ЗАКОН О ГОСЗАКУПКАХ: ОБОЙТИ ИЛИ ИСПРАВИТЬ?
Нечистоплотные чиновники находят лазейки в новой системе
Чиновники Ставрополья научились обходить Федеральный закон № 44, пришедший на смену вызывавшему многочисленные нарекания ФЗ № 94. К такому выводу пришел член ставропольского Регионального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ), координатор проекта ОНФ «За честные закупки» в Ставропольском крае Алексей Гридин, изучив практику госзакупок последнего времени.
Напомним, закон и его новая редакция регламентируют процессы закупок товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В первые шесть месяцев после ввода в действие ФЗ № 94 в 2014 году закупки проходили по большей части открыто и конкурентно. Но затем недобросовестные чиновники освоились и нашли лазейки в новой системе, дабы госконтракт достался заранее выбранной «дружественной» фирме.
Гридин считает, что контролирующие закупочную деятельность органы в крае слишком лояльно относятся к большинству серых схем.
Арсенал уловок
В чем суть торгов? Побеждает тот, кто достигнет результата за меньшие, чем по смете, средства. Допустим, хочу я отремонтировать квартиру, понимаю, что обойдется мне это не меньше, чем в 100 тысяч, и выбираю мастеров. Одна бригада просит 120 тысяч, другая согласна на 85, третья требует 90. Понятно, что при прочих равных условиях (сроки и качество) победят «минималы». Так и на госзакупках. В среднем по РФ экономия составляет 8 — 12% от начальной минимальной цены. То есть, если объявлен тендер на ремонт с изначальной ценой 10 млн, то в результате открытых торгов будет сэкономлено примерно 0,8 — 1,2 млн рублей. А если подрядчик будет покупать материалы и товары со скидками и по оптовым ценам, то экономия может составить до 15%.
На Ставрополье же экономии бюджетных средств при торгах практически не случается, отметил Алексей Гридин. Почему?
Общественник считает, что подавляющее большинство государственных и муниципальных заказчиков из корыстных соображений преднамеренно создают условия, ограничивающие участие в госзакупках добросовестных поставщиков товаров и услуг, подрядчиков. Для этого используются пробелы в законодательстве, а также необъективность и формальное отношение контролирующих органов.
Невозможно не увидеть, что в ходе 19 торгов по строительно-ремонтным работам на общую сумму 664,9 млн рублей, которые состоялись в прошлом году в крае в форме электронного аукциона, снижение от стартовых цен не превышало 1,5%, а по некоторым сделкам цены не изменились вовсе. Экономия краевого бюджета составила всего 1,83 млн руб. А ведь при наличии конкурентной борьбы за заказ цену на аукционе можно было снизить значительно. Поступились бы конкурирующие стороны и накладными расходами, и частью сметной прибыли. Ведь там, где торги были открытые и конкурентные, фактическое снижение начальной цены на аукционе составило 26,3%. Бюджет Ставрополья сэкономил 8,23 млн рублей на четырех закупках со стартовой ценой 31,3 млн рублей.
— Подобная ситуация присутствует практически во всех областях работ или поставок товара, где у заказчика есть возможность прописать какие-либо требования к товару или материалам, — говорит Алексей Гридин. — Дошло до полного абсурда: заказчики требуют описывать обычные гвозди, доски, гайки, электроды, химические составы и физические свойства строительных материалов и т.д. и т.п. С инженерной точки зрения, в этом нет никакой необходимости. Они должны лишь соответствовать ГОСТу. Нередко бывает, что требования к заявке на участие в аукционе преднамеренно и безосновательно усложнены и запутаны заказчиком. В этих случаях на участие в аукционе не подается ни одна заявка, либо единственным участником аукциона оказывается ангажированная организация.
Подмена понятий и форматов
Координатор проекта ОНФ «За честные закупки» в Ставропольском крае считает, что проблема кроется в отсутствии единой позиции по вопросу законности выставления заданий в некопируемых форматах и с исчерпывающими характеристиками. Закон не закрепляет, в каком именно формате информация должна быть опубликована в интернете, поэтому суды допускают формат PDF. Но закон также не обязывает при подаче заявки на участие в аукционе иметь в наличии конкретные характеристики материала (сырья), используемого при производстве товара, в том числе химический состав. Однако такие требования выставляются, чтобы по формальным основаниям не допустить «чужого» участника к аукциону, найдя описку или ошибку в заявке.
