О «ЛИРИКЕ» БЕЗ ЛИРИКИ
Что мешает бороться с наркоманией более эффективно?
В Ставропольском крае лишь на официальном учете состоит свыше 8 тысяч наркопотребителей, которые «обеспечивают» до 80% всей уличной преступности. И хотя за последнее пятилетие число наркопреступлений в нашем регионе снизилось на четверть и на треть уменьшилось количество лиц, их совершивших, проблема не теряет своей актуальности, а масштабы наркозависимости и ее страшных последствий по-прежнему тревожны. Как противостоять этому злу, что мешает бороться с ним высокоэффективно? Об этом шла речь на недавнем расширенном пленарном заседании Общественной палаты Ставрополья, состоявшемся в краевой Думе.
Тема дискуссии — «Проблемы незаконного распространения и потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, вопросы профилактики наркомании, реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц на территории региона». Кроме членов ОП СК и регионального отделения Ассоциации юристов России, в обсуждении участвовали краевые депутаты, представители регионального правительства, правоохранительных органов, антинаркотической комиссии СК, медицинских и образовательных учреждений, общественных организаций края, ученые и эксперты.
Виноват Интернет?
Председатель ОП СК и регионального отделения АЮР Николай Кашурин отметил, что за последние пять лет наркоситуация в крае несколько улучшилась. Так, если в 2014 году она характеризовалась как «тяжелая», то сейчас оценивается как «напряженная». Но успокаиваться недопустимо.
Замначальника управления по координации деятельности в сфере обеспечения общественной безопасности, законности и правопорядка в СК аппарата краевого правительства Сергей Шавкута перечислил основные факторы, негативно влияющие на наркоситуацию в регионе, — значительный рост оборота и потребления «синтетических» наркотиков (так называемых «спайсов») и использование интернета для их сбыта, «аптечная наркомания» и наш климат, позволяющий широко культивировать наркосодержащие растения.
Сергей Шавкута считает, что было бы полезным внести ряд изменений в федеральное законодательство. Прежде всего — ужесточить уголовную ответственность за создание и использование интернет-ресурсов для распространения наркотических средств и психотропных веществ.
С тем, что необходимо бороться с интернет-распространением наркотиков, согласна и краевая прокуратура. Предлагается активизировать работу по блокированию таких сайтов. В этом поделиться своим опытом готовы члены регионального отделения АЮР.
По словам начальника отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры СК Алексея Ивашуты, «синтетические» наркотики поступают на наркорынок в виде так называемых «курительных миксов» (смесей, солей). Если в 2013 году всеми правоохранительными органами было изъято из незаконного оборота немногим более 1 кг наркотиков этого вида, то в 2015 году – уже свыше 40 кг.
Эффективно противодействовать распространению «синтетических» наркотиков через интернет мешала, как считает прокуратура, разобщенность сведений о сбытчиках наркотиков, обстоятельствах и местах возможного сбыта, которыми располагали органы МВД и УФСКН по краю. Возможно, ситуация изменится в связи с упразднением в апреле 2016 г. службы наркоконтроля и передачей всех функций органам внутренних дел.
Проблемами в сфере борьбы с незаконным оборотом наркосредств Алексей Ивашута назвал также недостаточную работу полиции по выявлению фактов организации и содержания наркопритонов, неэффективную деятельность антинаркотических комиссий в муниципальных районах, бездеятельность местных властей по выявлению и уничтожению очагов произрастания на подведомственных территориях наркосодержащих растений.
Полиция, между тем, ставит себе в заслугу недопущение проникновения в регион тяжелых наркотиков опийной группы. Поэтому на внутреннем наркорынке их нет, но есть местные наркотики растительного происхождения и «синтетические» наркотики, которые поставляются в край из центральной России и завозятся из-за рубежа.
Среди предложений полиции — проведение Росздравнадзором мониторинга объемов закупок аптечными учреждениями края лекарственных препаратов, содержащих прегабалин, который и даёт психоактивный одурманивающий эффект; качественный контроль за исполнением осужденными обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую или социальную реабилитацию.
Нужно усилить правовой режим
Наиболее горячая дискуссия развернулась во время выступления заместителя руководителя территориального Управления Росздравнадзора Ирины Михалевой.
Многие участники совещания впервые услышали, что Росздравнадзор не может проводить проверочные закупки для выявления фактов безрецептурного отпуска лекарственных препаратов, популярных среди наркопотребителей из подростковой и молодёжной среды. Прежде всего, препарата «Лирика», обладающего веществом прегабалина. Проверочные закупки, с помощью которых и можно обнаружить факты нарушения аптек, находятся в компетенции правоохранительных органов. А Росздравнадзор лишь возбуждает административные дела. То есть имеет место неоправданное разделение функций между ведомствами, мешающее делу борьбы с безрецептурным отпуском опасных препаратов. К тому же административная статья, по которой возможно привлечение к ответственности нарушителей, допускающих безрецептурный отпуск «Лирики» и других препаратов, содержащих прегабалин («Альгерика», «Прегабалин»), к сожалению специалистов Росздравнадзора, не предусматривает приостановку деятельности аптечной организации. Хотя это являлось бы самой эффективной мерой по пресечению нарушений.
