ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТРЕТЬЕМУ БЕРЕГУ
Сквозь метели и штормы мирской суеты,
Среди жизненных будней, затерянных где-то,
Пусть по тонкому льду неокрепшей мечты
Третий берег реки приведёт тебя в лето.
Это строки из стихотворения художницы Елены Платоновой стали для общественного объединения художников программой. Не просто жить и творить, а получать от этого удовлетворение – вот их творческое кредо. Известно, сообщества создаются легко, но так же быстро и распадаются. Этому — уже около девяти лет, и их выставка в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств – вторая по счету.
Техника свободы
А люди собрались разные. Кто-то занимается живописью, кто-то скульптурой, кто-то рисует традиционно, а кто-то – создает монотипии. К слову сказать, это уникальная нетиражная техника, которую еще называют техникой свободы и Божественного вмешательства – попросту говоря, в одно касание, когда художественное произведение создается в один прием без возможности поправок. Нечто подобное мне довелось увидеть во время проведения руководителем объединения, членом Творческого Союза художников России, членом ассоциации художников и народных мастеров СК «Арт» С. Дмитриевой «творческой мастерской» со студентами — будущими дизайнерами. Как выяснилось, Светлана с удовольствием экспериментирует в технике «энкаустики», которое зародилось в древней Греции (дословно — это искусство выжигания, когда связующим веществом красок становится воск).
В музейном зале царил деловой шум. В центре стоял стол, а Светлана Вениаминовна ловко орудовала… утюгом по бумаге. Сначала цветными восковыми мелками она наносила на горячую поверхность, казалось бы, бесформенные пятна и мазки, а затем проводила «испачканным» бытовым прибором по бумаге. Наносила другие краски, и снова – всей поверхностью раскаленного утюга (либо, прикасаясь к бумаге самым его краешком) рисовала … прекрасный горный пейзаж. Когда «сеанс мистики» закончился, один за другим подходили студенты, каждый набрасывал на горячую поверхность свою порцию красок – водил утюгом вертикально или горизонтально, закруглял, остро вытачивал что-то тонким концом. Словом, творил. И выходило – то разбушевавшееся синее море, то обожженная горячим солнцем степь, то замершая под солнцем снежная равнина. Курился дымок над столом, зрители горячо подсказывали – теперь так сделай, попробуй иначе. «Слабаки» приникали к настежь открытому окну – надышаться свежим воздухом — и снова хватались за утюг — заканчивать не хотелось. В новой технике с азартом стали пробовать себя и работники музея. А мы со Светланой Дмитриевой, пользуясь случаем, не спеша прошлись по трем залам выставки.
Она-то и пояснила, что «Третий берег реки» — это творческое объединение, которое в 2008 году объединило преподавателей кафедры дизайна института управления им. О.Казначеева «для поддержания творческого профессионального потенциала». Нет уже этого института, люди работают в разных местах, а объединение живет, организует выезды на пленэр, делает экспозиции.
Чистой свежей нотой открывают выставку живописные работы самой С. Дмитриевой – портреты людей, создающих кукол: бесхитростный В.Орлов, слегка задумчивая Л.Дорош, от души улыбающаяся «Кукольница» в народном наряде, а рядом куклы, которые (как памятный знак?) похожи на своих авторов. В другом углу экспозиции иная по настроению работа С. Дмитриевой: «Странник» – живописная фигура на коне, уже проскакавшая сквозь время и страны, остановилась в задумчивости. Что дальше?.. В другом зале абсолютно новая для автора техника обжига по плитке, стеклоплавление. «Алконост. Птица ночи», натюрморты – «Вино из одуванчиков», «Встреча»… Здесь основное внимание уделено форме, переливам оттенков. Богатство содержания, разнообразие техник, полет фантазии – для всего этого необходимо терпение и, конечно же, время. Для меня так и осталось загадкой, как Светлана находит его для работы и творчества. Как умудряется вот уже много лет оставаться не просто организатором, но душой объединения художников.