В последние месяцы появилось много технических заданий, выполненных как под копирку, разработанных одними фирмами и одними лицами для разных заказчиков. Это свидетельствует уже о попытке захвата одной организацией всего рынка государственных закупок в крае и нечистоплотности чиновников, обеспокоен «фронтовик».
Практикуется и подмена понятий в названии аукциона: вместо «реконструкция» указывают «капитальный ремонт», не требующий публикации проектного решения, а без этого не определить техническую возможность выполнения работ и их стоимость. При этом краснодарское УФАС признает, что такая документация ограничивает потенциальное число участников, а УФАС Ставропольского края иной раз принимает во внимание практику соседей, а в других случаях отказывается, ссылаясь на то, что «в РФ не прецедентное, а кодифицированное право». На жалобы отвечают также, что «закон не ограничивает заказчика в объемах и способе описания объекта закупки». Не реагирует УФАС Ставрополья и на отсутствие в документации принципиальных требований к безопасности строительной площадки.
В крае появились фирмы или группа лиц, которые навязывают госзаказчикам услуги по юридическому сопровождению государственных закупок, а точнее — по составлению аукционной документации, которая не под силу главврачам или педагогам. Как результат, допускают к аукциону только две — три свои фирмы, не позволяющие упасть цене заказа, хотя на некоторых строительных подрядах бюджет может экономить 10 — 12%. По краю так набегают десятки миллионов. Однако, если заказчики отказываются от их услуг, то данные лица через УФАС СК обжалуют и отменяют аукционы до окончания срока подачи заявок. Решение почему-то всегда принимается в их пользу, говорит Гридин.
Он также пришел к выводу, что некоторые заказчики зачастую заранее создают все условия для расторжения контракта в процессе его выполнения из-за неправильной подготовки аукционной документации. Вследствие этих действий чиновников выделенные бюджетные средства лежат на счетах без освоения по три – десять месяцев. Срываются планы-графики размещения заказов, в том числе и по федеральным целевым программам. А в конце года в спешном порядке проводятся процедуры закупки с указанием нереально малых сроков, до 25 декабря оплачиваются фактически невыполненные работы, которые подрядчик выполнит в лучшем случае в январе — марте. Это грубое нарушение закона порождает почву для злоупотреблений.
Общественный контроль
Алексей Гридин считает, что неосвоенные денежные средства, выделенные по планам закупок, нужно не возвращать в бюджет в конце года, а держать их на отдельном счете как целевые. Он также предлагает ряд поправок в ФЗ № 44. В частности, по обязательному финансированию проектно-сметных работ и строительного контроля. Алексей говорит, что подрядчиков нужно обязать соблюдать графики производства работ и организовать общественный контроль за исполнением контрактов и мер, принятых по обращениям в УФАС и другие уполномоченные государственные органы по выявленным нарушениям. Необходимо включить в данную группу по мониторингу госзакупок активистов, имеющих инженерное образование и опыт работы по профилю на реальном строительном производстве. И обязательно придавать огласке и выносить на общественное обсуждение случаи нарушений. Ведь избыточными тратами бюджета и выводом денежных средств из реального сектора экономики края в теневой негативные последствия «договорных торгов» не оканчиваются.
Отсутствие честной конкурентной борьбы на аукционах ведет к снижению качества поставляемых товаров и выполняемых работ, к срыву сроков исполнения заказов, поскольку из вовлеченных в коррупционные схемы чиновников – плохие контролеры.
Радея «родным» фирмам и предпринимателям, чиновники «перекрывают кислород» тем, кто пытается найти себе место под солнцем, работая честно. Это ведет к снижению предпринимательской активности. Не веря в возможность реализовать себя в крае, высококвалифицированные специалисты выезжают в мегаполисы, освобождая место для приезжих «мастеров» сомнительных умений. В среде малого предпринимательства возрастает социальная напряженность. Бюджеты недобирают налоговые поступления. Кроме того, сроки проведения закупочных процедур неправомерно растут. Как следствие, срываются сроки выполнения различных госпрограмм. Процветает в этих условиях только коррупция.
Марина ЧЕРНЫШЕВА
Рисунок onf.ru