№ 31 (3659) 09.08.2017  

БЕЗЫДЕЙНОСТЬ В УГОДУ БЫСТРОЙ ВЫГОДЕ

Архитектор Виктор Маркелов о принципах благоустройства Ставрополя

Виктор Маркелов

Один из авторитетнейших градостроителей Юга России, автор множества жилых, общественных и мемориальных архитектурных комплексов краевого центра, президент Альянса Свободных Ставропольских Архитекторов (АССТ-АРХ) Виктор Маркелов имеет своеобразный взгляд на то, как сделать наш город лучше и красивее.

Но в последние годы он считается чуть ли не политическим оппозиционером, и даже два местных государственных телеканала не решились выдать в эфир уже записанные интервью с ним. Тем не менее Виктор Маркелов очень интересный собеседник, правда, его мнение, действительно, кому-то может показаться спорным, но в любом случае оно ценно как мнение большого профессионала. В канун Дня строителя мы пригласили его поговорить о нынешнем облике Ставрополя.

Под крылом Ангела

Самый известный проект группы архитекторов под руководством Виктора Маркелова – застройка и благоустройство центрального, 53-го квартала. В начале 2000-х на задворках ЦУМа быстро выросли здания под классицизм и модерн, а возникшая между ними дорога стала продолжением проспекта К. Маркса – она планировалась как пешеходный бульвар с каскадом фонтанов. Ядром композиции стал монумент «Ангел-хранитель Града Креста», открывшийся 15 лет назад в день 225-летия Ставрополя. Проект лично контролировал тогдашний мэр Михаил Кузьмин, но со сменой городского руководства на строительство остальных объектов как бы не хватило денег, это всё надолго «зависло», а на том месте за ЦУМом много лет были непролазные буераки и стихийная парковка…

– Изначально предлагали водрузить фигуру Ангела на часовне, но этот проект отвергли, тогда появилась идея поставить 25-метровую колонну, стилизованную своей структурой под крестово-купольную часовню, – вспоминает Виктор Маркелов. – Поэтому сечение её первого яруса – четырёхгранное, второй ярус – восьмигранный, а полусфера под фигурой Ангела напоминает купол. Символична была и чаша фонтана с четырьмя мостиками – это вписанный в круг крест, лучи которого указывают на стороны света. И сам Ангел смотрит на восток, и как раз в ту сторону должна была направиться новая пешеходная зона с каскадом фонтанов.

В прошлом году, откуда ни возьмись, появился новый проект реконструкции этой зоны, причём его авторы – молодые архитекторы и дизайнеры из… Оренбурга! «Как будто своих не хватает?» задаются вопросом ставропольцы. Были приглашены далёкие от нашего города уральцы правительством края (где, кстати, сейчас много варягов с Урала), и их проект стал воплощаться очень оперативно.

– По их первоначальному проекту предполагалось только благоустройство территории за ЦУМом, но в какой-то момент это стало называться второй очередью, а в качестве первой присовокупили проект реконструкции площади Ангела и ремонт самой колонны. Конечно, любая идея имеет право на существование и воплощение, но должно было состояться публичное обсуждение. Его провели, но формально, в виде некоего интерактивного опроса по радио, получив в итоге то якобы «общественное» мнение, которое совпадало с мнением краевой власти. Тогда же появились спонсоры – кто-то из нефтегазовых гигантов, и даже не ясно, кто выступает заказчиком. Там всё мутно! Я видел проектные документы – ни на одном чертеже не заполнены штампы и даже не понятно, кто автор, – сетует Виктор Маркелов.

В основание колонны вместо креста лёг неправильный пятиугольник, по сути напоминающий пентаграмму. А это уже смена сакрального кода. Да и вообще, то, что весь новый проект выполнен в стиле деконструктивизма с ломаными угловатыми линиями и зигзагообразными формами, разрушает прежний замысел. «Когда первую очередь ввели в строй, мы увидели, что всё пространство у Ангела стало каким-то колючим и неуютным», – говорит Маркелов. А он, как представитель консервативной школы, убеждён, что любые строения-новоделы в историческом квартале должны быть в той или иной степени стилизованы под классику, чтобы вписываться в исторический контекст. А современным идеям в духе хайтека есть где разгуляться и в новых районах. Так что, по мнению Виктора Алексеевича, при нынешнем благоустройстве Александровской площади и 53-го квартала совершена идеологическая диверсия. А ещё налицо откровенное нарушение авторских прав и морально-этических норм. Но из-за множества юридических коллизий Маркелову и его соратникам из краевого Союза архитекторов будет очень трудно судиться с теми, кто нарушил их права, зарегистрированные несколько лет назад в Российском авторском обществе. Права на проект, часть которого – каскадный бульвар – так и не была воплощена, а простоявший 15 лет монумент с фонтаном был безжалостно переделан без их согласия.

Стелитесь, площади, коврами

Если мемориал новой эпохи – Ангел-хранитель – отмечает в этом году 15-летие, то величественному монументу на главной площади – памятнику Ленину – уже 55. К его установке Виктор Маркелов не имеет никакого отношения, но зато он имеет мнение по поводу нынешней масштабной реконструкции площади им.Ленина.

