НЕТ НЕИЗВЕСТНЫХ СОЛДАТ
В селе Прасковея издали свою Книгу Памяти
Несколько лет подряд в Краеведческом музее села Прасковея Буденновского района ведут поиски земляков, воевавших, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.
Всем миром, всем селом
Новые и уточнённые данные составили Книгу памяти «Солдаты Великой войны», на днях вышедшую в свет. Труд получился совместный – собирали информацию и финансировали издание всем миром, всем селом.
– Мы обратились к жителям Прасковеи с просьбой рассказать о своих близких, сражавшихся в той войне. Нам до сих пор приносят фотографии, документы, рассказывающие о боевом пути наших земляков, – говорит методист музея Ольга Цицилина. – Но основные поиски велись в электронных архивах, в базах данных. Книга уже издана, но столько ещё «белых пятен», имён, которые ещё предстоит вернуть неизвестным солдатам! За время работы нам удалось открыть имена 154 наших земляков, 93 из них умерли в фашистских лагерях.
Родные не знали ничего о том, где они погибли и где похоронены. Как оказалось, столько ещё красноармейцев, чьи имена не названы ни в одной Книге памяти!
– Работа эта очень важна и значима, – подчёркивает Андрей Бекичев из общественной организации «Поисковое движение России». – Первые Книги памяти были изданы в 1995 году, тогда ещё не было доступа к базам данных, очень много информации о красноармейцах и офицерах основано на скупых записях в архивах. И то, что в музее взялись за такое ответственное дело – восстановить судьбы земляков и донести уточнённую информацию до родных – заслуживает самой высокой оценки. Чем больше будет таких энтузиастов в школах, музеях, тем больше судеб мы сможем прояснить. Уточнения вносить необходимо, это длительная работа, но выполнить её необходимо. Это наша дань памяти, это и есть настоящий патриотизм.
Назвать поимённо
Сельская Книга памяти – попытка восстановить справедливость, вспомнить всех поименно. Всех земляков, кто родился в Прасковее или был призван на фронт из этих мест. Независимо от того, как сложился их боевой путь: кто-то попал в плен в первые дни войны, кто-то прошёл её от 1941-го до победного 1945-го. На солдат приходили похоронки, а они – ЖИВЫ. Безликая запись «Пропал без вести» заставляла многих страшиться правды – могли записать в дезертиры, ведь советские в плен не сдаются…
– Война никого не щадила. Работая с базами данных, мы сталкивались с ситуациями, требующими дополнительного документального разъяснения. Осуждать мы не имеем никакого права, это недопустимо. В первые годы войны солдат, не вернувшихся с поля боя, могли решением командира признать перешедшими на сторону врага. Бывали и заочные трибуналы, где приговаривали к длительным срокам заключения, а то и к высшей мере, – рассказывает директор Краеведческого музея села Прасковея Юрий Обухов. – Солдата могли признать пропавшим без вести, а он продолжал бить врага, получал боевые награды. Дожил до Победы и вернулся домой».
Такова судьба Семёна Харитоновича Ерёменко. В Книге памяти Ставропольского края он числится пропавшим без вести 9 февраля 1942 года. В немецкой базе данных «Dokst» (Дрезден) музейщики нашли карточку военнопленного Ерёменко. Он был в двух фашистских лагерях и дважды бежал. Об этом свидетельствуют немецкие листовки, сохранившиеся в архивах. Русского солдата искали… Уже после Победы он вернулся домой, в родную Прасковею. Вырастил двух дочерей. О плене, о том, что вынес и как выстоял в чёрное время, домашним не рассказывал…
– Судьбы наших военнопленных складывались тяжело – из фашистских лагерей они попадали на пересыльные пункты. Чаще всего из вражеского лагеря – на Колыму. Доказать, что в плен попал из окружения, раненым, было сложно. Да, были такие, что сдавались добровольно. Осуждать не имеем права. Главное, открыть как можно больше имён, уточнить судьбу. Ведь в то время, когда издавались первые Книги памяти, не было таких возможностей, как сегодня, – отмечает Юрий Обухов. – В Интернете доступны разные базы данных, со многих документов сняты грифы «Секретно». Жаль, что наши многократные обращения в Будённовский военкомат с просьбой о сотрудничестве в поисковой работе остались без ответа.
