ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВ: ИЗДЕРЖКИ ФОТОПРОФЕССИИ
12 июля отмечается Международный день фотографа
Фототехника развивается стремительно: сегодня почти у всех в кармане есть смартфон с мало-мальской камерой, профессиональные зеркальные аппараты стали массово доступны, несмотря на дороговизну. А уж сколько появилось в соцсетях публичных площадок для выставки цифровых фоточек?.. То есть как минимум каждый второй считает себя фотографом. Но мы хотим дать слово настоящим мастерам фотодела, которые помнят, что такое плёнка, реактивы и красный фонарь. А главное – у них есть интересные и любопытные истории.
Цензура внешняя и внутренняя
Не стоит думать, что цензура может касаться только текстов. Визуальное творчество тоже часто подвергается цензурированию – например, чиновники высокого ранга не любят, когда их запечатлевают в неестественной позе или с некрасивым выражением лица. Да и звёздам шоу-бизнеса такое тоже не всегда нравится. И это было всегда. А в старые советские времена фотографам зачастую приходилось следить за тем, чтобы в кадр не попал какой-либо секретный объект или то, что совсем не украшает действительность.
– Работая в 1988 году в краевой молодёжной газете, я заявил тему с задействованием аэрофотосъемки в качестве иллюстрации материала, – вспоминает фотограф Николай Рыбалкин. – Тогда я занимался парашютным спортом и всегда хотел попробовать поснимать в небе. Старшие товарищи с радостью поддержали инициативу. Но в те времена довольно демократичная цензура намекала о желательном предварительном согласовании такой съёмки с компетентными органами. Я прямым ходом отправился куда следует, надеясь на радушный и недолгий приём… Несколько дней подряд меня мурыжили на КПП, типа «приходите завтра», в итоге я попал к серьёзному мужчине, лет за пятьдесят. Он выслушал по-отечески и неожиданно для меня сразу дал добро на небесную фотосессию. На мои вопросы насчёт письменного разрешения и дальнейшего согласования кратко ответил: «У тебя же не шпионские дела, а искусство, а мы этим не занимаемся». Очерк вышел весело и задорно, лайков в то время не было, так что о реакции читателей не знаю.
– Ещё в советские времена я работал фотографом в нефтедобывающей конторе на севере, – вспоминает фотокорреспондент «СГВ» Виктор Нестеренко. – Как-то раз ехали на УАЗике по бездорожью на какую-то конференцию в соседний посёлок. И одна женщина из начальствующего звена всю дорогу нахваливала меня за мою работу. Но, видимо, перехвалила, потому что на очередной кочке упал мой кофр с аппаратурой, и в нём разбилась вспышка. А в зале, где проходила конференция, было темновато – не повезло. Там же на севере был случай, когда неприглядные пейзажи стали объектом для резонанса. Я долго снимал процесс разработки очередного месторождения и среди прочего случайно заснял то, что оставили после себя буровики – ямы, грязь, мусор… И весь фотоотчёт, включая эти снимки, дошёл туда, где принимались важные решения. Однако никого за это не поругали – наоборот – наше предприятие получило выгодный контракт на много миллионов тогдашних советских рублей. Директор и главный инженер меня хвалили, жали руку, жалко только, что не подкрепили это материально.
Случайные кадры
Зачастую фотографам приходится делать репортажные съёмки. И на таких живых фотосессиях получаются очень интересные кадры, не сравнимые с постановочными.
– Лет пять назад мы отдыхали в Северном Приэльбрусье, а на большом альпийском лугу, где располагались наши туристические лагеря, водилось множество сусликов, вся поляна была изрыта их норами, – рассказывает натуралист Николай Рыбалкин. – Они постоянно прятались в свои норки, поэтому я не успевал их сфотографировать. Рано утром, пока на этом лугу не гуляют люди и не пасутся коровы, залёг возле норок и заснял этих зверьков в интересных крупных ракурсах. Менял дислокацию и тоже получал хорошие результаты. Вдруг откуда ни возьмись появилась кошка, которая жила в нашем лагере, и затрепала бедного грызуна, как только он выполз из своей норки. Взяла его за шиворот и поволокла – он почти вполовину её размера! Я успел сделать несколько уникальных кадров, жаль, что не догнал саму охотницу и не знаю, что она сделала с бедным сусликом.