– Там всё странно… То поначалу хотели «соткать» персидский ковёр из цветной плитки, но потом решили асфальтировать. Однако тротуары на подходах к площади и в сквере всё-таки замостили разноцветной плиткой, причём цвета подобрали вызывающе яркие, да ещё и выложили как попало, без какого-либо определённого рисунка.

– А если брать идеологическую концепцию самой площади?..

– Эклектика или, если хотите, винегрет. Со стороны университета – Аллея почётных граждан края, как кто-то недавно написал в Фейсбуке, это «идеологическое кладбище». И действительно, там по ночам проходить страшно – подсветки нет, и в темноте это выглядит как ряд могил. Но это всё-таки какой-никакой мемориал и определённый исторический контекст. Там же рядом памятный знак ордена Октябрьской революции, которым награждён Ставрополь, – это другой исторический контекст. Стадион в духе сталинского ампира, библиотека, памятник Ленину и тот же Ангел напротив – это всё монументальные вещи, хотя у них разная функциональность и идеологическая подоплёка. И вдруг посреди всего этого планируют разместить пандусы для скейтбордов и роликов – непонятная фанерная конструкция… Таким вещам место в парках!

– Что вы думаете по поводу пешеходной зоны на проспекте Октябрьской Революции, которую реконструировали три года назад?

– Она тоже выполнена крайне непрофессионально. Никакой концепции, просто очередная дорожка с «ковровым покрытием» из плитки, ведущая в никуда, хотя дорога должна вести к храму. Газоны не сделали, старые деревья не поправили. С обеих сторон въезды перегородили, а ведь там много жилых домов. Конечно, людям раздали пульты от этих шлагбаумов, но как, например, заехать «скорой помощи» или даже провести похороны – нести гроб на руках мимо отдыхающих мамаш с детьми? Но зато настелили плитку и воткнули посередине дороги набившие оскомину скамейки и фонари под ретро. А вот главных символов или, если хотите, храмов этой улицы – театра кукол и кинотеатра «Орлёнок» – больше нет и никогда не будет!

Всё ли так плохо?

Тема за темой, но в нашей беседе мы подошли к общему знаменателю – к вопросу нынешнего подхода к благоустройству города. И здесь Виктор Маркелов первым делом снова вспомнил про тротуарную плитку.

– Я в принципе не против плитки, где-то она очень уместно выглядит – посмотрите, например, на проспект Карла Маркса и бульвар Ермолова — там красивые рисунки и неброские цвета. Так и должно быть! А с другой стороны новая плитка ярких цветов, причём выложена без какой-либо системы. К тому же эти красители искусственные, они через две-три зимы сотрутся, и всё станет почти серым. А уж как хорошо на них видна грязь от тутовых деревьев или налипшая жвачка – на асфальте этого почти не заметно! Но самое главное – кому это выгодно и нет ли в этом каких-то коррупционных схем? Когда, проехав по всему городу, я увидел одни и те же варианты плитки, сразу подумал, чем это попахивает. Не хватает только написать название производителя и ценник! И во дворах теперь эту плитку суют. Я-то думал, что по пресловутому проекту «Городская среда» каждый реконструируемый двор будет иметь своеобразие и узнаваемость, но ничего подобного – по-моему, главное — «распилить» выделенные 600 федеральных миллионов.

– Но у нас же не только дворы облагораживают, есть и муниципальные программы по реконструкции фасадов, например…

– Яркий пример – кинотеатр «Салют». Было монументальное сооружение, но после реконструкции оно выглядит как плакат, как киношная афиша, не хватало только Человека-Паука на стенах, а теперь уже и он там протянул свои щупальца. Кстати, ещё жив автор исходного проекта, это уважаемый заслуженный архитектор, почему нельзя было посоветоваться с ним? А кинотеатр «Экран» возле Ангела? По нашему старому проекту благоустройства 53-го квартала вокруг чаши его зала планировали построить молодёжный культурно-развлекательный центр… И хоть заказчики и хозяева неоднократно менялись, но его мало-мальски строили, на 80% коробку выстроили, но вдруг взяли и снесли!..

– А что сейчас с генпланами? В советские времена они утверждались на высшем уровне в Москве чуть ли не в каждую пятилетку. Был интересный Генплан Ставрополя 1947 года, кстати, вы опирались на него при реконструкции 53-го квартала…

– Сейчас генпланы, во-первых, делаются непрофессионально, для галочки, а во-вторых, их постоянно изменяют под события – если вдруг понадобилось отдать земли под застройку. Или освоить новые территории, как это было несколько лет назад, когда присоединили хутор Дёмино, не предусмотрев никакой инфраструктуры, а при этом понастроили там много коммерческой недвижимости и даже жилья.

– Виктор Алексеевич, к какому выводу придём в итоге? Всё ли так плохо?

– Когда я в 90-х был главным художником города, у меня был авторитет. Сейчас такой должности нет, но остался главный архитектор, однако у него нет никакого авторитета. Никто даже толком не знает, кто у нас главный архитектор, а некоторые даже считают, что это я. Городская власть принимает какие-то популистские решения, которые со специалистами не обсуждаются. Всё проводится либо к выборам, либо к датам. И нет общей концепции развития или какой-либо идеологии. Сплошная демагогия!

Беседовал Андрей КОЗЛОВ

Фото Виктора Нестеренко

Наверх