчера учительница сказала: «Зачем вы деретесь? Любая проблема намного быстрее решается словами». И, посмотри, она же правду говорит».
В силу возрастной слабости нервных процессов у детей и подростков иногда бывает непросто отличить познавательную и исследовательскую активность ребенка от агрессивности. Чтобы не ошибиться, стоит понаблюдать за развитием процесса. Познавательный и творческий процессы продуктивны, агрессия разрушительна. Если ребенок ломает игрушку для того, чтобы изучить ее устройство или создать из частей новую, к этому процессу нужно относиться положительно, если разрушение — это просто выход скопившихся отрицательных эмоций, то можно говорить об агрессии и принимать иные меры.
Если ребенок стал совсем неконтролируемым, проявляет физическую агрессию по отношению к ровесникам и даже взрослым, может понадобиться помощь специалиста. Но учтите, что нельзя просто сдать ребенка на руки психологу и надеяться на то, что он решит все проблемы. Часто родители усугубляют проявления подростковой агрессии, так что, возможно, психолог посоветует и вам кое-что пересмотреть в вашем поведении и отношениях с ребенком.
Считается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует, в первую очередь, искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст.
По большей части, агрессия — своеобразный механизм психологической защиты личности от воздействий на нее внешнего мира. Чтобы не быть пассивным, зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть агрессивным.
В подростковом возрасте мы уже «собираем урожай», «пожинаем то, что посеяли» на ниве воспитания. И когда родителям или педагогам становится совсем невмоготу и привычные методы не срабатывают, они бегут за помощью к психологам.
Проблема в том, что исправить годами формирующуюся личность не так-то просто даже для признанного профи. Не говоря уже о том, что справиться с проблемой своими силами по плечу далеко не всем родителям. Конечно, лучше всего пресекать проблему на корню: уделять ребенку достаточно времени, следить за своим собственным поведением, которое является для него первостепенным примером, поддерживать гармонию и взаимопонимание в семье. Но если так вышло, что неосознанные пробелы в воспитании дали свои нежелательные плоды, ни в коем случае не надо бояться обратиться к специалисту. Ведь это может обернуться настоящей бедой.
Другой вопрос – как это сделать, если подросток наотрез отказывается от подобных мер? Только не силой!
«Уговорить, любовью слов, — считает студент одного из ставропольскихВУЗов Денис З., которому довелось на себе испытать все «прелести» агрессивного поведения. В результате, которого он остался практически без друзей и любимой девушки. — Если не получится, то плохо. Меня не смогли уговорить, и вот результат: отличник, спортсмен, псих-одиночка, параноик… И действуйте быстрее, ведь это серьезная проблема.
В целом же агрессия детей и подростков — это, пожалуй, самое неприятное проявление свойственное людям несовершеннолетнего возраста. С этим непросто бороться, однако если пустить все на самотек и позволить ребенку самому справляться со всеми жизненными ситуациями, к которым он, естественно, не готов, то в будущем придется пожинать очень горькие плоды. Ведь агрессия, это не прыщи. Со временем она не проходит, а только перерождается в жестокость, неуважение и пренебрежение общечеловеческими ценностями.
Конечно, найти золотую середину в воспитании нелегко. Каждый ребенок – это личность, и к нему необходим особенный подход. Но, как бы ни было тяжело, стремиться к правильному воспитанию просто необходимо, ведь от этого зависит будущее вашего ребенка и ваше собственное будущее. А все, что для этого необходимо сделать сейчас – это запастись терпением, проявлять больше внимания и любви к собственному чаду.