СВЕТ МАЛЕНЬКИХ ОКОН
Картины позволяют заглянуть в прошлое
Люди больше похожи на своё время, чем на своих родителей – гласит арабская пословица. В справедливости этого афоризма убеждаешься, глядя на картины с портретами людей иных времён. Даже небольшая, в несколько десятков лет разница накладывает очевидный след на образы запечатленных на них людей. Порой мне даже кажется, что и солнце раньше светило иначе, нежели сейчас. Фотографии тоже способны донести до нас весть из прошлого, но в отличие от картин что-то всё равно остаётся «за кадром».
Что именно? Не берусь утверждать, возможно, дело не в объекте, а в зрителе. Один проецирует на полотно тени того, о чём читал когда-то, другой склонен больше верить музыке тех времён, но всегда присутствует взаимодействие того, кто писал картину, с тем, кто её созерцает. Волшебство искусства живописи — в этом взаимодействии, в сотрудничестве тех, кто был раньше, с теми, кто есть сейчас. Поэтому особенно интересно, когда мастер и зритель связаны не только одним волшебством искусства, но и вещами, более ощутимыми и материальными. Например, местом своего пребывания в этом мире.
Приуроченная к 240-летию Ставрополя выставка «Ставрополь и ставропольчане» в краевом музее изобразительных искусств даёт нам уникальный шанс проникновения в недавнее, но от этого не менее невозвратное прошлое «Града на холме».
Умные руки
Люди Ставрополя… Тридцать-сорок лет — сравнительно небольшой срок для истории, как и для человека, прожившего большую жизнь. Но их лица тогда были иные. Иное выражение глаз, иной взгляд на мир вокруг. Вот «Портрет Героя Советского Союза Г. Рябушко» художника В.Шегедина. Ни воинственности, ни тени превосходства над остальными людьми нет в его облике. О подвигах героя говорят только ордена на груди. Воздушные сражения один на один с асами люфтваффе не оставили свой жёсткий отпечаток на его мягком и, по всей очевидности, добром лице. Просто выпало человеку защищать свою землю от врагов, и он выполнил эту «работу» на самую высокую оценку, по самой высокой мере.
Ну, а художник выполнил свою. Глядя на героя войны, я невольно вспоминаю фото с изображением Эрика Хармана, немецкого лётчика, сбившего больше трёхсот наших самолётов. Мужественное лицо, полное воинской отваги и пренебрежения к жизни. Вот с такими «волками» сражались в воздухе наши герои, сражались и побеждали.
А вот портрет передовой работницы фабрики «Восход» художника Г. Казанчана. Она стоит за машинкой. Обращаю внимание на руки женщины, изображённой на полотне. Я всегда обращаю внимание на руки – убежден, после лица это вторая по значимости деталь портрета. Тут изображены умные руки, способные трудиться. Видя их, веришь в превосходный результат дела, которым она занимается. Многие, почти все её бытовые заботы взяло на себя государство, задача женщины — работать так, чтобы быть образцом для подражания. Невольно подумалось, может, в этом перекладывании бытовых забот на государство свободы больше, чем в «демократических» выборах нашего времени? Нет, я не коммунист, упаси боже, я просто — сомневающийся. Ну не найти сейчас человека, живущего плодами своих трудов, с таким спокойным и достойным выражением лица. Время другое.
Кто ты есть?
Ставропольским мастерам кисти довольно часто удаются автопортреты. Возможно, по причине близкого знакомства с «натурщиком» (самим собой, значит). Может быть, всё определяет неосознанное желание оставить свой образ для тех времён, когда тебя уже не будет. Впрочем, вряд ли только это. Достаточно увидеть автопортреты А.Е. Соколенко и Е.В. Саврасова на выставке «Легенды ставропольского искусства». Как того, так и другого мы видим и молодыми, и в зрелые годы. С какой бы точки ты не подошел к портрету юного Алексея Соколенко – в тебя упирается взыскательный, будто рентгеном пронизывающий взгляд. Он вопрошает «Кто ты есть такой?!» И сам ты невольно задаешь себе тот же вопрос.
Портрет писателя Г. Шумарова, написанный А. Соколенко, интересен по многим причинам. Он был известным в крае хирургом, детским врачом и одновременно замечательным писателем. Взгляд Георгия Михайловича обращён не во вне, а как бы внутрь себя. Эта обращённость внутрь, отрешённость от внешнего напомнила мне взгляд Федора Достоевского на портрете В.Перова. Он, как руки работницы, заставляет верить герою портрета. Людям с таким взглядом дано многое увидеть и рассмотреть — гораздо больше, чем это удаётся обычным людям.
Трогательная архаичность
Есть на выставке и ещё один «персонаж» из числа безвозвратно ушедших, но оставшийся на картинах для тех, кто придет после нас. Я имею в виду пейзажи города Ставрополя, составляющие вместе с неброским очарованием его окрестностей нечто неповторимое и своеобразное.
Вот работа художника В. Клёнова, основоположника ставропольской школы изобразительного искусства. С полотна нам светят окна старого домишки. Таких домов и таких окон уже давно нет — много рам и мало стёкол, но какая же уютная картина рисуется за этими подслеповатыми оконцами. Люди, живущие в этом домике, трогательно архаичны, и до чего же хочется оказаться среди них — наивных, искренних, невозможных в современном мире. Думаю, никакие другие выставки художественных работ, пусть и самого высокого уровня, не подарили бы мне столько разнообразных ощущений: горечь утраченного, сладость воспоминаний и много чего еще я испытал, посетив выставки Ставропольского художественного музея.
Али САФАРОВ