СБОРЫ ИЛИ ПОБОРЫ?
ДАЛЬНОБОЙЩИКИ РОССИИ ПРОТЕСТУЮТ ПРОТИВ ПЛАТЫ ЗА ПРОЕЗД ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ТРАССАМ
Не успела страна оправиться от шока после решения Министерства экономического развития РФ о повышении налога на малый бизнес, как ее накрыло новое потрясение. Теперь правительство обратило свои взоры на дальнобойщиков – решено взимать с них покилометровую плату за проезд по федеральным дорогам общего назначения.
ГРАБЕЖ НА ДОРОГАХ
Предприниматели малого бизнеса на решение Минэкономразвития РФ отреагировали отдельными всплесками. Возможно потому, что у них есть время подумать, как выходить из создавшегося положения, – налог повышается с 2016 года. За полтора месяца можно определиться: закрыть свое дело или попытаться удержаться на плаву, повысив цены на товары и услуги и используя тайные резервы сокрытия истинных доходов. Скорее всего, большинство предпочтет последнее, опыт работы с двойной бухгалтерией есть у многих.
Дальнобойщики оказались в худшем положении. Им не дали времени, чтобы осознать случившееся, у них в резерве было всего четыре дня. Плата за проезд взимается уже с 15 ноября. «Уйти в тень» они не могут – на широкой трассе никуда не скроешься, огромная фура видна издалека.
Поначалу планировалось взимать за каждый километр дороги 3,73 рубля. Удивительно, какие точные расчеты произвели чиновники, до копейки! Но председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление, изменяющее порядок взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн. Согласно документу, за каждый километр до конца февраля 2016 года с дальнобойщиков будут взимать 1,53 рубля, а не 3,73 рубля, как планировалось ранее. Наконец, появились еще одни данные: новый регламент предусматривает увеличение платы проезда для грузовиков массой свыше 12 тонн до 3,06 рубля за километр с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года.
Уже сейчас за расстояние, скажем, от Ставрополя до Пятигорска, которое составляет примерно около двухсот километров, необходимо заплатить более трехсот рублей, а в дальнейшем эта сумма возрастет вдвое. Дальнобойщики назвали решение правительства, затрагивающее их интересы, грабежом на дорогах.
ВОЛНА ПРОТЕСТА
Когда водители тяжелогрузов узнали о своих перспективах на предстоящие два года, они устроили массовую акцию протеста, добиваясь полной отмены платы за проезд. Причем эта забастовка дальнобойщиков связана не только с платными дорогами для грузовиков, но и с системой штрафов, которую предусматривает новый регламент. Они тоже могут серьезно отразиться на заработке дальнобойщиков.
Эти новшества всколыхнули волну протеста по всей стране. Уже с самого утра 11 ноября в ряде регионов, где акция уже началась, в течение часа фуры передвигались по федеральным дорогам со скоростью 10 километров в час, что затрудняло движение. На трассе Москва – Крым собралось более 150 белгородских водителей, и это было лишь 30 процентов тех, кто реально пострадает от нововведений правительства только в Белгородской области. Более 300 дальнобойщиков заняли обе обочины на федеральной трассе Р-254 под Новосибирском, вскоре к протесту присоединились водители Тюмени, Прикамья, Курганской области, Вологды, Краснодара, Ханты-Мансийска, Иркутска, Липецка, Екатеринбурга, Оренбурга, Саратова…
В протестной акции приняли участие и дальнобойщики Ставрополя. К ним присоединили свои фуры водители из Пятигорска, Георгиевска, Изобильного и других районов края. Около сотни машин стали вдоль трассы на выезде из краевого центра по дороге на Ростов-на-Дону. Водители и руководители фирм-грузоперевозок делились своими опасениями. Так, Сергей С., проведя несложные расчеты, сказал: «Даже если платить по 1,53 рубля за километр, расходы составят 3 миллиона в год, тогда как ранее было 500 тысяч. Как в таких условиях жить и содержать 16 водителей в компании?».
