Этим вопросом задавались многие и многие. Красоту искали… И красоту находили. Ее воспевали и ее запечатлевали.
По определению толкового словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова красота — это «Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение». Красота есть, ее не может не быть. Она вокруг человека! Восторг и трепет вызывает она в наших душах… Как ее удержать? Как выразить? Как запечатлеть? На помощь человеку приходит искусство. По определению того же толкового словаря «искусство» означает «Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах». Искусство музыки, кино, театра и, конечно, изобразительные искусства. Счастливы те, кто владеет каким-либо из его видов. Одним из самых эффектных и сильных видов искусства вообще и изобразительных искусств, в частности, является живопись, отражающая действительность на плоскости с помощью красок. Живопись существует с самых древних времен, за время своего существования она прошла множество этапов, развивалась и деградировала. Историю живописи по крупинкам составляли цивилизованные страны на протяжении своей собственной истории — Европа, Азия, Америка.
Современная живопись — это искусство или творчество? Можно ли считать работы современных художников произведениями искусства или это «мазня». Достойно ли то, что живопись современных художников занимает место в музеях? Как быть молодому поколению — равняться на старых мастеров или смотреть в будущее, опираться на концепт или на классику?
Чтобы выяснить все эти вопросы, следует изучить саму современную живопись. Зачастую в работах отсутствуют какие либо законы изображения, не говоря уже о грамотности. Художники не отрицают, что в их живописи отсутствуют композиция, перспектива, светотень, предмет и т. д. Основной упор делается на идею, на так называемый концепт. Но насколько мы знаем, отличительная черта искусства заключается в наличии образа, то есть тех мыслей и чувств, которые вызывает увиденное. Что есть образ? В искусстве это обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Когда мы смотрим на Мадонну Рафаэля, мы видим красоту и благородство образа, нравственную чистоту и духовное спокойствие. Если взглянуть на Демона Врубеля, мы почувствуем напряженную мощь, беспокойную и непримиримую красоту, окунемся в пучину душевных мук. Эти образы противоположны по содержанию, но обе эти работы — искусство, потому что потрясают человечество своей красотой и благородством уже не один век.
А что мы видим и чувствуем, когда смотрим на работы современных художников?.. Возможность ответить на этот вопрос себе самим теперь есть и у ставропольцев.
23 октября Ставропольский краевой музей изобразительных искусств открыл для жителей и гостей краевой столицы выставочный проект московского живописца XXI века – «Пейзажи без названия». Автор выставки, Егор Плотников, является одним из ярких представителей современного искусства в России.
Представленный проект состоит из трех самостоятельных частей – «Кортуза Матиолли», «Девять пейзажей без названия» и «Недалеко от дома». Ставропольским ценителям искусства художника – какие появились после знакомства с проектом Егора «Комната матери и ребенка» в музее весной 2013 года – он предстанет «знакомым незнакомцем». – Все также в его проектах присутствует авторская скульптурная пластика, однако язык живописных работ художника изменился: вместо прежних «больших» пластических обобщений, в этот раз зритель встретит тонко-артикулированное живописное письмо – движения кисти насколько артистичны, настолько же и содержательны. В своей живописи Егор Плотников предстает перед ставропольским зрителем тонким исследователем. Он сосредоточенно старается не упустить даже самые неуловимые рефлексии, которые возникают в пребывании в пространстве пейзажа. Скульптурная пластика, как «alter ego» художника, выступает для зрителя в роли медиатора его душевных переживаний.
Егор Плотников родился в 1980 в Кирове. В 2000 году окончил Вятское художественное училище им. А. А. Рылова, затем — Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. Стажировался в Творческих мастерских Российской Академии художеств.
Член Московского союза художников, он является участником выставок в России, Италии, Бельгии, Англии, Германии, США. Его произведения находятся в частных собраниях не только нашей, но и других стран, а также в коллекциях Российской Академии художеств, Российского Фонда культуры, Фонда М. Горбачева, Московского союза художников и российских региональных музеях.
Стоит ли потратить выходной и сходить на выставку современного искусства? Безусловно. Изобразительное искусство всегда созвучно своему времени, оно современно и отражает мировоззрение общества в целом. В свою очередь, изобразительное искусство оказывает сильное влияние на массы, поэтому так важно, отношение самого художника к жизни. Развитие многообразных искаженных направлений в изобразительном искусстве, так называемого псевдоискусства, созвучно своей эпохе. А ведь мы – люди, то, чем и как мы живем, что создаем, что оставим за собой, — это и есть то, из чего складывается эпоха…
Ольга ШИЛОВА