Ольга Цицилина подчёркивает – уточнения внесены в судьбу каждого из земляков, упомянутых в краевой и районной Книгах памяти. Из-за недостатка информации данные в них нередко не соответствуют действительности. К примеру, пятеро прасковейцев, числящихся пропавшими без вести или погибшими, вернулись с войны домой. Сегодня поисковики-музейщики пытаются уточнить судьбы ещё 200 земляков, о которых не упоминается ни в одном мемориальном издании. Одно из главных требований, которое предъявляют себе музейщики – проверять и перепроверять информацию по разным базам данных, чтобы максимально избежать ошибок и формальностей. «Ответить за каждую дату и цифру».
Оба деда сражались за Победу
– Книга «Солдаты Великой войны» только издана. В ней – около двух тысяч фамилий, а всего по разнящимся данным, на фронт из Прасковеи ушли почти три тысячи человек, все цифры нужно уточнять, – говорит старший научный сотрудник Краеведческого музея села Прасковея Георгий Карибов. – К сожалению, печатная версия всей собранной информации не вместила, в электронном виде информации гораздо больше и фотографий, и документов. И обратная связь есть – наши земляки, которых разбросало по разным сторонам света, откликаются, пишут о своих близких. Таким образом мы получаем новую информацию о фронтовиках-прасковейцах. Люди видят на сайте своих близких, откликаются, делятся воспоминаниями. А мы вносим уточнения, добавляем снимки. Работа не прекращается, книга и сайт получились по-настоящему народными – совместными усилиями мы создали и реализуем этот мемориальный проект.
Почти каждый день сайт сельской Книги памяти пополняется информацией. Для Георгия Карибова, который этот сайт и создавал, крайне важно, что результат его работы людям нужен. Он считает и Книгу, и её электронную версию данью памяти своим родным – оба его деда воевали. Командир пулемётного расчёта коммунист Георгий Никитович Карибов погиб в самом начале войны под Киевом. В том котле сгинули многие земляки-однополчане, призванные в Будённовском и близлежащих районах. «В 2014‑м году в Арзгир привезли с Украины и перезахоронили останки бойцов из части, в которой сражался мой дед. Я ездил на это памятное событие, поклонился памяти красноармейцев, воевавших вместе с ним. Меня ведь и назвали в честь деда».
Второй дедушка – Степан Георгиевич Шихляров – прошёл всю войну, командовал миномётным расчётом, был тяжело ранен в Румынии. Не все осколки вытащили из героя – так и жил с ними до конца дней. «Он прихрамывал, но держался всегда молодцом, не жаловался ни на что. Поколение, выигравшее ту войну, всегда будет оставаться для нас примером. Люди до сих пор, спустя 70 лет, пытаются узнать, где воевали их деды и прадеды, где похоронены. И мы должны сделать всё возможное для сохранения памяти, для того, чтобы не осталось ни одного безымянного солдата», – говорит внук победителей.
Алёна ЕВДОКИМОВА
ВНИМАНИЕ!
Дорогие читатели!
Что такое война? Это горе, это страшные, трагические события. Но это и жизнь в обычных ее проявлениях. Те, кто застал годы Великой Отечественной, точно так же, как и мы сейчас, жили, трудились, любили, рожали и воспитывали детей, только, конечно, совсем в других, гораздо более тяжелых, условиях. Однако нам, современному поколению, хочется знать и об этой стороне войны.Редакция «СГВ» призывает вас – о том, какой для вас была война. Как вы жили в то время? Кого потеряли? А может быть, кого-то и обрели – любовь всей своей жизни, например? Мы ждем ваших писем с пометкой «Война и жизнь». Ваши истории будут напечатаны в нашей газете.