КАЖДАЯ РОЛЬ – НА ВУЛКАНЕ СТРАСТЕЙ
22 февраля скончался актёр Алексей Петренко
«Глыба в актерском мире», «человечище», «немеркнущая зрительская любовь», «могучий притихший вулкан», «не персонаж, а персона, само присутствие в кадре которой уже явление»… Это все о нем, о народном артисте РСФСР, лауреате Государственной премии, обладателе многих других наград, о выдающемся деятеле кино и театра Алексее Васильевиче Петренко, который недавно ушел из жизни, пройдя путь почти в 79 лет. Для русской культуры это очень ощутимая потеря.
Вошёл в искусство с третьей попытки
Актер Алексей Петренко – это далеко не первый случай, доказывающий, что истинно народные таланты и рождаются в народной среде где-то в глубинке. Там они наполняются той самобытностью, которая и выдвигает их потом на первый план.
Родители будущего актера занимались крестьянским трудом на Полтавщине. Отца «за срыв планов по хлебосдаче» в голодные 30-е осудили и сослали в лагерь. Как говорится в одном из сообщений, «невиновному Василию Алексеевичу неимоверным образом удалось улизнуть от работ по возведению канала Москва – Волга, которым занимались осужденные». Прячась от преследования, в 1935 году он оказался в Черниговской области, в одном из совхозов, и здесь, в селе Чемер, через три года в семье родился сын, названный в честь дедушки Алексеем. С днем рождения до сих пор не определятся. Кто называет 24 марта, кто 26-го, а в паспорте значится 1 апреля. Дело в том, что именно в этот день отец пошел регистрировать малыша и, чтобы избежать неприятностей из-за несвоевременной прописки сына, назвал эту дату.
Когда Алеше исполнилось 11 лет, родители переехали в Чернигов, где купили полхаты.
В городе у парня уже была возможность заняться спортом, а именно борьбой. Ходил он и в театральный кружок Дворца пионеров. Руководитель кружка объяснил ему, как важен внешний облик актера, которому могут помешать сломанный нос или другие травмы, полученные в борцовских схватках, и Алексей выбрал театр. «Дверь в искусство» пришлось штурмовать трижды. Два года подряд поступал в Киевский театральный институт, но на вступительных экзаменах за диктант по русскому языку получил двойку, а сочинение на украинском и вовсе не смог написать. На третий раз поступил в Харьковский театральный институт. А в перерывах между попытками связать судьбу с искусством был и слесарем, и молотобойцем, и матросом, и пастухом… Научился даже мебель мастерить. За все это его и прозвали рукастым. Рабочая среда стала для него мощной школой жизни и многое дала для будущей актерской профессии. Там он наблюдал такие характеры, такие типажи, которые потом воплощались в образах на сцене или на экране. И сам актер обладал такой фактурной внешностью, которая склоняла в его пользу режиссеров, искавших исполнителей на одну из ведущих ролей в фильме.
Из Питера в столицу
Однако до того момента, как Алексей Петренко стал глыбой в актерском мире, ему, как и многим, пришлось пройти путь признания, довольствуясь маленькими ролями. Окончив в 1961 году институт, он по распределению попал в Запорожский музыкально-драматический театр имени Щорса. Потом служил в Донецком русском драматическом театре в Жданове (ныне Мариуполь). Репертуар этих театров не давал возможности актеру раскрыть все грани таланта, но, как говорили, ему удавалось превратить любую свою роль в нечто значительное. В Жданове работали выходцы из Ленинграда, хорошо знакомые с режиссером Театра имени Ленсовета Игорем Владимировым, они и написали ему ходатайство, порекомендовав талантливого актера. Даже не прочитав это послание, Алексей быстро собрал вещи и уехал «за главными ролями», за служением большому искусству. Правда, начинать все-таки пришлось с роли, в которой была одна-единственная реплика, но она его окрылила. В этом театре Алексей Петренко прослужил 10 лет и сыграл в одиннадцати спектаклях, перевоплощаясь из одного образа в другой, совершенно не похожий на прежний. Удивительное чутье и природное дарование помогали создавать нечто такое, что не оставалось незамеченным ни зрителями, ни коллегами.
В Ленинграде Петренко женился на оперной певице. По одним сведениям, у нее была дочь Полина от первого брака, по другим – это их совместный ребенок. В любом случае у нее с отцом были доверительные отношения. Алексей Васильевич даже спустя несколько лет выдал ей свой секрет. Дело в том, что в 1977 году Петренко переехал в Москву, решив покорять столичную публику, а Алла с Полиной продолжали жить в Ленинграде. Долгие разлуки сделали свое дело: Алексей Васильевич познакомился с театральным обозревателем газеты «Правда» Галиной Кожуховой и признался пятнадцатилетней Полине, что у него появились новые отношения. Девушка, начитавшаяся английских детективов, послала маме анонимное письмо, в котором и сообщила об этом. Брак, естественно, распался. После развода Полина какое-то время жила с отцом, она пыталась поступить в Щукинское училище, но потерпела фиаско и вернулась к матери. Позже Алла Александровна и Полина с дочерью Анастасией перебрались в Мюнхен.
