№ 26 (3654) 05.07.2017   Рекомендовано  

ОЦЕНКА ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

Бесплатную медицину душат очереди, кадровый голод и неважный менеджмент

Очередь за талонами к узким специалистам в поликлиниках Ставропольского края приходится занимать порой с ночи, а выдают их, как правило, один день в неделю. Такую картину активисты Общероссийского народного фронта увидели в городских поликлиниках в Лермонтове, Минеральных Водах, Пятигорске и Ставрополе.

Они посетили пять лечебных учреждений без предупреждения во главе с федеральным координатором проекта «Народная оценка качества» Виктором Рожковым. Этот проект ОНФ запустил, чтобы привлечь широкий круг граждан к оценке качества работы поликлиник, детских садов и других организаций социальной сферы при помощи интернет-ресурса www.narocenka.ru. «Независимая оценка качества медуслуг создана, но это пока не эффективный механизм, скорее наоборот, обратная связь не состоялась», — отметил эксперт.

Видеокадры, снятые «фронтовиками», обсудили на круглом столе в медуниверситете с участием главврачей ряда клиник, представителей краевого минздрава и общественных организаций.

Как победить дракона?

На видео – пожилой человек, который пришел к одной из поликлиник Кавминвод в 4 утра, но в очереди был далеко не первый. При этом, рассказал зампредседателя Общественного совета по здравоохранению при минздраве края Роман Уруймагов, в этой поликлинике рядом с очередью установлен инфомат для самостоятельной записи к врачу, но им никто не пользуется. Не доверяют люди технике. Привыкли записываться «в окошке». Хотя, как показала независимая оценка качества медицинской помощи, проводимая общественным советом с 2015 года, люди жалуются, в основном, на очереди и грубое отношение в регистратуре. В Топе людского недовольства также длительное ожидание диагностических процедур и недоступность врачей-специалистов.

Можно обвинять пациентов, пасующих перед инфоматом и Интернетом, а можно позаботиться о людях и поставить в холле дежурного, который помогал бы пациентам справиться с новой для многих техникой, как это делают в отделениях банков, глядишь, и очередей стало бы меньше, отметил эксперт регионального отделения ОНФ Владимир Колесников.

Сумели же упорядочить потоки людей в «Городской клинической консультативно-диагностической поликлинике», расположенной на улице Серова в Ставрополе. Главврач Владимир Карданов рассказал, что здесь с трудом и не сразу, но сломали скверную традицию и организовали прием анализов по времени, а не в порядке живой очереди. Первое время посетители возмущались и спорили, но медсестры брали кровь строго по талонам. Теперь все довольны. Пациенты приходят к назначенному часу и не томятся в очередях, «накручивая» себе нервы и давление.

В консультативно-диагностической поликлинике также успешно практикуют систему «открытой регистратуры». Регистратуру разделили на две части, как и обязанности между сотрудниками: одни в прежнем помещении принимают звонки по телефону, другие, не отвлекаясь на телефонные переговоры, записывают людей в порядке живой очереди за стеклянной стойкой. Все специалисты на виду. Обычно их четверо, но если образуется очередь, подходит еще один регистратор. В старой регистратуре также хранятся карточки, которые, кстати, являются собственностью клиники.

«Уменьшился эмоциональный накал, когда пациенты стоят буквой «зю», наклонившись к окошку, а регистратор в это время, записав полфамилии, отвечает на звонки. Исчезли очереди. Перестали теряться карточки. Клинике это обошлось в 15 тысяч рублей за стойку для регистрации и дополнительно три пачки бумаги в месяц на талончики на анализы», — поделился опытом Владимир Михайлович.

Обратный пример привел федеральный эксперт ОНФ. По словам Виктора Рожкова, в Минеральных Водах заклеили окна регистратуры зеркальной пленкой, чтобы пациент и регистратор не видели друг друга. Руководство поликлиники таким образом хотело пресечь возможную торговлю талончикам, коррупцию и блат. Однако на деле, считает эксперт, выстроили дополнительную преграду между пациентами и врачами.

