21 октября в Управлении ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю состоялся брифинг по актуальным вопросам обеспечения транспортной безопасности в регионе. Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Ставрополья Алексей Сафонов, вместе со своими коллегами и представителями региональных средств массовой информации обсуждали вопросы причин и условий совершения ДТП в крае, ситуацию с обеспечением безопасности пешеходов в осенне-зимний период, обязательное применение пешеходами светоотражателей и многое другое.
Как было озвучено, на протяжении девяти месяцев этого года на территории Ставропольского края наметилась тенденция к снижению основных показателей аварийности. Тем не менее, цифры по прежнему пугающие. Только с января по сентябрь на территории края было зарегистрировано более 2 тысяч ДТП, в которых погибло 150 участников дорожного движения и получили ранения почти 1,5 тысячи человек.
Жизнь детей в ваших руках
И, безусловно, самыми страшными трагедиями становятся те, в которых страдают дети. Поэтому одна из главных задач на сегодня, максимально сократить детский травматизм. Нужно отметить, что уже не первый год сотрудники ГИБДД при поддержке образовательных учреждений, проводят с детьми специальные уроки, обучающие правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах. Действенность подобных занятий мне приходилось неоднократно наблюдать на городских перекрестках, когда учащиеся младших классов, останавливали родителей, объясняя, что на мигающий светофор переходить дорогу — нельзя. Однако, сообщения об авариях с участием детей продолжают поступать. Так почему же дети попадают в дорожно-транспортные происшествия?
Казалось бы, ответ простой: если ребенок по собственной неосторожности получил травму в дорожно-транспортном происшествии, то это – вина ребенка. Но понятия «вина ребенка» не существует. Дорожные происшествия с детьми, означают, что взрослые где-то недосмотрели, чему-то не научили или же личным примером показали, что можно нарушить «закон дороги». И часто за случаями детского травматизма на дрогах стоит безучастность взрослых к совершаемым детьми правонарушениям.
Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге может обеспечить, в первую очередь, родители, учителя, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств.
Безопасность детей дороге начинается со своевременного обучения, умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка. Помните, если Вы нарушаете правила, ваш ребенок будет поступать так же!
«Мы проводим уроки безопасности не только с детьми, но и с их родителями. И эта практика показала, что, к сожалению, дети знают о правилах безопасного поведения на дорогах куда больше, чем взрослые», – заметил Алексей Сафонов.
Необходимо запомнить самому и внушить ребенку: дорожное движение начинается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома. Пройдите с ребенком весь путь до школы и ненавязчиво укажите на наиболее опасные участки – нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину, припаркованные автомобили и т.д. Обратите внимание на особенности детского мышления: дети пока не умеют предвидеть опасность и только учатся оценивать скорость движения автомашины при приближении к ним, к тому же из-за своего невысокого роста дети бывают «невидимы» для водителей, а это опасно для жизни! Обязательно обратите внимание на возникающие опасности при посадке и высадке из общественного транспорта. Запомните: обходить стоящий автобус или троллейбус ни в коем случае нельзя. Нужно дождаться, пока транспорт отъедет, и только после этого переходить дорогу по пешеходному переходу.
Техническими аспектами пренебрегать нельзя
Не осталась без внимания и ситуация, с которой совсем скоро столкнутся водители и пешеходы, в связи с приближающимися холодами.
«В соответствии с требованиями законодательства, водителям запрещается пользоваться транспортом, если остаточная глубина рисунка протектора зимних шин не более 4 миллиметра, – подчеркнул главный инспектор дорожного движения края. – И хотелось бы напомнить автомобилистам, что обработка заледенелой дороги солью или химическими смесями – это вовсе не повод превышать скорость. Несмотря на все меры, принимаемые дорожно-коммунальными организациями для безопасности граждан, во время неблагоприятных погодных условий, риск все равно остается».
Начальник отдела исполнения административного законодательства УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю Андрей Булгаков также настойчиво посоветовал автомобилистам быть особенно внимательными и ответственными при прохождении техосмотра. Так как в последнее время участились случаи аварий из-за плохого состояния транспорта.
В ходе пресс-конференции, сотрудники Гсавтоинспекции так же рассказали, что с 19 октября этого года, в Ставропольском крае проводится сразу два профилактических мероприятия под условным наименованием «Трактор» и «Тонировка».