Киношные «фокусы»
У Алексея Петренко начался новый период в жизни, который был связан не только с активной деятельностью на сцене, но и в кино. До этого он уже принимал участие в съемках. В 1966 году шла работа над кинолентой «Начальник Чукотки», посвященной 50-летию Октябрьской революции. Молодому 28-летнему артисту с фактурной внешностью предложили роль бандита. Это был небольшой эпизод, но все же в кино! Алексей пригласил на премьеру друга, и они с радостью увидели в титрах фамилию Петренко. Однако радость улетучилась, когда к концу фильма выяснилось, что самого кадра-то и нет! Как потом оказалось, цензоры заставили выбросить его, считая, что он дискредитирует советскую власть, при которой не может быть много бандитов и грабежей, что достаточно и одного эпизода нападения на начальника, в котором Петренко не снимался. Кадр убрали, а в титрах фамилию убрать забыли.
Таких «фокусов» в кино случается немало. Чтобы загладить неловкость, режиссер пригласил Петренко сняться в фильме «Женитьба», который, правда, появился на экранах уже через десять лет после «Начальника Чукотки».
Свободолюбивая натура Петренко привела к тому, что в Москве он кочевал из одного театра в другой. Это были Театр на Малой Бронной, МХАТ, Школа драматического искусства под руководством Анатолия Васильева, Школа современной пьесы… А потом предпочел репризу, дающую возможность самому выбирать сцену, материал, роль… Роли были разные, но благодаря таланту актера становились колоритными, запоминающимися: слуга Бьонделло в «Укрощении строптивой» У. Шекспира, атаман Платов в «Левше» по Н. Лескову, отставной солдат Конь во «Врагах» М. Горького, официант в «Утиной охоте» А. Вампилова… Его театральная известность была уже очень широка. Но еще большую популярность принесли ему кинороли.
В творческом росте актера немалую роль сыграла его вторая жена. Более 30 лет, прожитых с ней, артист считал самыми счастливыми. Галина была не только хорошей супругой, но и первым критиком его творчества, она помогала ему выбирать роли. Он был благодарен ей за все и вместе с ней воспитывал ее сына от первого брака Михаила Кожухова, который стал известным телеведущим. Но долгие годы счастья кончились вместе со смертью Галины Петровны в 2009 году.
Распутина «утвердил» Мессинг
Петренко снялся в фильмах «Двадцать дней без войны», «Ключ без права передачи», «Прощание», «Сибирский цирюльник», «Идиот», «Кооператив «Политбюро», «Похороните меня за плинтусом» и многих других. Всего на его счету около 80 киноролей. Но есть среди них одна, о которой стоит поговорить особо, потому что вместе с ней к нему пришла настоящая слава. Это Распутин в фильме Э. Климова «Агония». Интересны факты, которые предшествовали съемкам. На эту роль пробовались многие известные актеры и даже был утвержден Л. Марков. Но однажды Климов зашел посмотреть спектакль «Преступление и наказание», где Петренко играл Свидригайлова, и режиссер, увидев в нем «распутинское нутро», решил сделать ставку на молодого, мало известного актера. Однако, прежде чем окончательно решиться, повел его к… Вольфу Мессингу. Тот долго беседовал с тридцатилетним Алексеем, а потом предложил сфотографироваться на память и попросил принести фото на следующий день. Когда Петренко явился, Мессинг написал на обороте снимка: «Дорогой Алеша! У вас все будет хорошо, я мысленно с вами. 1973 год».
Действительно, все сложилось наилучшим образом, и роль Распутина стала визитной карточкой актера. Но хотя фильм был завершен в 1975 году, зрители увидели его только через 10 лет. Роль удалась, потому что, как многие отмечали, для Петренко «идеальная материя» — это природная необузданность персонажей, «в которых бушуют невероятные страсти, гуляет горячая кровь, готовая залить всех остальных своим пожаром». Впрочем, во многих его персонажах всегда есть кураж. Потому совершенно особенными получились у него и Петр Великий в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», и Сталин в «Пирах Валтасара», и Кнуров в «Жестоком романсе»…
У Алексея Васильевича был неплохой голос, он любил петь украинские народные песни. Со временем стал выступать с ними в спектаклях и фильмах. Особенно нравилось ему петь с симфоническим оркестром под управлением Федосеева. При исполнении прокофьевского «Ивана Грозного» Петренко фактически сыграл роль этого царя. Выступал и с «Военными письмами» Гаврилина. И как-то сказал: «Это такое чудо – выступить с симфоническим оркестром. Если бы у меня только это и осталось, я бы под конец жизни был вполне удовлетворен тем, как заканчиваю свой путь».
В 2010 году Алексей Васильевич женился в третий раз. Его женой стала журналистка Азима Абдумаминова, с которой он познакомился на кинофестивале в Белых Столбах. Она представляла там Киргизский государственный фильмофонд. Ему было 72 года, ей на 30 лет меньше, но они нашли много общего, им было интересно вместе. Из четырех детей Азимы старшие уже жили самостоятельно, а младшая — Алия – с ними. Некоторые считают, что девочка — их совместный ребенок, но это, как говорится, сугубо частное дело. Важно, что в этом браке Алексей Васильевич нашел душевное успокоение. Они с Азимой обвенчались в православном храме. Невеста была в украинской одежде, жених надел узбекский национальный костюм (Азима — узбечка по рождению). Их объединили любовь и служение искусству.
Идиллия ДЕДУСЕНКО
comments powered by HyperComments