№ 09 (3586) 09.03.2016

СИМУЛЯКРЫ ЭПОХИ ЧЕРКИЗОНА

В Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова с успехом идет премьера спектакля «Как боги» по пьесе писателя и драматурга Юрия Полякова

В спектакле отразилась философия нынешнего поколения

В Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова с успехом идет премьера – спектакль по пьесе известного в стране писателя и драматурга Юрия Полякова. Комедия, фарс, фантасмагория, трагедия, а может, притча? И то, и другое, и третье, и кое-что ещё…  

Полтора часа, пока идет спектакль «Как боги», тишину зала разрывают взрывы хохота. Смешные герои, остроумные реплики, безумные ситуации… Как вдруг – «настоящий» (по сюжету спектакля) взрыв. Зрители понимают: грохнуло устройство, подложенное в «Феррари», в котором находились молодые герои Артем и Алена. Собирались отправиться в свадебное путешествие, а получилось – в мир иной? Повисший между «ирреальностью» (театром») и землей (реальностью) вопрос: «Что ЭТО было?» мы, зрители, так и унесли с собой. Мне он тоже не давал покоя, пока не осенило: если спектакль называется «Как боги», что гадать? Именно, как «боги», хотели жить и молодые герои спектакля, и родители погибшей невесты — чета Гаврюшиных, а также остальные персонажи. Молодежь стала зарываться и, что называется, попала под раздачу. А ведь все так красиво – начиналось!

Хочешь – сделай, нужно — возьми

Бывший дипломат Леонид Иванович Гаврюшин — фанат китайской поэзии и фуршетный алкоголик — явно не от мира сего. Его жена Вера Николаевна – консультант по этикету, готовит великовозрастных учеников (в основном будущих бизнесменов) «достойно» вести себя в обществе. Кто-нибудь когда-нибудь в обычной жизни встречался с людьми такой профессии? Лично я – нет. Но, как говорится, где спрос, там и предложение.

Завязка сюжета проста. В прошлом ученик Гаврюшиной бизнесмен Эдуард Никитич Непочатый просит её взять «на довоспитание» парня из глубинки, которого Никитич собирается сделать своим помощником. С момента появления в доме Гаврюшиных Артема Бударина ход спектакля стремительно набирает темп. Именно по отношению к нему проявляются характеры остальных героев.

Только с первого взгляда нагловато-самоуверенный парень мало отличается от сверстников. В исполнении артиста А. Кошелевского в его герое есть цель — стать первым среди равных, и программа: «Хочешь – сделай! Нужно – возьми. Боишься – преодолей себя или умри. Мешают – отодвинь. Любишь – обними и не думай, что будет потом. В общем, живи, как душа просит». «Так жили олимпийские боги», — объясняет он Алене, дочери Гаврюшиных. Так решил жить сам. Сметливость и неразборчивость в средствах Артем выработал в себе с детства. Преодолевать страх и боль научился в «десантуре». Первые уроки ведения бизнеса взял у Непочатого. По принципу «живи, как душа просит» — давно существует его ровесница Алена. В исполнении О. Винниковой это взбалмошная, капризная, «не знающая краев» особа.

Видя быстрое продвижение в карьере Артема, отец воспринимает перспективного зятя как достойную партию для дочери. Леонид Иванович Гаврюшин, каким его представляет заслуженный артист РФ М. Новаков, образованный, чудаковатый интеллигент. Его душа пожелала спрятаться подальше от реальности. Самый безвредный из окружения, он так и не научился правдиво лгать и не отучился чувствовать ложь. Не потому ли именно в уста этого персонажа драматург вкладывает слова о том, что «богатство в нынешней России, как дизентерия – «болезнь грязных рук». Одним из носителей страшной инфекции в спектакле является Непочатый. Этот живет только для денег. Они – его бог. «Бизнес — это когда берешь сразу, а отдаешь потом, или совсем не отдаешь – идеальный бизнес». Никитич заслуженного артиста РФ Б. Щербакова то простоватый балагур, то вкрадчивый соблазнитель. Однако за обманчивым флером простодушия скрывается матерый зверь. Когда Артем Бударин изящно «свинтил» у своего покровителя два миллиона зеленых, разом обнажилась смертельная хватка. Именно «добряк» Никитич приводит в действие взрывное устройство, унесшее жизнь молодых героев.

