ВСЕ БЫЛО КАК БУДТО ВЧЕРА
Они собрались около главного входа в Ставропольский аграрный университет, что на улице Мира. Жали друг другу руки, обнимались.
-Да, ты не стареешь…
-Куда там…
-Здравствуйте, девочки, все такие же красавицы!
-Привет, мальчики!
А мальчикам и девочкам, даже самым молодым, уже за 70, некоторым и за 80 перевалило.
-У нас самый молодой – Митя Демичев. Он — единственный, кто после школы поступал, а все остальные – после армии или, проработав по нескольку лет, — рассказывает Варвара Васильевна Сиверина-Чертова, — тогда работающие и отслужившие шли вне конкурса, вот мы в основном такие поступали.
Большие люди
Варвара Васильевна достает из сумочки пожелтевшую газету «Овцевод Ставрополья» за 64-й год. Хранит ее как реликвию. Здесь напечатана заметка про студентов их курса, проходивших практику в Калмыкии. Три фотографии молодых парней: Пенькова, Данильченко и Сиверина, будущего мужа Варвары Васильевны. Увы, уже никого нет в живых.
Сама Варвара Васильевна работала на разных должностях в Ставропольском и Краснодарском краях. Сейчас живет в поселке Пятигорском, последние десять лет перед пенсией работала в местной администрации землеустроителем.
В разговор включился Александр Павлович Нарыжный. Рассказывает, что был старостой третьей группы, два года — освобожденным секретарем комсомольской организации института. Потом дослужился до председателя колхоза «Родина» Советского района. Работал Александр Павлович и начальником районного сельхозуправления, и восстанавливал «Ставропольвино» после горбачевской антиалкогольной кампании. В новое время Нарыжный даже ездил в правительство России к тогдашнему премьеру Силаеву. Словом, человек опытный, много повидавший на своем веку.
-Слышь, корреспондент, тебя как зовут?
-Сергей.
-А я Доценко Иван Павлович, 36-го года рождения, 81 год уже мне стукнул.
-По вам не скажешь, живчик.
-Стараюсь. Всю жизнь кручусь. В институт после армии поступил, где радиомехаником служил. Окончил вуз в 31 год. На разных должностях работал в колхозах, а как образовались в крае пять новых районов, меня назначили секретарем Туркменского райисполкома. Позже на свою родину вернулся в Шведино Петровского района, оттуда с должности агронома на пенсию ушел.
-У вас хороший послужной список.
-У меня-то что… Вот Дима Демичев – большой человек. У самого президента Лукашенко референтом был. Пойди, поговори с ним.
Дмитрий Михайлович Демичев, действительно, на курсе был самым младшим, ему даже 17 не исполнилось, когда поступил после школы. А вообще-то он 46-го года рождения, уже давно не юноша. Сам родом из села Томузловского Буденновского района, но уже много лет живет в Белоруссии. Туда уехал после того, как поработал в Калмыкии, в Апанасенковском районе на различных должностях в сельском хозяйстве. Там, как говорит, призвали его на партийную работу, и он сделал очень солидную карьеру. Прошел всю партийную лестницу — от инструктора райкома до инспектора ЦК компартии республики и секретаря Гомельского обкома партии. Когда случилась Чернобыльская катастрофа, принимал активное участие в преодолении ее последствий в Белоруссии, за что был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Позже он обобщил опыт этой работы в кандидатской и докторской диссертациях. Познакомился с Лукашенко, который, став президентом, пригласил его на работу в администрацию. Сейчас Дмитрий Михайлович преподает юриспруденцию в Белорусском государственном экономическом университете.
«Патриоты тех времён»
-Ну, расскажите, почему на полках наших магазинов изобилие белорусской продукции?
-Потому что президент у нас сельхозник по образованию, был директором совхоза, очень хорошо знает и любит сельское хозяйство. Мы не развалили колхозы, как вы, а постепенно вписали их в рыночную экономику. У нас земли бедные, но высокая культура земледелия, много добавляем в почву органики, потому что не уничтожили животноводство. Все это совокупно и дает результат, наша продукция по цене гораздо дешевле российской, за что нас не любят российские олигархи и постоянно объявляют нам то молочные, то сырные войны. У нас нет заброшенных сельхозземель, как у наших соседей в Литве, Латвии, Эстонии, хоть они и кичатся, что Евросоюз.
-У нас в крае, кстати, тоже давно нет заброшенных земель, культура земледелия тоже вполне приличная.
-Я рад за вас, край ведь для меня не чужой. Постоянно приезжаю сюда, был на 25-летии выпуска, 30-летии, вот теперь на полувековой юбилей приехал.
-Слышь, корреспондент, так как тебя зовут? – опять подключился к разговору Иван Павлович Доценко.
-Сергей.
-Сережа, ты напиши хорошо, прославь нас, патриотов тех времен. Есть за что.
Я согласился, мы пожали руки, и я отправился прославлять. Действительно, есть за что. Прекрасные люди, отдавшие жизнь сельскому хозяйству и своей Родине. Многая им лета!
Сергей ИВАЩЕНКО
Фото автора