ЗА ЭСЕРОВ ИЛИ ЗА БОЛЬШЕВИКОВ?
Какие партии в 1917 году поддерживали жители Ставропольской губернии
Сто лет назад в России произошла Октябрьская революция или Октябрьский переворот (как кому угодно), но примерно в это же время, в ноябре 1917 года, в стране проходили и выборы во Всероссийское Учредительное собрание, которое в январе 1918 года после единственного заседания было разогнано большевиками. За кого же тогда проголосовали жители Ставропольской губернии?
Даёшь Учредительное собрание
Ноябрь-декабрь 1917 года. В Петрограде большевики уже свергли Временное правительство и захватили власть. Революционное бурление происходит и на территории Ставропольской губернии. В городах и селах проводятся митинги и демонстрации. А порой имеют место и беспорядки и бесчинства. С фронта прибывают революционно настроенные солдаты, среди которых есть и большевики. С их помощью деревенская беднота и «иногородние» упраздняют управленческие структуры Временного правительства и создают советы. Правящие классы пытаются сохранить свое положение, стараются не допустить большинства большевиков в новых органах власти.
В это же время партии готовятся к выборам в Учредительное собрание.
Созыв Учредительного собрания, которое должно было определиться с государственным устройством России, был одной из основных задач правительства Керенского. Но оно медлило: сначала выборы были намечены на 17 сентября, затем перенесены на 12-14 ноября, а созыв Собрания — на 28 ноября.
После свержения Временного правительства в октябре 1917 года вопрос об Учредительном собрании стал для всех партий главным. Поскольку идея созыва Учредительного собрания была очень популярна в народе, большевики, опасаясь недовольства широких масс, ускорили намеченные Временным правительством выборы. В конце октября 1917 года Совет народных комиссаров принял и опубликовал за подписью Владимира Ленина постановление о проведении всеобщих выборов в Учредительное собрание в назначенный срок — 12 ноября 1917 года.
Но фактически 12 ноября выборы состоялись лишь в 39 избирательных округах России из 79. В ряде мест голосование прошло в конце ноября — начале декабря, а в некоторых отдаленных округах — в начале 1918 года.
К рабочим, солдатам и крестьянам
На территории Ставропольской губернии выборы в Учредительное собрание были назначены на 12-13 ноября 1917 года. В фондах Государственного архива Ставропольского края хранится воззвание Ставропольского комитета РСДРП(б) «Ко всем рабочим, солдатам и крестьянам». Большевики призывают граждан прийти к избирательным урнам, но прежде хорошенько подумать, за кого голосовать.
Цитата из большевистского воззвания: «Кто хочет войны без конца, кто хочет захвата Константинополя и чужих земель, кто хочет в корень подорвать народное хозяйство, тот пусть голосует за партию народной свободы (кадетов)». Или вот: «Кто хочет получить землю за выкуп, кто хочет войны «до победного конца», а вместе с войной дальнейшего разорения народа, кому нужно, чтобы власть оставалась у помещиков-капиталистов, тот пусть голосует за список социал-демократов – меньшевиков».
Особенно настойчиво большевики призывали не голосовать за социалистов-революционеров, поскольку, очевидно, видели в них основных конкурентов. Эсеров обвиняли в том, что они на словах обещают землю и волю, а на деле поддерживают у власти помещиков и капиталистов, вместе с ними арестовывают крестьянские (земельные) комитеты, когда крестьяне отбирают у помещиков землю. Большевики убеждали избирателей, что политика социалистов-революционеров приведет к хозяйственному развалу страны, обесцениванию бумажных денег, закабалению народа путем государственных займов.
Призывая отдать голоса на выборах в Учредительное собрание своей партии, большевики обещали немедленный мир, землю без выкупа (крестьянам), контроль, вместе с государством, над фабриками и заводами (рабочим), твердые цены на фабричные изделия и обеспеченность одеждой и обувью.
К моменту регистрации списков кандидатов во Всероссийское Учредительное собрание в Партии социалистов-революционеров (ПСР) произошел раскол — левое крыло организации отделилось и создало Партию левых социалистов-революционеров (интернационалистов). Но выставить отдельный список левые эсеры не успели, что дало основание большевикам инициировать перенос выборов, однако Временное правительство отклонило это предложение.
«Блестящая победа»
Но, несмотря на проблемы, эсеры добились огромного успеха на выборах. И в рамках страны, и на территории Ставропольской губернии. Можно сравнить с нынешними достижениями «Единой России» в республиках Северного Кавказа.
Газета «Северо-Кавказское слово» — орган губернского комитета Партии социалистов-революционеров от 2 декабря 1917 года, номера которой также хранятся в госархиве края, сообщала о блестящей победе эсеров на выборах в Учредительное собрание. Из общего количества голосов, поданных на территории Ставропольской губернии, социалисты-революционеры получили большинство – 291395 голосов, то есть около 89%, и им достались все шесть депутатских мест в губернии. Газета приводит фамилии избранников народа: Ф.М. Онипко, М.Г. Бочарников, А.К. Новиков-Гуторов, Ф.М. Гарницкий, Е.А. Дементьев, Г.С. Емельянов.
