ЗЕМЛЯ И ДОЛИ: ОПЯТЬ 2500?
«Закон о жирных котах» всплыл в канун перезаключения договоров аренды на Ставрополье
Пресловутый закон, предписывающий, что новые земельные участки, вычленяемые из земель сельхозназначения, на Ставрополье не могут быть меньше 2500 гектаров, а не 30 га, как сейчас, вновь на повестке дня. Весной готовые выйти на площади края отнюдь не с цветами фермеры достучались до властей, и документ, прошедший первое чтение в краевой Думе, был снят с дальнейшего рассмотрения. И уже неважно, что тому стало причиной – то ли проходящие в то время праймериз и предстоящие выборы, то ли декларируемая забота о развитии малого и среднего предпринимательства, в том числе и на селе.
Вновь актуализировал тему митинг трудящихся в Светлограде, проведенный 28 октября профсоюзом работников АПК Ставрополья и «Агропромобъединением Ставропольского края» под лозунгом «Сохраним село Ставрополья» в защиту крупных сельхозпредприятий. Позвали на него только их представителей. Фермеры, если кто и хотел присутствовать, не успели. Из высокого начальства был глава краевого минсельхоза Владимир Ситников. Прибыли также некоторые главы сельских поселений и руководители сельхозпредприятий. Начало неожиданно перенесли с ранее объявленных 11 часов на 9:30 утра.
Поскольку альтернативных точек зрения и вызванных ими споров не было, уложились в час. При этом были подняты несколько важных для всех аграриев вопросов. Один из выступающих предложил вернуть к рассмотрению «закон о двух с половиной тысячах га», прозванный «законом жирных котов». Почему-то он был уверен, что только это защитит уцелевшие на Ставрополье успешные сельхозпредприятия от недружественного захвата пришлыми богатеями. Митинг принял соответствующую резолюцию, приложив к обращению в Думу подготовленные заранее списки участников с более чем 3 тысячами живых подписей.
Бизнес-сообщество против
Итоги мероприятия были обсуждены на днях в ходе круглого стола, собравшего руководителей и представителей таких предпринимательских объединений региона, как «Деловая Россия», «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленная палата Ставропольского края, Пятигорская торгово-промышленная палата, Ставропольский союз менеджеров, СРО Строителей Северного Кавказа, Российское управленческое сообщество, Северо-Кавказский союз предпринимателей, Городской союз малого и среднего бизнеса, Союз объединений выпускников президентской программы «Консорциум Северный Кавказ». Заместитель председателя краевой АККОР Сергей Сотников напомнил, что предложение об укрупнении земельного надела для тех, кто желает выделиться и работать самостоятельно, содержалось в проектах законов № 541-5 и № 648-5. По первому из них было получено отрицательное заключение краевой прокуратуры. Второй был принят в первом чтении, но после широкого общественного резонанса, масштабного возмущения и митингов фермеров по всему краю и выступления бизнес-сообщества единым фронтом был снят с повестки. Но, как видим, не забыт.
Между тем на Ставрополье около 16 тысяч фермеров обрабатывают около 1 млн га земли. Почти половина этой площади арендована у 70 тысяч пайщиков. Средний размер пая у бывших колхозников порядка 5 га. Размеры крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), как правило, составляют от 30 до 1000 га.
По мнению участников круглого стола, увеличение минимального размера земельных участков до 2500 га выгодно только крупным хозяйствам и приведет к переходу КФХ в категорию ЛПХ — личных подсобных хозяйств, вытолкнув их из легального предпринимательства в теневой сектор экономики. Это сократит поступления в бюджеты всех уровней и принесет гораздо больше вреда, чем пользы.
При этом собственники земельных паев уже не смогут передать свой надел в аренду другому лицу, предлагающему более выгодные условия. Это ограничит их права пользования собственностью, закрепленные в Конституции РФ. Фермеры также волнуются, что не смогут продлить аренду обрабатываемых участков на новый срок, тогда как прежний у многих подходит к концу.
Как сообщили в пресс-службе Ставропольского краевого отделения «ОПОРЫ РОССИИ», предприниматели решили обратиться в краевую Думу и к губернатору Ставрополья с предложением не увеличивать минимальные размеры образуемых земельных участков, поскольку это неизбежно приведет к негативным социально-экономическим последствиям.
Если все же такой законопроект будет внесен на рассмотрение в Думу края, они намерены обратиться в прокуратуру, чтобы та проверила его на предмет обоснованности, целесообразности и соответствия действующему законодательству. А также потребовать от минэкономразвития Ставропольского края проведения обязательной процедуры оценки регулирующего воздействия этого законопроекта.
Между Сциллой и Харибдой
Вице-президент Ставропольского союза менеджеров Денис Слинько предложил также обратиться в Совет по правам человека при Президенте РФ, напомнив, что ранее уже удалось привлечь внимание федерального центра к земельным вопросам, хотя комиссия по рассмотрению и урегулированию земельных споров так и не была создана, при том, что проект положения о ее деятельности уже давно опубликован на сайте минимущества Ставрополья.
