№ 35 (3714) 05.09.2018

НАСТОЯЩИЙ МУЖСКОЙ ХАРАКТЕР

В день его рождения во всех школах страны раздается звонок, оповещающий о начале учебного года, а для самого Сергея Гармаша это означает, что он перешагнул в следующий этап своей жизни. Пока не принят закон о повышении пенсионного возраста, можно сказать, что Сергей Леонидович его уже достиг – 1 сентября ему исполнилось 60 лет. Но он как раз из тех, кто, презрев возрастные рамки, готов работать беспредельно, потому что, как говорят коллеги, у него настоящий мужской характер.

Все решила мама

Формировался этот характер в обычной трудовой семье, проживавшей в городе Херсоне. Мать Сергея родилась в маленькой западно-украинской деревушке, по отцовской линии в роду у нее были поляки. Фамилия же отца говорит о его происхождении от запорожских казаков, в войсках которых гармашами называли артиллеристов. Познакомились они в самодеятельном херсонском театре, хотя профессии обоих были далеки от искусства. Людмила Ипполитовна всю жизнь проработала диспетчером на автобусной станции, а Леонид Трофимович долгое время «крутил баранку», затем получил высшее образование и перешел на руководящую должность.

У них родились два сына – Сергей и Роман. Кем станут их мальчишки, об этом не думали, пока не подошло время выбирать профессию, ведь у каждого были свои пристрастия и мечты. Какой парнишка, родившийся в городе «на воде», не желал стать моряком? Вот и Сергей хотел связать свою жизнь с морем, мечтал о дальних плаваниях, чтобы посмотреть весь мир. Он даже вполне успешно занимался парусным спортом. Однако примерным поведением в школе не отличался, напротив, был забиякой, хулиганил, несколько раз ставился вопрос о его исключении. Когда Сергей всерьез заговорил о мореходном училище, то оказалось, что на пути к мечте лежат «ненавистные» точные науки, которые ему совершенно не давались, а без них в «мореходку» не поступишь. Он понимал, что в этом направлении шансов у него мало, а лучше сказать никаких. Надо было выбирать что-то другое. Вот как Сергей Леонидович сам об этом рассказывает: «Я кончал восьмой класс, не зная, что буду делать дальше. И вот однажды мама купила справочник для поступающих. Я полистал, посмотрел, где экзаменов поменьше. Оказалось, в театральном. Но значения я этому не придал и уехал на соревнования по парусному спорту».

Восьмой класс тогда означал завершение неполного среднего образования, как теперь девятый, и можно было продолжать учебу если не в школе, то в каком-либо среднем профессиональном учебном заведении. Людмила Ипполитовна вспомнила, как в раннем детстве Сережа говорил, что будет артистом: перед ним же был пример родителей – самодеятельных артистов. Она без ведома сына отвезла его документы в Днепропетровское театральное училище. И Сергею, который тогда всерьез об актерской профессии не думал, пришлось ехать туда и сдавать экзамены. Его приняли, и ему уже ничего не оставалось, как продолжить учебу в этом училище. Он его окончил, получив диплом артиста кукольного театра, и стал работать в родном городе, но выступать приходилось и в селах, и в колхозных домах культуры. Через два года Сергея призвали в армию, он служил в строительном батальоне, где, как сам считает, «научился многим полезным вещам», а умение делать что-либо собственными руками любому может пригодиться в жизни.

С метлой в руках

После армии вернулся домой. Работа кукольника Сергея не устраивала, и он всерьез задумался о продолжении учебы. Поехал в Москву и подал документы сразу в три театральных вуза, а потом все-таки выбрал Школу-студию МХАТ. На экзаменах читал отрывок из романа Достоевского, который был его дипломной работой в Днепропетровском училище. Отрывок длинный, минут на двадцать, но его никто не остановил, и Сергей понял, что он принят. Его зачислили на курс Михаила Тарханова. Началась столичная студенческая жизнь. Он сразу сблизился с Алексеем Никульниковым, который уже успел окончить Ростовское училище искусств и даже сыграть Ваню, сына Клавдии, героини Клары Лучко, в сериале «Цыган». Но в тот момент Сергей об этом не знал, а просто Алексей был единственным из двух тысяч поступающих в Школу-студию МХАТ, кто, как и он сам, курил «Беломор», на этом и сошлись.

