№ 34 (3713) 29.08.2018  

ДЕМОКРАТИЯ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ,

Или как глас народа может заменить парламент и правительство

С появлением интернета и социальных сетей политическая история совершила очередной виток и возвратилась к принципам античной прямой демократии. Даже название обсуждений вопросов в интернете получило название «форумов» – в полном соответствии с античными традициями.

Однако еще ранее (в Швейцарии – с конца 18 века) во многих европейских странах инструментом прямой демократии стали референдумы. В царской России референдумы не проводились, а в СССР референдум 17 марта 1991 года стал единственным за весь 70-летний период существования советской системы.

В Латвии, Литве, Эстонии, Грузии, Молдавии и Армении местные элиты заблокировали его проведение. Несмотря на то, что 80% участников референдума высказались за сохранение союзного государства, его результаты оказались бесполезны, и в декабре того же года СССР официально прекратил свое существование.

Кто тут чемпион?

Учитывая горячий интерес значительной части населения России к проведению референдума по пенсионной реформе, посмотрим – как этот инструмент работает у наших соседей в Европе.

Явным чемпионом в части прямой демократии является Швейцария. Эта страна – мировой рекордсмен по количеству различных плебисцитов. После принятия Конституции в 1848 году в Швейцарии общенациональные референдумы проводились почти 500 раз, причем в последние годы в среднем три раза в год. Сюда не входят плебисциты на уровне кантонов и городов, где обычные вопросы – это строительство новой дороги или изменения в школьной программе.

Для проведения общенародного референдума в Швейцарии надо собрать 100 тыс. подписей, а чтобы отменить постановление правительства достаточно 50 тысяч. Тут темы начинаются с пробок на дорогах и кончаются проблемой «детей из пробирок». Так, потерпели поражение, не набрав достаточно подписей, сторонники восстановления смертной казни для наркоторговцев и запрета на службу почтовых голубей в армии.

Но голосуют и за более глобальные решения. Обычно явка избирателей не превышает 35%, но в 1992 году проголосовали 79%, когда швейцарцы провалили предложение правительства о присоединении к Европейскому пакту свободной торговли. А в 1986 году 75% граждан отвергли идею вступления Швейцарии в ООН. Хотя в Женеве находятся Европейское отделение ООН и штаб-квартиры многих ООНовских учреждений, в том числе МОТ и ВОЗ.

В 21 веке многие референдумы стали для Европы судьбоносными. Так, на Кипре референдум 24 апреля 2004 года не смог решить вопрос воссоединения острова. Он прошел одновременно в Республике Кипр и Турецкой Республике Северного Кипра. На Северном Кипре за воссоединение высказалось большинство в 65 % при явке 89 %, а вот греческие киприоты отвергли план воссоединения при 76 % голосов против, явка при этом составила 87 %.

Развод и девичья фамилия

Большинство референдумов этого века касались политических «разводов». 21 мая 2006 года состоялся референдум о независимости Черногории и выходе её из состава Государственного Союза Сербии и Черногории. На него пришло 86,5 % избирателей. 55,5 % проголосовали за независимость Черногории, а 44,5 % отдали свои голоса против выхода из государственного союза с Сербией.

Зато Шотландии проделать то же самое не удалось. Референдум о независимости Шотландии состоялся 18 сентября 2014 года. По его результатам за независимость Шотландии высказались 44,7 % избирателей, против – 55,3 %, при явке 84,5 %, и шотландцы остались подданными Соединенного Королевства.

Еще более драматично развивались события в Каталонии. Проведение этого референдума 1 октября 2017 года было объявлено властями Испании и Евросоюза незаконным. В результате голосования 90,18% жителей высказались за независимость региона, но по факту он остался в составе Испании.

А вот Нидерланды 6 апреля 2016 года решали судьбу Украины. На референдуме об утверждении Соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза 61 % голландцев проголосовали против и только 38,21 % – за. Явка была чрезвычайно низкой (32,28 %).

Еврочиновникам пришлось отказаться от идеи ассоциации Украины и ЕС. Но настоящим провалом для их глобалистских планов стали референдумы во Франции и Нидерландах по Конституции ЕС. На них Конституция была отвергнута, а для вступления в силу ее должны были ратифицировать все 28 стран ЕС.

Четвёртый за историю новой России

В истории постсоветской России состоялось три референдума: 17 марта 1991 года – о введении поста Президента РФ, 25 апреля 1993 года – о доверии Президенту Борису Ельцину и о принятии новой Конституции – 12 декабря 1993 года. Это если не считать референдум 19 марта 2014 года в Крыму, на котором жители полуострова в подавляющем большинстве высказались за воссоединение с Россией (Автономная Республика Крым – 96,77 % и Севастополь – 95,6 %).

Сейчас ЦИК России впервые за четверть века в принципе согласилась на проведение еще одного всероссийского референдума. Причем также впервые его темой стал не политический, а социальный вопрос – пенсионная реформа.

Согласно Закону о референдуме, с инициативой его проведения могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти либо граждане РФ.

Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать региональную подгруппу будущей всероссийской инициативной группы. При этом численность подгруппы должна составлять не менее 100 человек, которые постоянно проживают в данном регионе.

Жёсткие условия

Подгруппа проводит собрание, о котором сообщает в избирательную комиссию субъекта РФ. На собрании утверждаются вопросы, которые будут предложены на референдуме. Вопросы отправляются в местный избирком, а затем они должны получить одобрение ЦИК, отчего и зависит регистрация подгруппы.

Аналогичные группы должны быть созданы в более чем половине (43) субъектов РФ, причем в течение двух месяцев. При этом есть еще один важный нюанс: в одном регионе не могут быть зарегистрированы две или более групп со схожими вопросами. Регистрируется только одна – которая справилась с оформлением документов первой.

Региональные группы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации всероссийской инициативной группы, которая должна собрать по всей стране не менее 2 млн подписей избирателей, причем в каждом субъекте Федерации можно собирать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы проверяются ЦИК, которая по итогам проверки принимает решение о правомерности проведения референдума и направляет его Президенту РФ и в обе палаты Федерального Собрания.

Правом назначения референдума обладает Президент РФ, который обращается в Конституционный суд по поводу соответствия данной инициативы Конституции. В случае положительного ответа никаких формальных препятствий для проведения референдума больше не остается. Однако он признается состоявшимся только при явке на голосование более половины граждан РФ, обладающих избирательным правом.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК и является обязательным для всех органов власти и не нуждается в дополнительном подтверждении какими-либо законами.

Условия для проведения референдума через инициативу гражданских групп весьма жесткие. Поэтому не факт, что им удастся преодолеть все препятствия на пути реализации прямой демократии. Однако, как говорится, дорогу осилит идущий.

Александр ШЕГЕДИН

Наверх