НАХОДКА ДЛЯ ВСЕЙ ПЛАНЕТЫ
Ставрополье – край удивительных природных контрастов. В западной его части раскинулись тучные кубанские черноземы, а на востоке региона на десятки километров протянулась Ногайская степь. Здесь часто дуют суховеи, а осадков выпадает в три-четыре раза меньше, чем в западных районах края.
И именно здесь, в Ногайской степи, местные жители ещё в прошлом столетии заметили зловещее движение песчаных барханов. И откуда они появились, всем известно. Они – итог бездумного хозяйствования, бессистемного использования земель под пастбища. Тысячные отары овец вытаптывали степь, не давая ей возможности залечить раны. Постепенно, год за годом, все больше появлялось проплешин, а затем и сыпучих песков.
Люди пытались остановить продвижение песков на запад. Но большого эффекта это не принесло. И тогда на помощь пришли сотрудники ставропольского лесничества. Они высадили тысячи саженцев деревьев неподалеку от села Ачикулак. Деревья выстояли. К концу XIX столетия здесь была создана так называемая Ачикулакская казенная шелюговая и осокоревая плантация по успокоению песков. Молодые посадки заняли тогда чуть менее ста десятин земли. Но главное было – начать, доказать, что и в этих засушливых местах можно вырастить настоящий лес. Позже, в 50-х годах XX столетия, на месте этой плантации была создана Ачикулакская научно-исследовательская опытная станция, главная задача которой – закрепление песков. Сотрудникам станции удалось одеть в зеленый наряд довольно большую площадь покрытых песками земель.
Но пески наступают не только на Нефтекумье. Немалую территорию отвоевали они и в соседнем, Курском районе.
А ещё нельзя забывать о том, что на Ставрополье нередко наведываются пыльные бури. В Ставропольском научно-исследовательском институте сельского хозяйства в 70-х годах прошлого века была даже организована лаборатория защиты почв от эрозии. Ею проведено эрозионное районирование территории края, изучены ветровые коридоры, была разработана технология безотвальной обработки почвы, внедрено полосное и контурно-полосное размещение посевов. Тогда же в крае были организованы опытные хозяйства по пропаганде безотвальной системы земледелия, которые добились хороших результатов. В таких хозяйствах удалось поставить заслон на пути ветровой и водной эрозия почв, в результате чего выросла урожайность всех сельскохозяйственных культур, снизились затраты, улучшилось экономическое положение.
Своего пика безотвальная обработка почвы достигла в конце 70-х годов. Но в 90-х Советский Союз приказал долго жить, и о безотвальной системе обработки почвы скоро забыли. Значительные площади земель оказались выведенными из оборота в результате потери почвенного слоя до материнской породы именно действием ветровой и водной эрозии.
А ведь известно, что для восстановления одного сантиметра гумуса в почве необходимо как минимум сто лет. Но нашёлся в крае человек, который знает, как остановить пустыню. Метод, разработанный бывшим научным сотрудником Ставропольского НИИ сельского хозяйства Джантемиром Дзыбовым, позволяет в считанные годы восстановить плодородный слой. Изобретён гениально простой и в то же время мощный метод борьбы с опустыниванием. Более того, можно с уверенностью сказать, что метод, открытый на Ставрополье – находка для всей планеты.
Проблема истощения и опустынивания земель уже давно встала перед всем миром. Решение проблемы искали десятки лет во многих странах. К примеру, в США, где пашня занимает львиную долю, целинное разнотравье практически полностью срезано плугом. Спасти прерии американский профессор Кертис еще в прошлом веке предложил с помощью пересадки дерна. Ученые назвали этот метод скальпированием. Он не эффективен. Скальпирование одного луга ради спасения другого – бездарно потерянное время.
«Метод агростепей» ставропольского ученого Джантемира Дзыбова ускоряет процесс восстановления лугов в 50 раз. И главное – он прост. По признанию ученого, он подсмотрел его у самой природы. Собирая в конце лета гербарий на горе Стрижамент, он увидел огромное количество созревших растений. Семена еще не осыпались. «Собрать их с помощью комбайна и весной подсеять ими пастбища», — мелькнула мысль. Но самая первая рукотворная степь появилась тогда в Ботаническом саду Ставрополя.
«Метод агростепей» способен творить чудеса. Смесью семян, убранных с одного гектара, можно засеять около 10 гектаров опустыненной земли.
В ставропольском НИИ сельского хозяйства Джантемир Дзыбов заведовал отделом полевого и лугового кормопроизводства. Он убежден, что имея на вооружении метод и начальную дикую прерию в 100 гектаров, через 10 лет можно весь край превратить в цветущий луг. А на Ставрополье 1,6 млн гектаров естественных пастбищ. То есть улучшать есть что, большинство угодий остро нуждается в этом. Ценность «Метода агростепей» еще и в том, что в состав смесей можно ввести семена тех трав, которые отсутствуют. Это клевер, люцерна, другие богатые белком травы.
Буквально в пяти минутах ходьбы от института Джантемир Дзыбов создал по своей методике степь. Ей более 10 лет. Полоса размером в два футбольных поля. И хотя она расположена фактически в городской черте, недавно здесь поселилось семейство лис, а зайцы облюбовали ее еще раньше.
Николай ШЕБАЛКОВ
МНЕНИЕ
Владимир Целовальников, профессор:
— Напомню, что «Метод агростепей» — чисто ставропольское изобретение. Метод появился более двух десятилетий назад, но вспомнили о нем весьма кстати. В крае взяли курс на возрождение животноводства, в частности на востоке края, где сосредоточена основная масса таких пастбищ, успешно развивается мясное скотоводство и овцеводство. Эти места часто подвергаются ветровой эрозии. Агростепные полосы практически полностью гасят ее.
Степным полосам, созданным Джантемиром Дзыбовым, сейчас нет аналогов в мире. Национальную программу возрождения животноводства институт решает через кормовое полеводство, используя в качестве одного из направлений модернизацию метода агростепей.
Метод хорош. Интерес к агростепям растет. Думаю, что перспективы у него хорошие. Генофонд под ногами, техника – обычные комбайны. Если основательно взяться за дело, метод агростепей способен творить чудеса.