МАЙОР ТОМИН ДОСЛУЖИЛСЯ ДО ПОЛКОВНИКА
Заслуженный артист РСФСР Леонид Каневский получил широкую известность благодаря роли майора Томина в сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи». Но были у него и другие интересные роли. И сегодня, в канун своего 80-летия, он с полным правом может сказать, что оставил заметный след в кинематографе.
Своего добился
В семье технолога-фруктовщика Семена Каневского Леонид был вторым ребенком. Он родился 2 мая 1939 года в Киеве и рос вместе со старшим братом Александром под опекой матери. Она мечтала стать музыкантом и уже училась в консерватории, когда решительный Семен заставил ее уйти оттуда и заняться домом. Мать, не сумевшая осуществить свою мечту, всячески поддерживала творческие начала в детях. У Александра был литературный талант, он потом стал известным писателем-сатириком, сочинявшим тексты, с которыми выступали на эстраде знаменитые юмористы.
А Леонид тяготел к лицедейству и еще в четвертом классе заявил, что станет артистом. Это желание не пропало и к концу обучения в средней школе. Учиться Леонид хотел только в Москве. Родители очень сомневались в успехе сына и пытались его отговорить: ну какой из него артист при росте в 168 сантиметров и невыразительной внешности? Отец, недовольный тем, что и второй сын не пожелал продолжить его профессию, сказал: «Ну вот, еще один испорченный ребенок в нашей семье!» Леонид стоял на своем, и тогда было решено, что в столицу его будет сопровождать мама. В Москве его, конечно, никто не ждал. Он попытался поступить в ГИТИС и получил отказ. Подал документы в студию МХАТа, дошел до второго тура, но мэтр театра Павел Массальский, сам большой и красивый, посмотрел на юношу в кулак через дырочку между пальцами и сказал: «Не наша фактура». Неудача ждала его и в Щепкинском училище, по той же причине. Леонид готов был сдаться, но проявила характер мама, которая заставила сына подать документы в Щукинское училище. И вот удача! Он сдал все экзамены, прошел отборочные испытания и был принят на курс Веры Львовой, где учился вместе с Василием Ливановым и Андреем Мироновым. В 1960-м, по окончании вуза, Каневский был принят в Театр им. Ленинского комсомола.
Абракадабра на псевдоитальянском
Первые годы на сцене Каневский вспоминает с благодарностью. «Мне крупно повезло, — говорил он в одном из интервью, — вскоре в этот театр пришел гений – Анатолий Эфрос. Удивительный человек и режиссер, благодаря которому началось мое профессиональное становление». Здесь Леонид Семенович проработал семь лет, а потом перешел в Театр на Малой Бронной, где и прослужил до 1991 года, став одним из ведущих артистов и любимцем публики.
Как и каждого артиста, его привлекало кино. Получить маленькую роль удалось лишь в 1963 году в фильме «Сорок минут до рассвета» — это был завмаг в деревенском сельпо. Через два года в картине «Город мастеров» он стал начальником тайной полиции. В ленте «Житие и вознесение Юрася Братчика» — приспешник кардинала. Эти эпизодические лица и даже разведчик Оганесян в «Весне на Одере» мелькали на экране, не оставляя у зрителей заметного впечатления. И когда Каневскому предложили крошечную роль с двумя словами в комедии «Бриллиантовая рука», он позаботился о том, чтобы ее запомнили. Контрабандист, наложивший гипс на руку Семена Семеновича Горбункова, узнает, что это не тот человек, и, обращаясь к напарнику, разражается громкой тирадой на псевдоитальянском языке, энергично жестикулируя. Эту абракадабру Каневский сочинил сам, показал Гайдаю. Режиссер послушал это «Крокэскусство эшлак» и сказал, чтобы Каневский добавил в конце слово «мордюк». И объяснил удивленному артисту: «Я с Мордюковой поссорился». А Каневский, как говорится в таких случаях, наутро после премьеры фильма «проснулся знаменитым», во всяком случае, о нем заговорили, на него обратили внимание другие режиссеры. Сейчас в его списке более 70 фильмов, в числе которых «Красная палатка», «Похищение», «Каждый вечер в одиннадцать», «Земля, до востребования», «Мэри Поппинс, до свидания» и другие.
Поистине знаковой стала для Каневского роль инспектора Московского уголовного розыска Александра Николаевича Томина, который вместе со следователем Знаменским и экспертом-криминалистом Зиночкой Кибрит раскрывает самые сложные дела в сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи» (составлено из первых слогов фамилий действующих лиц). Уже первые две серии под названием «Черный маклер» приковали зрителей к экрану. А потом последовали «Ваше подлинное имя», «С поличным», «Повинную голову…», «Динозавр», «Шантаж», «Несчастный случай» и т. д. Всего 22 «дела», а значит и фильма, в период с 1971 по 1989 год. Вся троица стала невероятно знаменитой, но был в этом и свой минус: их почти перестали приглашать на другие роли, воспринимая лишь в привычном образе.