Оба любили поспать и частенько опаздывали на занятия, а чтобы избежать «кары», придумывали всякие истории. Однажды Никульников решил захромать, Сергей тащил его на себе по лестнице, пока не выдохся. Однако поняли, что номер с хромотой не пройдет, и Алексей побежал в поликлинику, а Сергей сказал преподавателям, что у Никульникова приступ аппендицита, и ему пришлось отправлять товарища к врачу. Гармашу простили опоздание и даже отпустили с занятий проведать Алексея.

Среди товарищей Сергея было еще двое, кто родился в сентябре, их совместные застолья длились подолгу, и опять приходилось выдумывать причины, которые могли бы оправдать опоздания и даже отсутствие на занятиях. Однажды с одним из своих однокурсников Сергей, никому ничего не сказав, улетел в Херсон, а оттуда они отправились на родину товарища, где он хотел объясниться с девушкой, в которую был безнадежно влюблен. За отсутствие на занятиях в течение нескольких дней обоих чуть не исключили, но потом пожалели, а в наказание не взяли в поездку в Венгрию по обмену опытом, куда отправился весь курс, и лишили на полгода стипендии. Чтобы как-то прожить, пришлось устраиваться дворниками и работать в свободное от занятий время. Впрочем, иногда удавалось сбегать с занятий, на «вверенном им участке» они облюбовали трехкомнатную квартиру в доме, предназначенном на расселение, где еще не отключили свет, газ и воду. Здесь студенческая компания устраивала веселые застолья с картошкой и огурцами, и лидером во всех проделках всегда был Сергей. Он же предложил как-то собрать все стипендии в один кошелек и устроить мальчишник в ресторане «Прага», на что друзья охотно согласились. Лишь бесспорный талант Гармаша служил ему оправданием во всех проделках, и к моменту окончания института в 1984 году он оказался одним из самых востребованных выпускников. Из всех предложенных ему театров Гармаш выбрал «Современник», с которым не расстается до сих пор.

Жених на свадьбу опоздал

Заинтересованность в талантливом актере у театра была настолько велика, что туда же по просьбе Сергея приняли и его жену Инну Тимофееву, которая получила распределение в город Ногинск. Он эту девушку еще на первом курсе приметил, но добился благосклонности не сразу. Вот как сам Гармаш рассказывает об этом: «Инне было всего 16 лет, она приехала от родителей, прямо со школьной скамьи. А я – мужчина «с прошлым», на пять лет старше. Не очень-то я ей нравился. Лицом не вышел, а она – красавица. Я бываю очень упрямым. Это и в жизни помогает, и в актерской профессии добиваешься какого-то результата. Я вокруг Инны целых два года кругами ходил. Мы вроде бы дружили: в кино ходили, на выставки, гуляли. Инна все это время ко мне присматривалась. Потом я ее на жалость взял. Сломал ногу, да так неудачно, что чуть на всю жизнь не остался хромым. Ко мне брат приехал. Мы с ним в ресторан пошли, посидели там, выпили… Потом с кем-то там не поладили, завязалась крупная драка. Я месяц пролежал в больнице, Инна меня как землячка навещала. Из больницы она забрала меня к себе в общежитие, ей как-то разрешили. Я еще три месяца на костылях прыгал, весь в гипсе. Инна меня выхаживала, и тогда, наверное, у нее ко мне чувство возникло».

Когда дело дошло до свадьбы, не обошлось без приключения. Регистрироваться решили в Херсоне, куда и прибыла невеста со своими родителями, а Сергей в это время был в Прибалтике, снимался в фильме «Отряд». Накануне отъезда устроил мальчишник. Как вспоминает друг, «купили в баре виски, очень бурно кутили». На следующий день Сергей благополучно улетел, но во время пересадки проспал свой рейс и на собственную свадьбу опоздал на сутки. Позднее, в конце 80-х, супруги обвенчались в Новодевичьем монастыре. Теперь у них двое детей – дочь Даша, родившаяся в 1988 году, и сын Ваня, которому сейчас 12 лет. И что бы ни писали о бывших и предполагаемых похождениях Гармаша, он очень дорожит своей семьей.

