№ 44 (3672) 08.11.2017  

МЕНЬШЕ РИСКА – МЕНЬШЕ ПРОВЕРОК

Как Росприроднадзор реформирует контрольно-надзорную деятельность

В Ставрополе в аграрном госуниверситете прошли публичные обсуждения темы реформирования контрольно-надзорной деятельности, организованные Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Задача выполнима

Это уже третьи публичные слушания в 2017 году. На двух предыдущих мероприятиях рассматривались правонарушения, характерные для хозяйствующих субъектов и природопользователей региона КМВ и муниципальных образований южной зоны, а также вопросы реформирования контрольно-надзорной деятельности (КНД). Поучаствовать в последних в этом году публичных обсуждениях пригласили представителей крупных системообразующих предприятий, органов власти, бизнеса и общественных организаций краевого центра.

Госконтроль в России был архаичным, затратным и неэффективным. Его результативность измерялась количеством проверок и выписанных штрафов. Отсутствовали фактически перечень обязательных требований, список подконтрольных объектов, статистика причиненного вреда. Не было и речи об открытом доступе к планам проверок. Они формировались по субъективному решению контролеров. В результате бизнес страдал от чрезмерной административной нагрузки, а количество погибших и пострадавших, уровень материального ущерба в подконтрольных сферах — не снижались.

Перестроить систему госконтроля казалось невыполнимой задачей. Тем не менее власти взялись за реформу госконтроля, она стартовала в конце прошлого года в виде одного из приоритетных проектов. Сегодня работа ведется по 8 направлениям на федеральном и региональном уровнях.

Перейти к профилактике

Начальник Департамента Росприроднадзора по СКФО Роман Саркисов напомнил собравшимся о трех ключевых целях реформы контрольной и надзорной деятельности. Это — снижение ущерба по контролируемым государством рискам и уменьшение административной нагрузки на бизнес, повышение качества госконтроля.

Для достижения этих целей сформулировано и утверждено 8 самостоятельных проектов-задач. В их числе — внедрение риск–ориентированного подхода (концентрация проверок там, где выше риски для безопасности граждан); усиление профилактики нарушений; противодействие проявлениям коррупции и т.д.

Среди основных событий реформы Роман Саркисов назвал пересмотр набора обязательных требований в подконтрольной сфере, публикацию информации в открытом доступе и переход к профилактике нарушений.

— Именно профилактика должна стать ключевой линией по предупреждению нарушений, предотвращению вреда для жизни и здоровья граждан, — считает руководитель Департамента Росприроднадзора по СКФО.

Раньше и на федеральном уровне, и на региональном отсутствовала цельная система профилактических мероприятий. При этом, исходя из международного опыта, вектор контрольно-надзорных мероприятий должен существенно смещаться в сторону профилактики. Именно поэтому по распоряжению федерального правительства подготовлен «Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований». Одним из принципов Стандарта является то, что КНД должна основываться на рисках и быть соразмерной им: частота проверок и используемые ресурсы должны соответствовать уровню риска негативного воздействия.

Одним из основных шагов к переходу на модель риск-ориентированного подхода в сфере экологического надзора является государственный учёт объектов негативного воздействия. Он необходим для выработки критериев и разбивки объектов на категории. На сегодня в Ставропольском крае на госучет поставлено 5023 объекта, из них 3475 — региональных и 1548 — федеральных. И эта деятельность продолжается.

Первые результаты

Представитель Росприроднадзора озвучил первые позитивные результаты реформы КНД.

Прежде всего – это то, что осуществлен переход на модель проведения контрольно-надзорных мероприятий, нацеленную не на наказание, а на управление рисками и предотвращение ущерба. На модель, при которой проверки бизнеса проводятся исходя из степени рисков.

Снижена административная нагрузка на предпринимателей, эксплуатирующих объекты с наименьшим негативным влиянием на окружающую среду.

Кроме того, повысилась эффективность организации КНД. Результаты проверок в целом показывают, что наряду с уменьшением количества мероприятий увеличилось их качество и оперативность реагирования на выявленные нарушения. По итогам 9 месяцев 2017 года зафиксировано 422 нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, что на 40% больше, чем в аналогичный период 2016 года. Это говорит о повышении эффективности КНД относительно предприятий, формирующих неблагоприятную экологическую обстановку, наиболее нуждающихся в техперевооружении и внедрении самых лучших доступных технологий.

Влад БОЧАРОВ

Наверх