С ГУРЬЕВЫМ НА РОДИНЕ ЕСЕНИНА
Об ушедшем режиссере, великом поэте и поездке театра «Слово» на Рязанщину
В этом году, 2 мая, исполнилось семь лет со дня ухода из жизни Владимира Гурьева. Талантливый актер и режиссер, Заслуженный артист России много лет отдал театру драмы имени М.Ю. Лермонтова — сыграл множество ролей.
С открытием в 1993 году собственной молодежной студии «Слово», он разрывался между двумя театрами. И все-таки выбрал «Слово». К 2008 году студия стала лауреатом премии Президента России, лауреатом восьмого всероссийского фестиваля молодёжных театров «Русская драма» в Москве, лауреатом премии молодёжи Ставропольского края. Театр-студия «Слово» по сути дела занял нишу отсутствующего в городе Театра юного зрителя.
Мне посчастливилось побывать вместе с молодежным театром «Слово» на родине Сергея Есенина, где ребята сыграли спектакль «Мой путь», созданный на основе философских писем Сергея Есенина. Жители села Константиновского Рязанской области, где родился Поэт, эту работу увидели 3 октября 2008 года. Для юных артистов горячие аплодисменты зрителей были так же дороги, как и редкая возможность ступить на землю по которой ходил Сергей Есенин, прикоснуться к его судьбе, к мятежной и чуткой душе. О той поездке остались воспоминания и интервью.
Не повторяя известных фактов
Владимир Гурьев, художественный руководитель театра-студии «Слово» заслуженный артист России.
— Была потрясающая солнечная есенинская погода! Как только стали подъезжать к Рязани, ребята они же артисты воодушевились: «Сколько здесь берёз!» И тут же: «А какое любимое дерево у Есенина?» «Берёза», — отвечаю. Смеются: «Совпадает!»
Вся Россия совпадает с Сергеем Есениным. С его высоким духом, ощущением Родины как тепла и света, без которого всё живое погибает. Где бы ни родился человек, его тянет на родину. Сам я появился на свет по соседству, в Пензенской области. И всю жизнь меня тоже влечёт в дорогие сердцу места. В 2005 году на праздновании 110-летия Сергея Есенина получил диплом за драматургическую реализацию темы Родины в творчестве поэта. Это начинание мы продолжили в цикле театральных страниц о жизни замечательных людей России. Были поставлены спектакли о Михаиле Лермонтове и Фёдоре Тютчеве. Со спектаклем о Николае Рубцове театр-студия выезжал в Москву, а затем в Вологду. Получили дипломы и грамоты; награждены премией Президента России Владимира Путина. Все это благодаря нашему духовному наставнику и покровителю, в прошлом вице-губернатору края Борису Калиничеву, который и воодушевил нас на постановку спектаклей. Так родилось и литературно-музыкально-драматическое представление «Мой путь», которое посвящено 113-й годовщине жизни и творчества Сергея Есенина.
Мы старались не повторять общеизвестных фактов. Встречи юноши-поэта с Москвой и Петербургом, со столичной элитой… Есенин — талант, который проявил себя в слове с младых ногтей, ведь писать он начал с девяти лет. А какие письма он нам всем оставил!
Практически пол-спектакля сделано на них. И завершили спектакль посланиями поэта к А. Сахарову. В них Есенин рассказывает о впечатлениях от «заграницы», которая ему чужда. И в этом поэт целостен как личность, гражданин, человек. Сергей Есенин жил и творил в бурное революционное и послереволюционное время. Бунты, кровь, столкновение взглядов, бои не на жизнь, а на смерть. Он вращался в этом чудовищном коловороте, но остался верен себе, любви к своей многострадальной Родине. Поэт Вольф Эрлих вспоминает: «Вечер. Есенин лёжа правит корректуру, швыряет ее на стол и встает с дивана. «Знаешь, почему я — поэт?.. У меня родина есть! У меня — Рязань. … Ты меня извини, но я постарше тебя. Хочешь добрый совет получить? Ищи родину! Найдёшь — пан! Не найдёшь — всё псу под хвост пойдёт! Нет поэта без родины…»
Удивительное разнообразие репертуара
Мне кажется, здесь магия пространства сформирована самой природой. Река Ока от села Константиново сначала поворачивает направо, к селу Федякино, затем налево — к лесу, а потом — в бесконечность. Соединение света и пространства. В эти места приезжают, чтобы посмотреть, как на глазах ежечасно меняется панорама константиновских лугов. Вместе с тем это одно из немногих мест на карте России, которое с есенинских времен практически не изменилось. Божья искра поэтического начала могла разгореться уже от одной этой красоты. Есенинская поэзия песенная. И ещё она, как эта солнечная осень — радостная и печальная одновременно.