Кстати, в том же номере эсеровской газеты, выше сообщения об итогах выборов, рассказывалось о беспорядках в Ставрополе в ночь на 28 ноября. Большая группа лиц в солдатских шинелях разгромила винный склад, эти люди напились пьяными и совершили целый ряд бесчинств и позорных деяний. «Многие из них, прикрываясь лозунгами большевиков, призывали к разгромам магазинов и учреждений».
Все ли избранные от Ставропольской губернии депутаты участвовали в работе единственного заседания Учредительного собрания? Точно не известно. Но в том же «Северо-Кавказском слове» ранее появлялась короткая заметка об отъезде 25 ноября в Петроград депутатов Гарницкого и Дементьева.
Настроение – твёрдое, но сил — нет
Об итогах выборов в Учредительное собрание на территории Ставропольской губернии можно почерпнуть сведения и из письма секретаря Ставропольского комитета РСДРП(б) М.Г. Морозова в Центральный Комитет РСДРП(б) от 28 ноября. Михаил Морозов, который позже, в июле 1918 года, погиб от пули анархиста и которому в краевом центре на улице его имени установлен памятник, информировал свое партийное начальство в Петрограде о политическом положении в Ставрополе, в том числе и о результатах выборов в Учредительное собрание. Правда, его цифры несколько отличаются от тех, что приводила газета «Северо-Кавказское слово».
— Выборы в Учредительное собрание окончились победой социалистов-революционеров, – писал Михаил Морозов. – Социалисты-революционеры получили 272247 (голосов – «СГВ»); большевики – 17590; конституционные демократы – 10939; «хлеборобы» — 3205; духовенство – 3082; меньшевики – 1843; народные социалисты и кооператоры – 673.
Однако в губернском центре большевики собрали 7700 голосов, что составило 48% всех голосов избирателей Ставрополя. Эсеры в городе были только третьими (около 1180 голосов), уступив еще и конституционным демократам – около 3200 голосов.
Также Морозов сообщил в ЦК, что в связи Октябрьскими событиями из партии вышли три видных большевика – инженер Толстов, прапорщик Троицкий и солдат Половинко, который в подполье работал под кличкой Сурский. Первые двое были кандидатами в Учредительное собрание.
— Настроение же остальных – твердое, стоят на точке зрения ЦК. Но есть сильная нужда в работниках. Сил буквально нет, — завершил письмо секретарь большевистского комитета.
Влад БОЧАРОВ
СПРАВКА
В выборах в Учредительное собрание приняли участие меньше половины всех избирателей страны. Всего было избрано 715 депутатов: 370 (51,7%) мандатов достались правым эсерам и центристам, 175 (24,5%) – большевикам, 40 — левым эсерам, 17 — кадетам, 15 — меньшевикам, 2 – народным социалистам и 86 — кандидатам от национальных групп. Итоги выборов в регионах России резко отличались. Эсеры добились успеха за счёт непромышленных районов и южных фронтов, тогда как большевики доминировали в Петрограде (45% голосов), Москве (48%), больших промышленных городах, на Северном (56%) и Западном (67%) фронтах, а также Балтийском флоте (58,2%).
Заседание Учредительного собрания открылось 5 (18) января 1918 года в Таврическом дворце в Петрограде. На нём присутствовало 410 депутатов; большинство принадлежало эсерам-центристам, большевики и левые эсеры имели 155 мандатов (38,5%).
Большевики предложили Учредительному собранию признать все декреты и постановления Совета народных комиссаров и принять написанный Лениным проект «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», первый пункт которой объявлял Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Однако Собрание большинством голосов отказалось даже обсуждать большевистскую Декларацию.
Во время второй части заседания, в третьем часу ночи, большевики (в знак протеста против непринятия Декларации) покинули заседание. Вслед за большевиками в четыре часа утра ушли левые эсеры, заявив, что Учредительное собрание не является отражением настроения и воли трудящихся масс…
В отсутствие кворума уже по сути утратившие легитимность оставшиеся депутаты продолжили работу, второпях проголосовали за закон о земле, провозглашавший землю общенародной собственностью и фактически дублирующий уже принятый Совнаркомом «Декрет о земле»; обращение к воюющим державам с призывом начать мирные переговоры; постановление о провозглашении Российской демократической федеративной республики.
Ленин дал указание не сразу разгонять Собрание, а дождаться прекращения заседания, но на следующий день в Таврический дворец уже никого не пускать. Депутаты, однако, никак не могли завершить работу. В 5-м часу утра 6 (19) января начальник охраны анархист Железняков, сообщив председателю эсеру Чернову, что «караул устал», предложил депутатам разойтись. В 4-40 они разошлись, постановив собраться в тот же день в 17-00. Но придя к назначенному времени, делегаты нашли двери Таврического дворца запертыми. У входа стоял вооруженный пулемётами и лёгкими артиллерийскими орудиями караул. 9 января был опубликован декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания, датированный 6 января.