Участившиеся на Ставрополье факты ДТП с участием специализированной техники стали серьезным поводом для проведения профилактического мероприятия «Трактор». Продлиться оно до середины следующего месяца. При этом сотрудники ГИБДД не только будут пресекать нарушения ПДД водителями данных транспортных средств, но и проведут проверки предприятий и организаций, которые осуществляют выпуск сельскохозяйственной техники на линию, а так же проверят у водителей наличие разрешающей отметки на право управления машиной данной категории.
Второе мероприятие «Тонировка» обусловлено увеличением количества автомобилей на дорогах региона, светопропускаемость стекол которых не соответствует техническому регламенту.
Желание укрыться от солнечного света, приводит к значительному снижению обзорности с места водителя. Особенно это ощутимо в осенний период года, когда наступают ранние сумерки, чаще спускаются туманы и идут дожди. В таких условиях темные стекла не позволяют водителю своевременно обнаружить опасность, повышая вероятность возникновения аварийной ситуации на дороге.
В рамках операции, стражи дорожного порядка будут активно выдавать водителям письменные требования. Данная мера применяется в отношении водителей транспортных средств, которые, не смотря на вынесенный штраф (на сегодняшний день он составляет 500 рублей), не пожелали снять тонировочное покрытие на месте. После выдачи письменных требований нарушитель, в случае невыполнения законных требований, привлекается к административной ответственности, а это, в свою очередь, может грозить нарушителю не только штрафом, но и административным арестом сроком до 15 суток.
Напомним, что техническим регламентом разрешается тонирование любых стекол автомобилей, но при этом светопропускаемость ветрового стекла и стекол передних дверей должна составлять не менее семидесяти процентов.
По статистике наезд на пешехода – один из самых распространенных видов дорожно-транспортных происшествий. При этом основная доля наездов со смертельным исходом приходится на темное время суток, когда водитель не в состоянии увидеть вышедших на проезжую часть людей. Световозвращающие элементы повышают видимость пешеходов на неосвещенной дороге и значительно снижают риск возникновения дорожно-транспортных происшествий с их участием. Световозвращающие элементы (световозвращатели) – это элементы, изготовленные из специальных материалов, обладающих способностью возвращать луч света обратно к источнику. При движении с ближним светом фар водитель автомобиля способен увидеть пешехода на дороге на расстоянии 25-50 метров. Если пешеход применяет световозвращатель, то это расстояние увеличивается до 150-200 метров. А при движении автомобиля с дальним светом фар дистанция, на которой пешеход становится виден, с применением световозвращателей увеличивается со 100 метров до 350 метров. Это дает водителю 15-25 секунд для принятия решения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации с 1 июля 2015 года вступили в силу изменения в ПДД. Согласно которым, при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. При этом формулировка «иметь при себе», не означает, что «светоотражатель» может спокойно лежать в сумке. С наступлением сумерек эти предметы необходимо закреплять на верхней одежде. Таким образом вы не только облегчите задачу водителям, но и спасете собственную жизнь.
Поблажки и ужесточения
Были в обсуждениях и приятные для автовладельцев моменты. Например, говорилось о том, что с 1 января 2016 года в силу вступает федеральный закон, в соответствии с которым, гражданам предоставляется возможность в течении двадцати дней уплачивать только половину от суммы штрафа. То есть, если водитель выплачивает штраф своевременно, без просрочек, то государство «прощает» ему половину суммы. Разумеется, если это первый штраф.
А вот любителям вождения в нетрезвом виде придется всерьез задуматься о последствиях. Как сообщалось на пресс-конференции, ужесточения к законодательству прошедшие еще в прошлом году принесли реальный плоды уже сейчас. Одного из пьяных водителей, неоднократно пойманного на различных правонарушениях, ожидает суд, по решению которого автолюбителю может грозить до одного года тюремного заключения.
Более часа продолжалось общение руководителя Управления ГИБДД с представителями СМИ Ставрополья, в течении которого, так же, были затронуты такие вопросы, как популяризация среди граждан возможностей портала государственных услуг, сайтов Госавтоинспекции и ФССП России, предоставляющих информацию о наличии задолженностей по уплате штрафов. Так же освещался алгоритм оформление ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции.
По окончании брифинга Алексей Сафонов высказал пожелания о более тесном сотрудничестве со СМИ, поскольку сохранение жизни и здоровья людей на дорогах возможно лишь при консолидации усилий органов власти, общественности и средств массовой информации, путем создания эффективной системы пропаганды безопасного поведения на дорогах, а также повышения культуры среди водителей и пешеходов.
Ольга ШИЛОВА