Константин Воронцов, заместитель директора по научной работе Государственного литературного музея-заповедника С. А. Есенина:
— В последнее время Есенин молодеет, и его зритель тоже. Вот и юный театр-студия «Слово» из Ставрополя приехал к нам. У артистов удивительные глаза — добрые и искренние. Их эксклюзивность — в искренности. Наша музейная биографическая экспозиция близка тому пространственному и временному движению, которое нашло отражение в литературном повествовании «Мой путь».
Художественный руководитель Владимир Гурьев – человек влюбленный в поэзию, в жизнь. Мы не случайно пригласили именно этот молодой театр-студию. Удивил разнообразный репертуар, который говорит о большом потенциале и возможностях практически уже настоящего театра. Театральных приёмов можно придумать множество. Но та доверительность и огонь, которые они несут зрителю, — не заменишь ничем. Молодые актёры, похоже, почувствовали то, о чём в своей книге «Камешки на ладони» Владимир Солоухин сказал: «Есенин — глыба добра».
Спектакль приняли все
Василий Соболев, лауреат всероссийских конкурсов артистов-чтецов. Член Есенинского комитета чтецов Российской академии наук:
— Очень интересный спектакль привезли ставропольцы. Это полный антипод фильму «Есенин» с участием талантливого актера Сергея Безрукова. В спектакле сохранена внутренняя есенинская чистота. Ее, чистоту, просто так не сыграешь. Это идёт в зрительный зал как свет. Трепет, с которым ребята относятся к есенинской поэзии, просачивается в зрительный зал. Звучит хор. Пронимает до дрожи. Всё становится заразительным. Когда фильм с Сергеем Безруковым привезли на Рязанщину, те, кто не принял его а таких было много, вставали и говорили об этом. А спектакль о Есенине, поставленный в городе на Северном Кавказе, приняли все. В зале была идеальная тишина. Полное единение сцены и зрительного зала. Владимир Гурьев проповедует силу духа и доброты. Энергия доброты и правды чувств — это сегодня очень важно. Театр существует для эмоционального воздействия, а не для рационального. Один известный художник сказал: «На сцене зрителю нужно намекнуть. Все остальное он домыслит сам».
Когда мой отец открывал музей А. М. Горького, Е. А. Пешкова рассказывала мне, тогда еще шестилетнему мальчишке: «Васенька, запомните любимую фразу Горького — все человеческие беды происходят только от того, что человечество наиболее трудно усваивает самые простые вещи». В театр люди приходят смеяться и плакать. Спектакль «Мой путь» ценен тем, что молодые юноши и девушки доносят есенинскую простоту. Простота Есенина и простота исполнителей — это и есть результат отжатой сложности, над которой они работали, и затем все это вынесли в зал.
Очень трогательно, что есть такой человек, который занимается театром и который поставил за 16 лет множество спектаклей.
Очень прошу передать моё пожелание. Людям, власть предержащим, нужно обратить на это внимание. Необходимо субсидировать театр, дать ему соответствующий статус и поддерживать его. Вкладывая деньги в такой театр, они делают вложения в будущее своих детей и внуков.
Когда мы задаемся вопросом, как обустроить Россию, для начала надо «обустроить» и дать возможность творить таким людям, как Владимир Гурьев, а они, не сомневаюсь, обустроят театр высокого духа и добра, необходимость которого в наше время велика как никогда.
Светлана ДУБИНИНА