Серьезных затруднений движения на участке трассы не возникало как здесь, так и в других местах, о чем с радостью рапортовали чиновники Минтранса РФ, которых, видимо, только это и волновало. Пробка длиной в 20 километров возникла лишь на трассе М-4 «Дон» в Аксайском районе Ростовской области, когда водители стали разъезжаться в разные стороны. К ним, кстати, даже приезжал представитель правительства, пытавшийся объяснить людям, что их забастовка незаконна, хотя они подали документы в администрацию. И это вместо того, чтобы выслушать протестующих, попытаться понять, почему они решились на массовую забастовку. Где-то в одном месте, возможно, и могли предъявить необоснованно повышенные требования, но когда протестует вся страна и выдвигает единые требования, наверное, надо людей выслушать и найти точки соприкосновения.
К ИСТОРИИ ВОПРОСА
Экономика нашей страны напоминает сейсмоопасную зону – где-нибудь да тряхнет. В последнее время трясет слишком часто. Не будем приводить примеры из других сфер нашей жизни, проследим официальные данные по предыдущим протестам все тех же дальнобойщиков.
В сентябре-октябре 1998 года в Дагестане дальнобойщики провели три акции протеста. Крупнейшая прошла в сентябре, когда водители около 100 грузовиков перекрыли федеральную трассу «Кавказ», требуя прекратить «поборы» со стороны сотрудников таможни и ГИБДД. В октябре к списку требований добавились пересмотр пошлин и отставка главы таможенного комитета Дагестана Закарьи Амирова. В ответ правительство республики выпустило постановление об упорядочении системы движения, одной из целей которого была борьба со взятками на дорогах.
20 декабря 2002 года на МКАД на пересечении с Молодогвардейской улицей и выстроилось около 50 крупногабаритных грузовиков. Дальнобойщики потребовали от правительства отмены НДС на приобретение зарубежных фур. Их требования выполнены не были.
1 марта 2003 года водители почти 40 грузовиков-рефрижераторов заблокировали Моховую улицу в Москве, протестуя против введения спецпропусков и ограничений на въезд в центр. Организатор акции Александр Котов был оштрафован на 1,5 тыс. руб. Ограничения отменены не были.
24 декабря 2007 года профсоюз «Дальнобойщик» и Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов провели общероссийскую предупредительную акцию протеста против роста цен на топливо, которая заключалась в организованной подаче водителями большегрузного транспорта звуковых сигналов. В 2008 году рост цен на топливо продолжился, хотя и замедлился с 8 до 3 процентов.
18 февраля 2011 года прошла всероссийская акция дальнобойщиков «Постоим, подумаем». В 10 часов по московскому времени водители фур одновременно остановились вдоль дорог во многих регионах России и дали звуковой сигнал. Недовольство водителей вызвали рост цен на топливо и коррупция на дорогах, конкретных требований не выдвигалось. В Балашихе трасса была почти полностью блокирована 20 минут. Помимо Москвы акция также прошла в Санкт-Петербурге, Мурманске, Новосибирске, Самаре, Омске и других крупных городах.
5 октября 2012 года около 20 грузовиков собралось на 48-м километре трассы «Дон» в Подмосковье, протестуя против платного проезда. Отрезок трассы до 71-го километра остался платным.
Нетрудно проследить, что добиться пока не удавалось ничего. Будет ли выполнено требование дальнобойщиков полностью отменить плату за проезд по федеральным трассам, покажет время, но они, по крайней мере, оставляют за собой право протестовать. И право такое у них есть, потому что федеральные трассы не зря называются дорогами общего назначения – они принадлежат всей стране, всему народу. А если с этим кто-то не согласен, то всех нас может ожидать еще один сюрприз от правительства: вот возьмут и установят плату за прохождение по тротуарам, несмотря на то, что это тоже дороги общего назначения. Вот только по каким расценкам будут рассчитывать, даже предположить трудно.
Идиллия ДЕДУСЕНКО