№ 05 (3633) 08.02.2017   Рекомендовано  

НЕ ПРОСНУТЬСЯ БЫ НА СВАЛКЕ…

Чтобы решить проблему с мусором, сначала нужно перестроить мозги

Состоянию экологии в крае и в стране, важности смены приоритетов была посвящена встреча сопредседателя Центрального штаба Общенародного фронта, председателя комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольги Тимофеевой со студентами Северо-Кавказского федерального университета.

Ситуация – аховая

Ольга Тимофеева

Ольга Тимофеева призналась, что рассчитывает «завербовать» будущих юристов, экономистов и экологов в ряды активных поборников экологической чистоты родных для нас уголков планеты.

Она рассказала, что сама заканчивала юридический факультет Ставропольского госуниверситета, всегда имела активную жизненную позицию, но в юности и представить не могла, что станет депутатом Госдумы.

— Непрерывно развивайтесь, проявляйте себя со студенческой скамьи, участвуйте в общественных проектах. В частности, Народный фронт 1 февраля дал старт своему новому проекту «Генеральная уборка». Любой желающий на сайте ОНФ может зайти на Интернет-ресурс kartasvalok.ru и добавить информацию о несанкционированной свалке мусора в своем городе или селе. Делайте это, ведь у каждого есть смартфон, — призвала она ребят.

Тимофеева отметила, что в конце года общественники представят карту президенту страны и лидеру ОНФ Владимиру Путину на Общероссийском экологическом форуме ОНФ.

А ситуация в этом вопросе – аховая, призналась депутат. Москва уже задыхается от мусора, через год-два его просто некуда будет вывозить, имеющиеся полигоны себя исчерпали. На Ставрополье при 250 санкционированных свалках активисты ОНФ насчитали около 2 тысяч нелегальных, а по факту их может оказаться еще больше!

На недавнем совещании с главами сельских поселений Петровского района и краевыми министрами федеральный депутат обсудила готовность Ставрополья к запуску новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Совещание не случайно прошло в Светлограде. Здесь — одна из самых крупных в крае свалок. Ее площадь примерно 30 футбольных полей, а 20-метровая толщина мусорного слоя сравнима по высоте с 6-этажным домом. На рекультивацию только этого полигона нужно 50 млн рублей. А где их взять при нынешней напряженности бюджета? При этом в ожидании нового закона о работе с ТКО власти расторгли контракты с прежними коммунальными предприятиями, а закон взяли и отложили на два года, потому что ни один из регионов страны не представил внятной схемы работы, не определил хозяина, ответственного за работу с мусором. Да и плата жителей за его вывоз получалась слишком высокой. А ведь и сейчас за мусор не платит свыше половины населения. При том, что во всем мире бизнес на мусоре – один из самых прибыльных, но и криминализированных. Его даже сравнивают с наркобизнесом.

Зачистить от лазеек законодательство

На качество нашей жизни напрямую влияет качество законов. Порой одно слово, загадочным образом появившееся в законе в последний момент, может в корне изменить его смысл. Например, правила игры по отношению к «рыбе» или к «свежезамороженной рыбе» не должны быть одинаковы. А лобби не дремлет, в коррекцию текстов вкладываются огромные деньги. Ольга Тимофеева пообещала ни при каких обстоятельствах «не сложиться под бизнес или вышестоящих чиновников» и пожелала стойкости юным экологам и правоведам.

— Нужно развивать раздельный сбор отходов, чтобы отправлять их на дальнейшую переработку. В Европе пускают в дело 70% мусора, в России – всего 5%. Между тем, две пятых части того, что у нас идет на помойку, это бумага – классическое вторсырье, — отметила Ольга Тимофеева. По ее словам, Ставрополье может стать одним из 10 пилотных регионов по отработке закона о ТКО. Это позволит получить из бюджета страны дополнительные средства, в том числе и на рекультивацию свалок. Но за использованием этих средств следует наладить тотальный общественный контроль, призвала она к активности студентов и преподавателей.

Еще по теме ТБО: борьба с мусором

Нужна также общественная экспертиза экологического законодательства, и здесь уж точно не обойтись без ученого сообщества. Например, закон о домашних животных не принимается Госдумой порядка 6 лет, т.к. не может совместить требования зоозащитников и тех, чьих детей покусала соседская собака. А ведь в квартирах содержат даже диких животных. Так, в Москве живут у хозяев 300 хищников семейства кошачьих. Держат дома также маленького слона и жирафа. Немало случаев, когда под одной крышей теснят жильцов десятки кошек или собак.

— Мы посадили зоолюбов и их оппонентов за стол переговоров, чтобы сообща выработать нормы отношения к братьям нашим меньшим и меры ответственности хозяев за принадлежащих им животных. Хотим вынести закон на публичные слушания. Нужно, как минимум, вводить чипирование животных, чтобы хозяева отвечали за тех, кого приручили.

