№ 34 (3611) 31.08.2016

КАК ПОЛЮБИТЬ ШКОЛУ?

Начало учебного года для первоклашек — это стресс

Это для взрослых слова «школа» и «учеба» практически синонимы. А вот для наших детей это абсолютно разные понятия, причем, часто бывает так, что одно совершенно отбивает интерес к другому.

Самый первый учитель

Вспомните своего малыша, когда он еще только лежал в колыбельке. Ему были интересны все яркие и необычные вещи, которые попадали в поле его зрения. Он тянулся к ним своими маленькими ручками, стараясь потрогать, попробовать на вкус…  Изучить! Когда он начал ползать, а затем ходить, его тяга к познанию мира была настолько велика, что вы даже старались ее всячески уменьшить, чтобы ваше чадо не навредило себе, пытаясь все постичь. Дело в том, что стремление учиться для человека естественно, это в его природе,  с возрастом оно никуда не уходит – и пожилые люди читают познавательные книги и статьи, смотрят научно-популярные передачи. Так почему же ребенок, который с таким нетерпением ждал первого сентября и учебы, черезкаких-то пару-тройку месяцев придумывает тысячу и один предлог, чтобы не идти в школу?

— Конечно, очень многое в этом вопросе зависит от самих родителей. Но, на мой взгляд, когда ребенок начинает ходить в школу, на длительное время отрываясь от семьи и попадая в другую среду, со своими особыми правилами и требованиями, очень важную роль играет первый учитель, — считает педагог с многолетним стажем Ольга Дудчева. – От того, как педагог будет преподносить знания, как будет общаться с учениками, какую создаст атмосферу в классе, зависит и интерес новоиспеченного школьника к самому процессу обучения. Для этого надо быть не просто преподавателем по профессии, нужно очень любить свое дело и, отчасти, самому быть ребенком. Все-таки учитель начальных классов – это огромная ответственность и идти работать с первоклашками от «нечего делать» — значит совершить огромную ошибку.

Переломный момент

Но дело тут не только в человеческом факторе. Школа – это переломный момент в жизни каждого ребенка. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятна его новая роль. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.

Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других — школьную четверть, а у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Итак, мы выяснили, что зачастую тождественные для взрослых понятия «учёба» и «школа» на деле имеют очень мало общего. Тяга к познанию мира не иссякает в человеке до самого конца, но институт школы частенько может эту тягу притупить. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Отныне ничего не будет пущено на самотёк – от ребенка ожидают и даже требуют определенных результатов. Причем, не только учителя, но и те, кто казался ребенку самыми близкими, его защитой и опорой – родители.

— Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ученика, — поясняет ставропольский психолог Наталья Литвинова. — Родители должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает мгновенного появления необходимых качеств. Дети нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от своего чада многие требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Родители, в первую очередь, должны понимать, насколько важный и сложный период наступил и для них самих – ведь школа требует еще большего включения в жизнь их ребенка. Но, к сожалению, многие думают как раз наоборот.

Несложные приёмы

— Есть несколько приемов и советов в психологии, которые облегчат жизнь и адаптацию к школе для обеих сторон, — продолжает Наталья Витальевна. — Самое важное и необходимое — это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения и ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и главное — его соблюдать. Нельзя требовать от своего чада организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии придерживаться ими же установленных правил. Если ребенок встает с трудом, не нужно его подначивать, как не надо и вступать в спор по поводу «последних минуток». Можно решить вопрос по-другому: поставить будильник на пять минут пораньше, дав возможность понежиться в постели еще чуть-чуть. А можно включить музыку или радио. Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает. Ругань и выяснение отношений в начале дня существенно испортят весь его остаток и вам, и ребенку. И обязательно следите за постановкой напутственных фраз: слова играют огромную роль во взаимопонимании между людьми, а дети относятся к ним особенно чутко. Возвращение ребенка из школы — не менее важный этап дня. В это время наблюдается самый сильный спад работоспособности: не заставляйте дитя сразу же садиться за уроки и не засыпайте вопросами об учебе (вспомните себя в его возрасте — ведь порой такие разговоры сильно раздражали, особенно, когда оценки не соответствовали ожиданиям). Для начала надо пообедать и обязательно отдохнуть. Причем, имеется в виду отдых не перед телевизором или компьютером, а прогулка на свежем воздухе или сон в хорошо проветриваемой комнате. Ни в коем случае не лишайте своего ребенка прогулки в качестве наказания за проступок! Помните, что таким образом вы лишаете его в первую очередь здоровья. Ну, и наконец, под занавес дня – сон. Оптимальная продолжительность ночного отдыха для школьника составляет 11,5 часов. Так что, определившись со временем отхода ко сну, не нарушайте режим.

Расстановка ценностей

Режим – это, конечно, хорошо. Он поможет скорее приспособиться к новому распорядку жизни и родителям, и их детям. Он очень важен, но никак не важнее эмоциональной поддержки, о которой частенько забывают старшие. «Сдав» свое дитя в школу, не думайте, что он мгновенно стал независим от вас эмоционально – вы по-прежнему остаетесь для него самыми близкими и самыми нужными людьми в мире. Даже если он будет стараться не показывать этого, считая себя «вполне взрослым».

— Ни в коем случае не сравнивать его, возможно, посредственные результаты с какими-то эталонами. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми — только с ним самим, — напутствует Наталья Литвинова. — Родители должны терпеливо ждать успехов, хваля за лучшие результаты. Пускай это будет что-то вроде соревнования с самим собой — ребенку будет интереснее улучшить свои достижения. Именно на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности и отчуждения в семье — не допускайте этого, иначе рискуете упустить своего ребенка навсегда. Школа — важный, но мимолетный этап в жизни. Покажите малышу, что вы любите его не за хорошую учебу, а просто за него самого. И он ответит вам привязанностью и доверительным отношением.

— Еще один маленький, но значительный совет: никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок, — говорит психолог. —  Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Андрей АКУЛИЧ

Фото Виктора Нестеренко

 

comments powered by HyperComments
Наверх