Еще одна проблема, озвученная представителем Росздравнадзора: прегабалин не включен в список сильнодействующих и ядовитых веществ. Он также не отнесён к наркотическим средствам и психотропным веществам, подлежащим контролю. А значит, за нарушение порядка обращения препаратов с прегабалином нельзя привлечь к уголовной ответственности.
В течение 2015 года и 5 месяцев 2016 года Росздравнадзор по Ставрополью принял от правоохранительных органов в производство 77 материалов дел о безрецептурном отпуске лекарственных препаратов, содержащих прегабалин, в том числе «Лирики». Было возбуждено 16 административных дел. Но постановления об административной ответственности не останавливают некоторые аптеки. Ситуация на КМВ — в Кисловодске и Пятигорске – остаётся сложной: там продолжается активная реализация «Лирики» и других подобных препаратов. А адвокаты собственников аптек-нарушителей пытаются оспаривать в судах различных инстанций решения Росздравнадзора.
Специалисты ведомства считают достаточным для пресечения потребления не по назначению медпрепаратов, содержащих прегабалин, ужесточить правовое регулирование их оборота. А именно — на законодательном уровне признать вещество психотропным. Это обеспечит необходимость лицензирования деятельности по реализации лекарств, содержащих прегабалин, а также даст возможность применять к субъектам, нарушающим порядок отпуска таких лекарств, уголовную ответственность.
Тесты должны быть обязательными
Главный врач «Краевого клинического наркологического диспансера» Наталья Быкова сообщила, что первичная заболеваемость за последние три года существенно снизилась — примерно на 18%. Но на этом фоне растёт число зарегистрированных на профилактическом учёте. Их стало больше на 27%. Это связано с ростом употребления в последние два года так называемых дизайнерских наркотиков, к которым относят и «синтетические». У принимающих эти препараты людей синдром зависимости для постановки диагноза «наркомания» не сразу проявляется. А вот пагубные последствия, причем довольно тяжелые, обнаруживаются быстро.
С 2010 года в Ставропольском крае проводится добровольное тестирование обучающихся на предмет немедицинского приема наркотиков. Количество тестируемых ежегодно растёт. Если в 2010 году их было 1,5 тыс. человек, то в 2015 году – около 24 тысяч. Но руководитель Краевого наркодиспансера считает, что необходимо обязательное прохождение учащимися таких тестов.
Результатом заседания Общественной палаты Ставрополья стал перечень инициатив по совершенствованию законодательства и проводимой работе в сфере антинаркотической деятельности.
— Эти предложения будут направлены в органы власти всех уровней, а также в Общественную палату РФ, — заключил председатель ОП СК Николай Кашурин.
Владимир ФИЛАТОВ
Фото Виктора Нестеренко, antidrugalliance.com
МЕЖДУ ТЕМ
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ УХОДЯТ В ТЕНЬ
Более 8 тысяч человек, потребляющих наркотические вещества без медицинских показаний, находятся на учете в медицинских учреждениях края. Но, по мнению председателя Ассоциации реабилитационных центров Северного Кавказа Николая Новопашина, это лишь вершина айсберга. На самом деле наркопотребителей гораздо больше.
Как прозвучало на заседании, региональная система социальной
реабилитации для людей с зависимым поведением на Ставрополье – это 7 реабилитационных центров. В том числе, первый в России женский православный центр, подобного которому больше нет в стране. За 11 лет помощь в ставропольских социальных реабилитационных центрах получили более 2,5 тыс. человек. Но многие из тех, кто хотят и готовы пройти курс реабилитации, не могут этого сделать: возможности центров ограничены из-за финансовых трудностей.Как признал Николай Новопашин, сегодня прослеживается тенденция ухода реабилитационных центров в тень, некоторые их руководители переписывают имущество больных людей на себя и используют их как бесплатную рабочую силу. Без государственной финансовой поддержки осуществлять социальную реабилитацию и ресоциализацию невозможно. Если же центры закроются, наркозависимые вновь окажутся на улице. Произойдет увеличение рынка спроса и сбыта наркотиков и, как следствие, вырастет количество новых преступлений.
Новопашин обратился к Общественной палате СК с просьбой помочь реабилитационным центрам Ставрополья попасть в перечень социально важных организаций и стать участниками грантовой президентской программы. Участники заседания горячо поддержали эту идею.