Время – деньги

Плоды технического прогресса, например запись к врачу по Интернету, значительно облегчают жизнь занятого населения, но нередко осложняют работу поликлиники. Пациент, легко записавшийся на прием, так же легко может на него не явиться. Отведенное на его прием время будет потеряно для других пациентов, которым не достанется талон. А пациенты – это доходы клиники. Поликлиника не заработает свои деньги, которые фонд ОМС перечисляет медучреждению в соответствии с оказанными услугами. И это проблема. Тот же Карданов поделился первым опытом внедрения записи по Интернету: «На один из приемов к гинекологу записались 18 человек из сел, но никто не приехал». В то же время он считает, что все виды записи должны иметь место. Его клиника первой поставила у себя инфомат. И хотя терминалы все еще пугают представителей старшего поколения, все больше людей оценили их удобство. Равно как и Интернет становится привычным орудием для все более широкого круга пациентов или их родственников.

Председатель профильного комитета краевой Думы, заведующая кафедрой общественного здоровья, организации здравоохранения и медицинской информатики СтГМУ Валентина Муравьева подчеркнула, что поликлиникам нужна обратная связь с пациентами. Не так сложно обзвонить записавшихся накануне – придут они на прием или нет? «Бумажное» общение все еще надо сохранить для старшего поколения. В то же время нужна большая информационная работа – выпускать листовки, объяснять в СМИ, как пользоваться инфоматами, записываться к врачу через единый портал медуслуг, уделить этому внимание при обучении пенсионеров компьютерной грамоте. Наши очереди не исчезнут, пока мы не проведем большую разъяснительную работу», — считает депутат.

Капитальные проблемы

Владимир Колесников заострил также внимание на несоответствии большинства зданий медучреждений современным требованиям: «Мы на грани глобальных проблем в связи со старением и необходимостью обновления парка оборудования и инфраструктуры наших помещений, не рассчитанных на новую технику».

При этом не везде есть возможность реконструкции, особенно в районном звене. Нужны современные здания, масштабное капстроительство, требующее огромных средств.

Эту мысль поддержал, в свою очередь, и Владимир Карданов. По его словам, существующая архитектура помещений не соответствует нормативам, которые предлагает Минздрав РФ. К тому же старое диагностическое оборудование уже не дает удовлетворительных результатов. «Нужно заново оснащать поликлиники, но обновлять оборудование планомерно и продуманно, а не по акции. Сумасшедшие деньги и высококлассное оборудование бездумно угробили в ходе нацпроекта», — с сожалением отметил специалист.

Замминистра здравоохранения Ольга Дроздецкая призналась, что в ведомстве поначалу не придавали большого значения независимой оценке качества, но вскоре поняли, как нужна эта работа, прежде всего управленцам. «Замыленным» глазом мы не видим негативных моментов, которые перечеркивают все хорошее, что делается в отрасли. Общественный совет выявляет как наши недоработки, так и успешные решения. Это помогает сориентироваться, куда направлять усилия», — сказала она.

Она отметила также низкую укомплектованность медучреждений кадрами. По словам замминистра, ведется работа по целевому набору и обучению молодых специалистов. В Пятигорске будут перераспределены пациенты между поликлиниками. А провести в крае диспансеризацию помогут специалисты медуниверситета.

«На интернет-ресурсе www.narocenka.ru мы хотим услышать от жителей края, с какими проблемами они сталкиваются каждый день: негде оставить детскую коляску в поликлинике, нет пандуса, не работает электронная очередь, нагрубили в регистратуре и т.д. Все мнения граждан будут проверены и проанализированы активистами ОНФ. На интерактивной карте уже появились многие социальные учреждения края, и мы призываем ставропольчан включаться в работу проекта», — подвел итоги круглого стола Виктор Рожков.

Марина ЧЕРНЫШЕВА

Фото Виктора Нестеренко

Наверх