МАРШ ЭНТУЗИАСТОВ
Муниципальная реформа в Ставропольском крае захватывает всё новые территории
В советские времена в ходу был лозунг о стирании грани между городом и деревней. Имелось в виду, что деревня должна догнать город по уровню доходов, условиям и качеству жизни. Но как ни старались коммунисты, ничего у них не вышло. Cело осталось селом, а город — городом. Нынешние власти Ставрополья, впрочем, знают, как жителей сел и хуторов превращать в горожан.
На очереди – Кировский район
Минераловодский, Ипатовский, Нефтекумский районы, теперь ещё и Кировский… Муниципальная реформа в Ставропольском крае, затеянная губернатором, распространяется на новые территории.
Население Минеральных Вод уже год живет в условиях городского округа. Он создан из Минераловодского муниципального района. Аналогичные законы приняты в отношении Ипатовского и Нефтекумского муниципальных районов. В городские округа они должны превратиться в мае 2017 года. Теперь вот реформаторы добрались до Кировского района. На обсуждение депутатов краевой Думы уже поступил законопроект о преобразовании Кировского муниципального района в городской округ.
Для полного представления масштабов муниципальной реформы следует еще вспомнить Георгиевский и Изобильненский районы, население которых оказалось не вполне готово к переменам. В Георгиевском районе, например, в трех муниципальных образованиях публичные слушания по поводу преобразования муниципального района в городской округ были сорваны – в Краснокумском, Новозаведенном и Незлобном.
И в Кировском районе полное одобрение получено не сразу. Вначале народ сопротивлялся. В Зольском, Марьинском, Советском люди выступали против. И многие депутаты поначалу возражали. Но в итоге все они проголосовали «за». Видимо, вышестоящие чиновники нашли какие-то рычаги воздействия на народных избранников.
Хуже не будет?
В Новопавловске муниципальную реформу поддержал прежний состав Совета депутатов, а 18 сентября там сформирована новая муниципальная Дума. Ее председатель Владимир Чирсков, избранный от «Единой России», говорит, что в новом составе депутатов единодушия нет, представлены разные мнения. Но лично он не видит в грядущих преобразованиях ничего страшного. Дескать, уже есть наработанный опыт. Так что переживать не стоит, считает депутат. Хуже быть не должно.
Оптимизм представителя райцентра не разделяют, впрочем, в отдаленных поселениях Кировского района.
— Сейчас у нас имеется какая-то власть, есть какой-то порядок, — говорит специалист администрации Старопавловского сельсовета Лариса Лукина. – Из местного бюджета выделяются деньги на освещение улиц, ремонт дорог. В центре села везде асфальт. Ухаживаем за памятниками, парками, кладбищем. И многие вопросы населения решаются на месте. По электричеству, газу. Люди обращаются к главе поселения, глава звонит в район. Проблемы снимаются. Есть специалист по налогам. Молодым для оформления брака не надо ехать в район. Регистрация браков, разводов, рождений, смертей — всё на месте.
Но после торжества муниципальной реформы в Кировском муниципальном районе, по прогнозу Ларисы Лукиной, всему этому относительному благополучию придет конец.
— Вот говорят: будет единый бюджет в округе, денег соберется больше и проще какие-то социальные программы можно будет реализовывать. Но не верится в это. Райцентру, может быть, и перепадет, а мы, скорее всего, будем жить по остаточному принципу. Снова у поселений отберут землю.
Представитель главы городского округа и еще, может быть, один или два человека… Вот и весь административный аппарат, который останется в поселениях после образования городского округа. «Что они смогут сделать?» — задаются вопросом селяне. «На какие средства?» Люди уверены – станет хуже. Решать социальные вопросы будет сложнее. Придется ездить для этого в «столицу» городского округа.
Общение Ларисы Лукиной по телефону с коллегами в Минераловодском городском округе, где муниципальная реформа уже победила, укрепило её в собственных выводах. Довольных новым порядком там нет, люди в шоке. До сих пор не могут понять, для чего это сделано, и кому это было нужно.
— Власти декларировали, что основная цель преобразований муниципальной власти — сэкономить бюджетные средства за счет высвобождения местных чиновников в поселениях. Но если административный аппарат сократится в поселениях, не может не увеличиться штат в административных структурах округа, — рассуждает представительница Старопавловского сельсовета. — Потому что работы там станет больше. В земельном комитете, в бухгалтерии и т. д. Поэтому возможность большой экономии вызывает сомнения.
Сомнения у селян, которым предстоит стать горожанами, имеются и по поводу сохранения сельских коммунальных тарифов, которые ниже городских. Какое-то время энергокомпании не станут повышать тарифы. Но все равно это произойдет. Через полгода, через год.
Сколько сэкономили?
Из Кировского района преимущества преобразования Минераловодского муниципального района в городской округ можно и не разглядеть. Но, может, действительно, нет никаких успехов?