Тринадцать талантов
Творчество тринадцати авторов на новой выставке поражает разнообразием.
…Когда в Россию прибыл верховный лама России, к нему сразу направился художник Иван Ковалев. Со времени работы в Калмыкии он увлечен духом и техникой письма на ткани — икон «танка». На написание буддийских святых требуется особое благословение. По преданиям (и опыту) без этого не идёт работа, мастера поражают болезни и жизненные несчастья. А Иван Григорьевич не успел войти, как был благословлен духовным лицом на благое дело.
Трудно не остановиться у «Антивандальных» композиций Михаила Королевского. «В списках не значится» – среди мозаики крестов металлической инсталляции отсутствует один. Вместо него – крестообразное зеркальное отверстие, которое отражает изображение каждого подошедшего, как бы невольно вовлекая в глубину замысла.
Ирина Коваленко работает в редкой технике монотипии, когда изображение создается на идеально гладкой поверхности металлической доски кистью или тряпочками с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Шесть портретов на черном фоне. Лица будто прорываются на свет из темноты. Портрет «Сумерки» – как бы увиденный через прорезь: ярко высвечиваются глаза – пытливые, целеустремленные, чуть насмешливые. Слегка улыбающаяся «Наташа». Очаровательный «Портрет молодой женщины» – с взволнованным, тревожным взглядом, словно застали ее в разгар сильных душевных переживаний. Живой, бесхитростный «Женя». Разные и в то же время объединенные общим настроем люди смотрятся как портрет целого поколения с неодинаковыми чувствами, но единым настроем.
А вот нечто совсем другое: Диптих. «Деревня Горушка. Старые фотографии». Нет самих фотографий – есть, скорее, представление о них. Здесь — история страны, выраженная в личных судьбах, какими видят её мужчина и женщина. Они статично застыли перед художником, но в глазах печаль, они видят все, что осталось на фотографиях прошлых лет: коллективизацию, войну, трагическую историю семьи… Или другая картина: «Невеста. Повесть А.Пушкина «Метель». Это работы выпускницы Кубанского института культуры Натальи Скляровой. Их интересно подолгу рассматривать, они дают немалую пищу для размышлений. Привлекают внимание и пейзажи Натальи Ягуповой, которыми хочется любоваться бесконечно долго.
Василий Чуйков знаком жителям многих городов и сел Ставрополья и Кубани. Творчество его поначалу – иронично-насмешливое – претерпевает трансформацию. Вот, к примеру, «Почтовый Ангел». Чего больше в этой фигуре – белый крест с почтовым ящиком – надежды или насмешки? А как оценить его человеко-«Бомбочку»? Мала по размерам, но это опасный снаряд, который держит в состоянии бездействия только болтающийся на руке замок. Одновременно есть здесь и «Дон Кихот», у которого вместо привычных атрибутов в вытянутой руке книга. О себе (любимом) читает или как?
Художник прогрессирует. Светлана Дмитриева рассказала мне, что Василий Петрович выиграл конкурс на лучший проект памятника, посвященного ставропольцам-участникам ликвидации радиационных аварий и катастроф. Он установлен в Северо-Западном районе города. Работы В.Чуйкова демонстрируется в областном музее народного творчества Великого Новгорода, в московском Измайловском Кремле, они есть в корпоративных и частных собраниях.
Особо хочется сказать о необычных и разноплановых произведениях Владимира Мананкина: «Переходы», «Прибытие», «Храм Рождества» свидетельствуют о философском осмыслении факта пребывания человека на Земле.
А вот и работа Елены Платоновой, автора стихов, давших название творческому объединению художников. «Покров. День» — купол храма на фоне деревьев. Вечер. В красках и полутонах картины – тихая, светлая грусть… Не о нас ли — вечно торопящихся куда-то, редко находящих время на то, чтобы задуматься о жизни и о себе, о Третьем береге красоты и душевных откровений, ждущем нас…
Ирина ПАНАСКО