– Зачастую рабочие люди не хотят, чтобы их снимали в процессе работы, отмахиваются, приходится долго уговаривать, что это надо для газеты, всё согласовано с их начальством, которое дало указание позировать фотографу, – говорит фотокорреспондент «СГВ» Виктор Нестеренко. – Так, однажды на жаркой жатве уговаривал водителя КАМАЗа, собирающего зерно за комбайнами, чтобы он открыл дверцу, накинул рубашку и принял пафосную позу за рулём. В конце концов, он разозлился и, как был с голым торсом, высунулся в окошко и сказал: «Так снимай!» – и получился отличный кадр. А вообще самые хорошие кадры про рабочих людей получаются, когда их не просишь позировать, а выхватываешь что-то случайно в динамике. Так, года три назад в День Победы я снимал парад на площади Ленина в Ставрополе. И перед колонной военных шла собака, которую я не заметил во время съёмки – классный кадр получился. Да вообще животные часто получаются забавными: мой любимый снимок – портрет ослика, который стал очень смешно улыбаться, когда я навёл на его морду объектив.
Документальная фантазия
В профессии фотографа бывает множество курьёзных моментов, когда буквально на ходу приходится выкручиваться из сложившейся странной ситуации и даже придумывать для съёмки такие объекты, которых не то что нет под рукой, но и вообще может не существовать в природе.
– Главный редактор молодёжной газеты предложил мне сфотографировать НЛО, – делится своей курьёзной историей Николай Рыбалкин. – Я пытался убедить начальника, что с зелёными человечками не знаком. Но есть слово НАДО… Закрепленное тройным гонораром это слово для любого фотокора становится волшебным, а раз пообещал, пришлось делать. Естественно, НЛО снимал, не выходя из лаборатории. Старый торшер был снят в нерезком расфокусе, перевернут и вмонтирован над неузнаваемыми барханами Благодарненского района. Дело техники, даже сам удивился, как красиво получилось. Написал письмо, так, мол, и так – гостил на Ставрополье турист с далёкой Украины, много фотографировал, по приезду домой проявил плёнку – чудо! Вместе с фотографией отослал на адрес редакции. Материал вышел, тираж повысился, гонорар втихую получил. Но этим все не закончилось… Потом целый год в редакцию шли письма от бешеного фотоснайпера, представившегося лучшим фотохудожником Юга России по НЛО. А он временно проживал в психоневрологическом интернате поселка Тоннельного, где совмещал съёмку с лечением. А поскольку редакция была серьёзная, то и отдел писем был соответствующий: вся корреспонденция визировалась без вникания в подробности и перенаправлялась в отдел фотоиллюстраций, то есть мне. Значит, мне надо было и отвечать на поступившую корреспонденцию. А не отвечать было нельзя. Любимая работа превратилась в ад, пропал аппетит, сон. А снимки все шли в редакцию от этого добросовестного внештатника.
– Наверное, каждый фотограф с опытом встречается с такими моментами в работе, когда, казалось бы, всё хорошо, да что-то нехорошо, – рассуждает фотохудожник-постановщик Алексей Блужин. – И случается это «нехорошо», по закону Мёрфи, в самый неподходящий момент. Можно ли забыть обручальные кольца, приехав в ЗАГС? Да! Встречался с таким. Или можно в День города, когда весь город, кажется, отмечает этот праздник в пробках, отправить свадебного фотографа в ЗАГС в другом автомобиле и по другому маршруту, нежели поехали молодожёны? Да, можно, благо опоздали на церемонию всего на 10 минут, но и такое было. Желаю в День фотографа всем коллегам всегда быть бдительными!
Андрей КОЗЛОВ
Фото Виктора Нестеренко и Николая Рыбалкина
СПРАВКА
День фотографа отмечается в Европе и Америке в день памяти святой Вероники, которую любители и профессионалы фотодела почитают как свою покровительницу примерно с середины ХХ века. В последние годы этот праздник набирает популярность и в России.
Согласно легенде, когда осуждённый на мученическую смерть Иисус Христос шёл на Голгофу, неся крест на распятие, за конвоем следовала толпа, в которой была и Вероника. Когда измождённый Иисус пал под тяжестью креста, она напоила его водой и дала ему свой платок, чтобы утереть пот с лица. Вернувшись домой, Вероника обнаружила, что на ткани запечатлелся лик Спасителя. Этот плат святой Вероники со временем попал в Рим и стал здесь известным под именем Нерукотворного образа.