Особоохраняемые территории, природные заказники страдают от огромного числа желающих построить там торговый центр, базу отдыха, элитное жилье. При помощи денег в законах находятся лазейки, и «нельзя» превращается в «можно». Яркий пример – наши Кавминводы. Кисловодску повезло больше, чем Пятигорску и другим городам региона. Кураторство над курортом взяла глава верхней палаты Федерального Собрания России Валентина Матвиенко, которая приводит сюда федеральные деньги, призывает к ответу высоких чиновников. Благодаря ей город признан Национальным парком. Но по федеральному закону, за вход в нацпарки нужно взимать плату.

— Мы должны быстро урегулировать этот вопрос, внести в ФЗ соответствующие изменения. А ведь еще есть особо охраняемые территории и нацпарки, где исторически проживают малочисленные народы, ведут там хозяйственную деятельность. Законодателям необходимо вместе с профессиональным экспертным сообществом принять такие правила игры, природоохранные законы, которые учитывали бы все нюансы. При этом, чтобы их невозможно было обойти, — считает депутат Госдумы.

Охранная грамота

Статус нацпарка – это сильнейшая охранная грамота для Кисловодска. Она дает шанс спасти то, что еще сохранилось из природных богатств Кавминвод. Например, разобраться со скважинами, из которых 15 уже утрачены, с незаконной застройкой, состоянием лесов. Но это невозможно без пристального и неравнодушного общественного контроля. Ведь только благодаря активистам в Думу в прошлом году не прошел ущербный закон о Кавминводах в том виде, который кому-то давал заработать, но не устроил экспертов-экологов.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на днях подписал постановление о развитии Кисловодска. Но чтобы эта бумага заработала, с нею нужно активно ходить по кабинетам и выбивать деньги. А это задача местных и краевых властей. Подталкивать их должны общественность и депутаты всех уровней.

— Давайте через несколько месяцев вызовем власть на общественные слушания по развитию КМВ, спросим, что сделано, а что и не делалось, — предложила Тимофеева.

По ее мнению, особой федеральной защиты требуют также ботанические сады. Как правило, они уже окружены городскими кварталами и находится немало желающих покуситься на их территорию.

— Есть закон о защите животного мира, но растительный мир страдает не меньше, редкие растения также нужно защищать законодательно. А их сохраняют именно в ботанических садах.

Экология или экономика?

Как быть в ситуации, когда завод дымит, чадит, загрязняет окружающую среду, но единственный в округе дает людям работу? На модернизацию оборудования и строительство очистных сооружений денег нет. При этом специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов недавно заявил, что штрафы за «грязные» выбросы для предприятий, которые отказываются модернизировать свои производства, возрастут в несколько десятков раз. А бизнес просит отложить введение этого закона, требующего вложения многих миллионов рублей в современные очистные сооружения.

— Что, по-вашему, важнее, экология или экономика? — задала риторический вопрос Ольга Тимофеева. И сама же ответила на него: «Нужна «зеленая», экологически чистая экономика, но «зеленое государство» мы не построим без денег. Значит, нужен баланс, необходимо законодательство, подталкивающее предприятия к обязательной модернизации экологически вредных производств, но дающее на это разумный период времени. Невозможно здоровье и жизнь людей приносить в жертву нерадивым хозяйственникам. В стране недопустимо высок уровень онкологических заболеваний. И если на Северном Кавказе картина относительно благополучная, то в Челябинске, Магнитогорске, Кемерово из-за смога порой невозможно дышать».

Кстати, обострилась проблема загрязнения окружающей среды не только со стороны промышленных предприятий, но и в сфере сельского хозяйства, когда арендаторы-временщики буквально выжигают почву химическими препаратами.

Студенты со своей стороны подняли вопросы мусорных свалок в лесополосах, признания заповедной зоной территории горы Стрижамент, указали на проблему особо опасного мусора, например, батареек, ртутных энергосберегающих ламп. Ольга Тимофеева дополнила этот перечень медицинскими отходами, отвалами рудников, сбросами химических производств.

— Экология – это тема надолго. За несколько десятилетий накопилось огромное количество проблем, которые предстоит решать, переходить от теории к практике. Уже сегодня в этом секторе нужны профессионалы «с горящими глазами», — резюмировала депутат Госдумы и тут же предложила студентам проверить, а высаживаются ли в Ставрополе деревья взамен вырубленных. Она напомнила период десятилетней давности, когда в краевой столице беззастенчиво уничтожались насаждения под строительство торговых объектов, а остановить эту вакханалию удалось лишь после создания «зеленой комиссии», с которой теперь нужно согласовывать вырубку каждого ствола.

— Мы должны стать хозяевами своих дворов, улиц, скверов, парков. Понимать, что за ними нужно ухаживать так же, как за предметами обстановки в квартире. Кстати, обустраивать дворы и строить детские площадки сейчас будут только там, где жильцы возьмут на себя обязательства поддерживать их в порядке, — сказала федеральный депутат.

Марина ЧЕРНЫШЕВА

Фото Виктора Нестеренко

Наверх