— Бизнес-сообщество края должно добиться начала ее работы, так как земельный вопрос для нашего края один из ключевых, — добавил Слинько.
В свою очередь председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов на встрече с активистами гражданского общества края, прошедшей 9 ноября в Ставропольском ГАУ, убедительно попросил ректора и коллектив Аграрного университета как можно быстрее прислать предложения по решению проблемы землепользования. Федотов назвал ее сверхактуальной не только в Ставропольском крае, но и в других регионах России. Правозащитник считает эту проблему одним из многих негативных последствий незавершённости аграрной реформы 1990-х годов. Делать шаги в этом направлении, по его мнению, нужно взвешенно, «пройти между Сциллой и Харибдой», восстанавливая ущемлённые ранее права и интересы большой категории граждан – селян, чтобы не разрушить сельскохозяйственное производство и экономику в целом.
Сожрут акулы-толстосумы?
Свое мнение озвучил и главный аграрий края Владимир Ситников. На брифинге он подчеркнул, что не видит ничего катастрофического в укрупнении участков.
— Возникает, конечно, проблема с выделом, но мы ведем речь не о сохранении какого-то колхоза или руководителя, а о развитии и сохранении основного средства производства – земли – в массиве, который позволит нам более эффективно управлять, – сказал Ситников. Фермерам он порекомендовал кооперироваться, объединяя свои наделы и возможности.
По данным краевого минсельхоза, КФХ в крае обрабатывают 15,6 % площадей, остальное – крупные хозяйства. При этом доля КФХ в налоговых поступлениях сложилась на уровне 4 процентов — порядка 300 млн рублей из 12,9 млрд налогов прошлого года. Да и социалка в селах практически полностью лежит на крупных хозяйствах. Ситников признал, что фермеры в этом году подтянулись, стали более эффективно работать и платить налоги, услышав призывы о выходе из тени. Собственно, и хозяйства нередко грешат тем же.
— Но из двух зол выбираем меньшее, — заключил глава отрасли.
Депутат краевой Думы и бессменный глава сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз «Терновский» Иван Андреевич Богачев назвал обсуждаемый законопроект противоречивым.
— Закон этот против тех, кто по собственной воле отдал свои паи буржуям в поисках выгоды. Искали, кто больше заплатит. Но если его не примут, наши хозяйства развалят, сожрут акулы-толстосумы! Фермеры не накормят страну, — убежден Богачев. – Село живое только там, где сохранились хозяйства.
И. о. краевого бизнес-омбудсмена Кирилл Кузьмин отметил, что в Думу края такой документ повторно не поступал. Но если это произойдет, его следует широко обсудить с участием всех заинтересованных сторон. Кузьмин в этом случае готов встать на защиту фермеров.
— Все формы собственности имеют право на существование. Фермеры – это малый и средний бизнес на селе, это рабочие места и поступления в бюджет. Именно малый бизнес во всем мире является драйвером развития любой экономики. А этот закон убьет предпринимательскую инициативу. При этом владельцы паев не смогут выбирать, кому отдать в аренду свою землю, и попадут в жесткую зависимость от крупных землевладельцев, — считает Кузьмин.
На вопрос «Почему крупные хозяйства должны непременно развалиться, если закон о 2,5 тысячах га принят не будет?» он пожал плечами: «Мне такие причины неизвестны».
Сколько приносит пай?
Сопредседатель краевого отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Павле Мрвалевич, поддержав опасения фермеров, предложил обсуждать вопрос в цифрах, а не митинговых эмоциях, и экономически обосновать негативное воздействие укрупнения земельных участков и потерь для краевого бюджета.
— Корень проблемы в том, что в крае не определен минимальный размер выплаты по паям. Далеко не все крупные хозяйства хорошо расплачиваются с паевладельцами. Вот люди и хотят выйти из кабалы, сдать свои наделы в аренду тем, кто обещает лучше платить. Для многих это единственная возможность учить детей, гасить кредиты, лечиться. Люди сейчас на разном уровне взвода. Мы предлагаем краевым минимущества и минэкономразвития включить механизм государственного регулирования, рассчитать этот минимум по районам, в зависимости от качества земель, наличия орошения.
Нужно также посчитать, кто отдает в казну больше с одного га – агрохолдинги или фермеры. Если фермер боится налоговых проверок, то проверять некоторые крупные хозяйства налоговики сами боятся: как бы чего не вышло. Кроме того, холдингам с их малолюдными технологиями выгодно, чтобы люди уезжали из сел, не были бы социальным бременем.
Понятно, что крупным хозяйствам за счет больших объемов дешевле обходятся ГСМ, средства химзащиты, семена, и экономика у них лучше. Но управляются лучше малые и средние хозяйства, они легче меняют профиль в случае неудачи. Однако не будем забывать, что каждый случай разный – сколько хозяйств, столько и борщей. Проблему не надо закапывать, но решать ее нужно на основании глубокого и всестороннего анализа, которого пока нет, — считает Мрвалевич.
Марина ЧЕРНЫШЕВА
Фото Виктора Нестеренко