№ 44 (3621) 09.11.2016  

ЗАПРАВКИ БЕЗ ЗАРЯДКИ

Короли бензоколонок проигнорировали требование правительства

Владельцы электромобилей в Ставропольском крае когда-нибудь смогут заряжать батареи своих машин на любой автозаправке. Возможно, это случится даже очень скоро. Хотя эта услуга владельцам электромобилей должна быть доступна уже сегодня – на то есть соответствующее постановление правительства. Однако у нас, как всегда: закон есть, а как его исполнять, непонятно…

Бесполезный документ?

С 1 ноября 2016 года все российские АЗС должны быть оборудованы колонками для подпитки автомобилей с электродвигателями. Такое требование определено постановлением правительства РФ. Зарядные станции для электромобилей теперь включены в перечень минимально необходимых услуг объектов дорожного сервиса.

Инициатива российского правительства появилась для того, чтобы ускорить развитие рынка электромобилей в РФ. На сегодня он находится в весьма печальном состоянии. После того как вышло сие постановление, эксперты высказывались о том, что оно не несет никакой ценности и пользы. По той причине, что его можно легко обойти. Одной из главных проблем называлось отсутствие конкретики по основным моментам. Так, к примеру, не указывается конкретный тип зарядной станции, которыми должны быть оборудованы АЗС. Кроме того, владельцам автозаправок российское правительство не обещало какой-либо финансовой помощи. Поэтому, как предполагали эксперты, скорее всего, они установят самые дешевые модели, чтобы просто не нарушать закон.

В нашем крае короли бензоколонок не стали раскошеливаться и на самый дешевый вариант зарядных станций. Мы позвонили на несколько АЗС, принадлежащих разным компаниям («Лукойл», «Октан», «Ставнефть»), но везде получали ответы, что станции не имеют оборудования для зарядки аккумуляторов электромобилей. Работники АЗС, поднимавшие телефонную трубку, даже не слышали о том, что с началом ноября должна предоставляться такая услуга.

Причина игнорирования решения правительства владельцами АЗС, очевидно, кроется в неразвитости рынка электромобилей. Топливные компании не надеются получить отдачу от тех средств, которые будут вложены в приобретение зарядного оборудования.

По данным аналитического агентства «Автостат», в России зарегистрировано всего 722 автомобиля с электрическим двигателем.

Из них 253 электромобиля — в Москве, 75 машин – в Приморском крае, 49 — в Самарской области. Ставрополье, можно сказать, тоже в числе наиболее продвинутых субъектов РФ. На восьмом месте. По данным краевого ГИБДД, у нас зарегистрировано 20 машин, работающих на электродвигателе. Все они находятся на КМВ, в Кисловодске. На Юге России Ставрополье по числу электромобилей уступает только Краснодарскому краю, на территории которого зарегистрировано 43 авто с электробатареей.

Замкнутый круг

Зарядная инфраструктура в стране насчитывает порядка 60 станций, из них половина находится в Москве, остальные — в регионах. Зарядки для электромобилей есть, например, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ярославле, Сочи. И даже на острове Валаам. До конца 2016 года, по некоторым оценкам, общее число зарядных станций для электромобилей увеличится в России на 20 процентов.

В Ставропольском крае на сегодня всего пять зарядных станций. Помимо трех зарядок в Кисловодске, две станции имеются в аэропортах Минеральных Вод и Ставрополя. Об этом сообщил заместитель министра энергетики, промышленности и связи Ставрополья Дмитрий Макаркин.

— Эта проблема – замкнутый круг, — рассуждает замминистра. – Без сети зарядок не будет развития рынка электромобилей, а без рынка электромобилей не развивается зарядная сеть. Поэтому федеральное правительство и инициировало этот процесс, обязав топливные компании оснащать свои АЗС оборудованием для зарядки электрокаров.

Почему владельцы АЗС не выполняют постановления федерального правительства, не оснащают свои объекты заправочными комплексами для электромобилей? Дмитрий Макаркин считает, что делу мешает дороговизна зарядного оборудования. Средняя цена зарядных станций (они есть быстрые и медленные) – 1,5 млн рублей. А поскольку жесткого указания в постановлении правительства нет, владельцы АЗС не спешат закупать зарядное оборудование. У представителя регионального минпрома нет информации о том, что какая-либо топливная компания в крае оборудовала зарядкой для аккумуляторов хотя бы одну из своих АЗС.

Электромобили – будущее курорта

Заместитель главы администрации Кисловодска по экономическим вопросам Евгений Силин насчитал в городе не 20, а всего пять электромобилей. Все они работают как такси, принадлежат автотранспортному предприятию, владельцем которого является один из депутатов кисловодской Думы. Предприятие когда-то входило в программу субсидирования приобретения экологически чистого транспорта. В рамках этой программы и было приобретено пять машин. Речь идёт об электромобиле «Lada Еllada». Несколько лет назад это был громкий проект. Он стал первым в России по использованию электромобиля в пассажирских перевозках.

Евгений Силин считает, что у электроавтотранспорта неплохое будущее, особенно на таких территориях, как Кисловодск.

Три кисловодские зарядные станции существуют отдельно от АЗС. Две находятся на территории автоколонны — владельца электромобилей, ещё одна – у железнодорожного вокзала города.

Недавно в крае состоялось выездное заседание трёх комитетов Совета Федерации РФ, на котором обсуждался и вопрос о стимулировании внедрения экологически чистого транспорта в городах-курортах КМВ. После этого мероприятия появилось внимание к электротранспорту со стороны властей — главы Кисловодска и губернатора. Руководитель Ставрополья решил, что электрический транспорт нужно развивать не только на КМВ, но и по всему краю. В частности предлагается нулевая налоговая ставка для электромобилей, бесплатная парковка там, где для обычных машин она платная.

Покупают, но неохотно

Электромобили – экономные машины. Одна полная зарядка такого авто сегодня обходится примерно в 130 — 140 рублей. А проехать на ней можно от 150 до 300 километров. Для городских условий – неплохое расстояние.

По некоторым оптимистичным прогнозам в России к 2020 году количество машин с электродвигателем может достичь 200 тысяч. Более половины этих машин будут зарегистрированы в Москве и Московской области.

Пока же число электромобилей, которые приобретают россияне, падает. Агентство «Автостат» сообщает, что за январь — сентябрь 2016 года россияне купили на 20 процентов электромобилей меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Впрочем, не очень охотно покупают электромобили даже в Германии, которая является одной из самых передовых стран на планете в области распространения электроавтотехники. Не помогает и выплата премии немецким покупателям при приобретении таких машин. Тем не менее количество электромобилей в стране растет. Германия предлагает Евросоюзу запретить с 2030 года эксплуатировать новые автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями. Эра электромобилей все равно наступит. Вопрос только во времени.

Влад БОЧАРОВ

Фото cyplive.com

МЕЖДУ ТЕМ

Самыми популярными среди почитателей электромобилей остаются электромобили производства американской корпорации «Tesla». Первенство держит седан «Tesla Model S». На втором месте компактный городской микроавтомобиль «Mitsubishi i-MiEV». А на третьем — еще один японский электрокар «Nissan Leaf». Недавно появился на российском рынке «Renault Twizy», который тоже является городским микроавтомобилем. Его уже стали покупать.

СПРАВКА

Существует два типа зарядных станций: быстрые и медленные. На быстрых станциях зарядка происходит в течение 20 — 30 минут. На обычных АЗС, по всей видимости, должны размещаться именно такие зарядки. На медленных станциях подзарядка аккумуляторов происходит в течение нескольких часов. В основном такие станции предназначены для ночной подпитки автомобилей.

Наверх