Страшное наказание

Сложнее других и больше всех требует существования в ином драматическом пространстве (не фарс и не комедия) героиня артистки И. Баранниковой Вера Гаврюшина. Блестящая красавица с безукоризненным самообладанием, каждым своим появлением вызывает восторг зала. Она будто носит в себе тайну, которая тревожит Непочатого и бросает в омут безоглядной страсти к зрелой женщине Артема Бударина. Пожалуй, только одна Вера и понимает толком, чего стоит «философия» её молодого обожателя. Когда Артем убеждает Гаврюшину забыть о семье и жить с ним, «как боги» (денег хватит!), та взрывается: «…Боги! Они ради власти и похоти убивали, лгали, обманывали, предавали, оскопляли друг друга…» Тем не менее сама Вера более чем кто бы то ни был — язычница, больная грехом гордыни. Она любит свою выморочную профессию как бы заново создавать человека. Её ученики приятным обхождением и хорошими манерами вводят в заблуждение и успешно обирают коллег. Новый Пигмалион в юбке не прекрасное создает, а плодит СИМУЛЯКРОВ (от лат. simulo – «делать вид, притворяться»; «копия», не имеющая оригинала в реальности). По жесткому определению мужа, занимается «облагораживанием свиного рыла русского капитализма». Очевидно, потому и наказание для неё особо страшное – Вера теряет всё: единственную дочь, любовника и зятя (Артема, значит), любимую работу и репутацию.

В заключительной сцене за чайным столом неподвижно сидят чета Гаврюшиных и маленькая девочка, ребенок, который должен был соединить Веру и Артема. Фигуры — как неживые, залиты голубоватым светом. Эти люди то ли еще живы, то ли уже вне жизни – «…Сия пучина поглотила их»?

Проснитесь, люди!

Ставропольским зрителям автор пьесы «Как боги» писатель Юрий Поляков хорошо знаком по спектаклям «Одноклассники», «Халам-бунду, или Заложники любви», «Женщины без границ». Он, как сказано в одной из рецензий, «мастерски вскрывает «гнойники» нашего времени, заставляет читателей и зрителей остановиться, чтобы задуматься о происходящем вокруг». Так что же нового обнаружил и положил в основу по-особому дорогой ему пьесы Поляков?

Если отталкиваться от названия, много богов есть только у язычников. Любимой забавой греческих небожителей, кумиров Артема Бударина, были всякие развлечения с людьми. Словно жестокие дети, которые балуются игрушками, они сталкивали их друг с другом, не заботясь, что те могут пострадать. Другая история с Богом православных христиан Иисусом Христом. Воплотившийся «от Духа Свята и Марии Девы» (обычной женщины), «вочеловечшася» ради искупления людских грехов, принял Распятие на Кресте и сполна прочувствовал все терзания. Сын божий даже при мучительной казни не отказался от проповеди любви — единственной основы, на которой человеческий мир удерживается от само- и взаимоистребления. Вот и подумалось, может, шоковый удар по зрительному залу был специально задуман опытным режиссером-постановщиком заслуженным работником культуры РФ В. Бирюковым. Как удар колокола – проснитесь, люди, опомнитесь! Что мы творим? Кого берем в пример для подражания?!

В девяностых годах воплощением грязного рынка в нашей стране считался большой Черкизовский, где за деньги можно было найти даже то, «не знаю что». Рынок убрали, а явление разрослось – теперь продаются-покупаются честь, совесть, души человеческие. Причем именно тот, кто сумел украсть и продаться задорого, неподсуден. Действующее ныне право легко легализует любой грех. Некоторые «философы» даже объявили, что греха вообще нет, а есть «вариативность поведения». Особо опасно то, что самой чувствительной к таким новациям, в том числе к «новому язычеству», оказалась молодежь, в основном она-то и пополняет число жертв, как это случилось в спектакле «Как боги».

Тамара ДРУЖИНИНА

Фото автора

comments powered by HyperComments
Наверх