В «Современнике» супруги Гармаш вместе в одних и тех же спектаклях не играют, у Сергея Леонидовича на этот счет свое мнение: «Чтобы такой брак был прочным, муж и жена не должны помогать друг другу в своей профессии. Особенно если они играют в одном театре… Можно лишь выстроить иллюзию счастливой и талантливой актерской семьи. Случаются, конечно, исключения из правил, но на то они и правила…».

Герой второго плана

В «Современнике» Гармаш очень скоро стал одним из ведущих артистов, у него обширный репертуар от классики до современных пьес. Это Лопахин в чеховском «Вишневом саде», старший брат в пьесе по мотивам произведений Достоевского «Карамазовы и ад», Фамусов в «Горе от ума» Грибоедова, Альфонс в «Трех товарищах» Ремарка, шофер Ильин в постановке «Пять вечеров», Михаил в «Мурлин Мурло» Коляды… Поклонники этого артиста стараются не пропустить спектакли с его участием.

Но большая известность пришла к нему с экрана, он начал сниматься, едва окончив Школу-студию МХАТ. Его дипломной работой была роль в постановке «Старший сын», в которой молодого артиста увидел режиссер Алексей Симонов, подбиравший исполнителей для своей героической баллады «Отряд» и разглядевший в нем рядового Урина. В дальнейшем Гармаш стал одним из самых стойких «героев второго плана», которые присутствуют практически в любом фильме. В них и раскрывается настоящий мужской характер актера, а создаваемые им образы настолько ярки, что нередко конкурируют с главными героями. Особенно удаются ему образы военных и блюстителей порядка, а также те «штатские», которые требуют большого накала. В «Ворошиловском стрелке» Говорухина у него совсем маленькая роль, но, как он сам говорит, играть ее было интересно в ситуации, когда фактически предлагалось оправдать самосуд. Один из любимых зрителями персонажей – самоотверженный сотрудник милиции Коротков в сериале «Каменская». В сериале «Закон» ему пришлось играть совершенно противоположную роль – подручного преступника, которого полюбить нельзя, но не запомнить невозможно. Персонажи с крутым характером достались Гармашу также в лентах «Контригра», «Белая гвардия», «Гетеры майора Соколова», «Ленинград 46», «Напарник», «Притяжение», «Троцкий», «Холодное танго» и других. Но вдруг в фильме «Нежный возраст» ему предложили сыграть личность, которая теряет почву под ногами, защищая после развала СССР никому не нужные идеалы. А вслед за этим была «Механическая сюита», где его персонаж тоже слабый человек, невезучий и больной, но пытающийся сохранить свой внутренний мир. Необычен для его типажа и персонаж в ленте Валерия Тодоровского «Любовник», участие в которой он считает подарком для актера, хотя бы потому, что сыграл здесь одну из немногих своих главных ролей (еще две в «Каменской» и сериале «По ту сторону волков»). И уж совсем в особом ряду стоит роль отца главного героя картины Мэлса в музыкальной драме «Стиляги», мудрого и обаятельного, за которую Гармаш получил премию «Золотой орел» в номинации актер второго плана.

Это далеко не единственная награда, у народного артиста РФ Сергея Леонидовича Гармаша более десятка премий, среди которых «Золотой овен», приз Постоянного комитета Союзного государства «Герой нашего времени» за экранное воплощение настоящего мужского характера и четыре (!) «Ники».

Этот с виду жесткий, прямолинейный и даже грубый человек за долгие годы в кино честно отработал свой типаж, признавая, что с его лицом «трудно было бы сыграть нежного влюбленного, порхающего по жизни». Но у него есть мечта, о которой он говорит так: «Хочется сыграть врача. Мне интересна эта профессия… А еще мне хотелось бы сыграть в комедии». 60 лет – это, конечно, не «нежный возраст», но впереди у Сергея Леонидовича еще много времени, чтобы он смог осуществить свои заветные желания.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Наверх