Вот, например, декларируемая властью экономия бюджета за счет высвобождения чиновников местного уровня. Пока с этой экономией ничего не выходит. Согласно официальным данным администрации городского округа, дефицит бюджета территории на середину года выше, чем планировался в начале года.
А сколько, собственно, хотели сэкономить? Как известно, региональное отделение Партии Роста пытается оспорить в судебных инстанциях законность решения краевых властей по поводу преобразования поселений Минераловодского муниципального района в городской округ. Получив отказ в краевом суде, партийцы намерены обращаться выше — в Верховный суд.
Представители Партии Роста выяснили в ходе судебного процесса, что законопроект о преобразовании Минераловодского муниципального района в городской округ не имел финансово-экономического обоснования. То есть нет ни одной цифры, показывающей, какая будет экономия бюджета в результате реформы.
Судья спрашивал у представителей губернатора и краевой Думы, сколько планировалось сэкономить, но они не могли дать ответа. К тому же заявили, что цель экономии и не ставилась.
Наоборот, из муниципального бюджета оплачивались преобразовательные процедуры.
— Мы задавали вопрос в суде: откуда брались деньги и сколько? Ведь в краевом бюджете они не закладывались, – рассказывает член политсовета регионального отделения Партии Роста Денис Слинько. — Никто не знает. Но Краевая контрольно-счетная палата предварительно подсчитывала, что на преобразования по Минераловодскому району необходимо свыше 60 млн рублей.
В отсутствии финансово-экономического обоснования закона Партия Роста усматривает основание для его отмены. Законопроекты, касающиеся предпринимательства, не могут приниматься без финансово-экономических расчетов. А в том, что в результате преобразования муниципального района в городской округ ухудшатся условия для бизнеса, предприниматели уверены. Например, увеличится налогооблагаемая база, поскольку вырастет кадастровая стоимость земли. Энергоснабжающие организации получат возможность применять городские тарифы. Пусть не сразу, позже, но сельские тарифы обязательно поменяются. Средства, выделяемые на поддержку села, нельзя будет направить в городской округ.
— Казначейство не пропустит эти деньги. Это нарушение закона, — констатирует Денис Слинько.
Порочная практика
Почему-то мнение федеральных законодателей для региональных чиновников – пустой звук.
Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в прошлом созыве Госдумы РФ дал отрицательные заключения на поправки к Закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые инициировали некоторые депутаты. Эти поправки узаконили бы вариант преобразования муниципальных районов в городские округа. То есть то, что сейчас делается в нашем крае и в некоторых других российских регионах. Депутаты Госдумы сочли, что эта порочная практика является нарушением 131-го федерального закона, создает очевидные предпосылки для ликвидации поселенческого уровня местного самоуправления в стране.
Но заключение думского Комитета не останавливает краевых депутатов, дружно голосующих за законопроекты о преобразовании муниципальных районов Ставрополья в городские округа, губернатора, подписывающего документы. Теперь вот и краевой суд игнорирует позицию федеральных парламентариев.
Смысл реформы, уверены ее противники, – построить вертикаль для контроля в сфере земельных отношений. Власти хотят получить жесткий контроль над землей. Это делается в интересах крупных сельхозпредприятий и агрохолдингов. Уже известно, что депутаты регионального парламента планируют вернуться к скандальному законопроекту о минимальном размере вновь образуемых земельных наделов в 2,5 тыс. гектаров. Но такая политика ведет к деградации окраинных малозаселенных территорий Ставрополья, еще большему оттоку населения из этих мест.
Влад БОЧАРОВ
Рисунок Евгения Синчинова
МНЕНИЕ
Илья Дроздов, депутат краевой Думы, в свое время предлагавший Ставрополь объединить со Шпаковским районом:
— Наверное, с этого и надо было начинать. Михайловск, условно говоря, стал бы Михайловским районом Ставрополя. Всю остальную территорию Шпаковского района можно назвать, к примеру, Пригородным районом. И сделать один городской округ. Это сразу увеличивает численность населения Ставрополя за полмиллиона человек. И, соответственно, повышает инвестиционную привлекательность города.
Мы, в принципе, не против идеи образования городских округов на основе муниципальных районов. Но везде должна быть какая-то логика. Если с преобразованиями в Минеральных Водах какая-то логика есть, то с Нефтекумским районом логику понять сложно.
Прежде всего, надо спрашивать у тех, кто на этой территории живёт – хотят они перемен или нет. Нужно проводить референдумы. И нужно говорить правду. Я бы на месте представителей правительства края не кривил душой и не рассказывал сказки про экономию бюджета. Она, если и есть, то абсолютно копеечная. При этом власть удаляется от людей.
С другой стороны, толку от местной власти на уровне сельсоветов немного. Что происходит на самом деле? За счет муниципального самоуправления усиливается государственное управление. Вопрос только в качестве этого управления, качестве кадров, назначаемых губернатором и правительством.
Вот у нас был первый опыт – Минеральные Воды. Мы предлагали – давайте года три понаблюдаем, есть ли плюсы, какие минусы. Пока прошел только год.