«Мост» в другую страну
В то время, когда вся страна следила за тем, как майор Томин разгадывает криминальные загадки, его исполнитель все еще ходил холостым. Однажды старший брат подсказал ему, чтобы присмотрелся к хорошей девушке Ане, дочери Ефима Березина, который выступает на эстраде вместе с Юрием Тимошенко. Он писал тексты для этой пары киевских юмористов – Штепселя и Тарапуньки, был вхож в семью и обещал познакомить. Знакомство состоялось во время одного из приездов Леонида к родителям в Киев, но потом отношения развивались «на расстоянии», иногда он приезжал в столицу Украины, иногда Аня посещала Москву, если папа ехал туда с гастролями. И как-то Леонид ей сказал: «Ну что мы ездим, как чудаки, давай поженимся». Они побежали в ЗАГС, а там большая очередь желающих пожениться. Но майора Томина узнали и пропустили вперед. Они поженились в 1975-м, а через три года у них родилась дочь Наташа. Она не продолжила профессию отца, но все же связала свою жизнь с искусством, поступив на театральный факультет израильского университета по специальности «декорации и костюмы». Стала замечательным художником, и отец гордится, что в Театре на Малой Бронной играл в спектаклях «Поздняя любовь» и «Ревизор», которые оформила его дочь.
В Израиле Наташа оказалась вместе с родителями. Иногда Леонида Семеновича упрекают: дескать, эмигрировал из своей страны. Он отвечает, что просто принял предложение, от которого не мог отказаться. В 90-е годы из-за развала СССР многие артисты — евреи по национальности — уехали в Израиль. Там оказался и режиссер Евгений Арье. Он пригласил Каневского в Тель-Авив в труппу русскоязычного драматического театра с символическим названием «Гешер» («Мост» на иврите). Идея проложить «мост» из одной страны в другую в близкой ему сфере искусства увлекла Леонида Семеновича. Жена, филолог, владеющая английским, нашла себе место в швейцарской компании, торгующей металлами, стала изучать иврит, что позволило ей позже занять место менеджера в израильской фирме. Дочь, как и папа, работала на две страны, вышла замуж и родила Амалечку. Конечно, определенную роль в переселении на израильскую землю сыграла и та неспокойная (даже криминальная) обстановка, которая существовала в России после развала Советского Союза, а в Израиле было ощущение безопасности.
Связь с родиной продолжается. Живя на две страны, Каневский не отказывается от ролей в театре и кино. В 2002 и 2003 годах вышли с его участием два фильма «Следствие ведут ЗнаТоКи. Десять лет спустя», где Томин уже дослужился до полковника. В роли другого полковника Бориса Семина он выступает в двух лентах, вышедших в 2009 и 2011 годах. Картина «Отель счастливых сердец» с его участием вышла в 2017 году, но, надо думать, артист еще не завершил свою кинокарьеру. А благодаря тому, что с 2006 года он ведет на канале НТВ программу «Следствие вели…», построенную на реальных криминальных фактах из жизни советского периода, мы каждое воскресенье встречаемся с Леонидом Семеновичем на телеэкране. И будем рады еще долго встречаться.
Идиллия ДЕДУСЕНКО
КСТАТИ
ПО ЗАКАЗУ МИНИСТРА
У сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи» любопытная история. Он появился благодаря заказу министра внутренних дел СССР Николая Щелокова, который, проводя реформы в своем ведомстве, хотел с помощью кино повысить престиж милиции.
Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения было поручено организовать телеспектакли, где бы милиционеры предстали такими, какими хотел их видеть министр. Редактор Эмилия Каширникова проанализировала современную детективную литературу и пришла к выводу, что с такой задачей могут справиться супруги Ольга и Александр Лавровы, известные своими книгами, а также тем, что в 1969 году по их рассказу был снят телеспектакль «Солдаты в синих шинелях», который пользовался успехом у зрителей. Они «были в теме», ведь Александр Лавров сам долгое время работал в следственном управлении МВД. Лавровы представили сценарии четырех серий – «Черный маклер», «Расскажи, расскажи, бродяга», «Естественная убыль», «Волшебные узоры».
Важно было подобрать таких актеров, которые по своим данным соответствовали бы задуманным образам. Их нашли и утвердили. Следователя Павла Павловича Знаменского играл Георгий Мартынюк, артист того же Театра на Малой Бронной, где служил Леонид Каневский, ставший майором Томиным. Мартынюк, один из ведущих актеров, сыграл здесь более 60 ролей. В свое время Гоша, родившийся в 1940 году в провинциальном Оренбурге, с первого захода поступил в ГИТИС. Экспертом-криминалистом Кибрит стала Эльза Леждей, девушка из Севастополя, окончившая в 1955 году Щепкинское училище и работавшая в Театре-студии киноактера. Все трое так вжились в свои образы, что сумели продержаться вместе 22 серии с 1971 по 1989 год. Когда в 2002 и 2003 годах вернулись к теме и сняли 23-ю и 24-ю серии под названием «Следствие ведут ЗнаТоКи. Десять лет спустя», пришлось сменить фамилию эксперта-криминалиста на Китаеву, так как ее играла другая актриса. Леждей, тяжело пережив смерть мужа, артиста Всеволода Сафонова, с которым прожила 21 год, замкнулась, редко выходила из квартиры, заболела и в 2001 году умерла. Мартынюк ушел из жизни в феврале 2014 года, оставив о себе память не только как следователь Знаменский, но и работами в других фильмах.