ПРИКОСНОВЕНИЕ К ВЕЧНОСТИ
Татьяна Найденова создаёт свои шедевры за гончарным кругом
Про коня, что остановят на скаку наши удивительные женщины, давным-давно всем известно. И в избы горящие входят, и детей растят, и трудятся не покладая рук. И на подиуме, и в офисе – красавицы-королевы. И умеют многое – им покоряются вольные стихии и древние, исконно мужские ремёсла.
Долгий путь к себе нашей героини занял почти 20 лет. В селе Шпаковском, где родилась Таня, появились и её первые творческие пристрастия. Окончила музыкальную школу по классу аккордеона, с увлечением рисовала. Родные удивлялись – как точно и красиво тонкие линии складываются в узнаваемые портреты и пейзажи, как проникновенно звучат в её исполнении нежные мелодии и первые строки стихов и песен. То, что именно творчество её призвание, не предполагал никто. И в первую очередь – сама Татьяна.
В прошлой жизни
Окончила фармацевтический институт в Пятигорске, трудилась в крупной фармацевтической фирме. Компания поставляла медикаменты по всему Северному Кавказу. Татьяна прошла путь от оператора ПК до коммерческого директора. Нагрузка огромная. Для любимого творчества и в студенческие годы времени было мало, а при такой работе и подавно. А душа требует, рвётся – не фактуры и сметы, столбики цифр и перечень препаратов, а совсем иные горизонты нужны. «Все мы рисуем, поём, танцуем, лепим в детстве, а потом об этом забываем. Забываем, что умеем больше, подчиняемся придуманным требованиям: в первую очередь — профессия, всё остальное – неважно, – делится Татьяна. – В прошлой жизни я провизор. Карьера удалась, но в один момент пришло осознание иллюзорности, решилась и бросила всё. Поняла, что моё настоящее – совсем не то, что мне необходимо».
Ну и что такого, подумаешь – работа не по душе, тысячи людей существуют в таком формате. Каждый день похож на предыдущий, стремление занять свое место на служебной лестнице, слепое следование принятым стандартам. Мало, кто отважится что-либо менять. Тем более, когда всё складывается так удачно! Она действительно добилась того, о чём многие мечтают, такая карьера – заветный приз, а Таня Найдёнова, ничуть не сомневаясь, оставила престижную работу и поступила в Пятигорский филиал Строгановского художественного училища. Да, были такие, что крутили пальцем у виска – мол, от добра, от успешной карьеры и стабильной денежной службы ринулась с головой неизвестно куда. Для такого кардинального шага какие могут быть причины? Зов души, потребность реализовать себя, себя НАСТОЯЩУЮ. «Подруга позвала расписать стены в новой квартире – знала, что человек я творческий, только рада буду такой возможности. Я тогда почувствовала, что не хватает специальных знаний, навыков. Бросила всё и пошла учиться. Вот оно – МОЁ», — улыбается Найдёнова.
Учиться никогда не поздно
Пусть возраст был уже недетский, глубоко за 30, рядом за партой – девчонки и мальчишки лет по 15, далеко не всегда уверенные в правильности выбранного пути. Татьяна же пришла за знаниями осознанно, впитывала, как губка. Было это 8 лет назад, а сегодня Найдёнова уже признанный мастер, высококлассный художник по керамике, член творческого Союза художников России. Она убеждена, что профессиональный выбор стоит делать именно осознанно, пройдя определённый путь, поработав. Не подчиняясь чьей-то воле, не следуя расхожему мнению окружающих – для того, чтобы состояться в жизни, важно получить «серьёзную профессию», а слушая себя и своё сердце. «Нужно заниматься тем, что тебе нравится, всё остальное – иллюзия. Я творческий человек, рисую, делаю скульптуры из гипса, занимаюсь керамикой и стеклокерамикой, пишу стихи, песни. Они звучат на моих творческих вечерах. Работы экспонируются на выставках. С одной стороны, я поздновато обрела своё дело, с другой — понимаю, что нарабатывала опыт. Учиться никогда не поздно, слава Богу, что я сохранила крылья за плечами, не лишилась их, а расправила», — говорит Таня. Её философия — жить и творить в «летучем состоянии», оставаться по жизни ребёнком – это помогает нести своим творчеством свет и красоту. Радовать людей, давать пищу для глаз, а значит – для души. Ведь, как говорят, глаза — её зеркало. Потому и творения её далеки от утилитарности, они – произведения искусства.
На отделении керамики в Строгановке Таня попала в класс скульптуры – объём, размах, форма заворожили её. Выбор был очевиден – работать с глиной. «Через линии в плоскости надо показать объёмные вещи, передать настроение, вложить свои ощущения и переживания. Я прохожу пальцами каждый кусочек глины, всю её надо перемять, прочувствовать, отдать своё тепло. Секретов особых нет. Скорее, он в одном – в труде. Работать с глиной – великий труд», — рассказывает мастер. От замысла до воплощения дорога небыстрая. В начале творческого пути Татьяна ездила за глиной в разные уголки родного Ставрополья. Помогал отец – родители безоговорочно поддержали Таню в её решении. Гордились её творческими успехами. Александр Михайлович вместе с дочерью копал глину, помогал разводить водой, процеживать. После глину нужно разложить и дать просохнуть. Сырьё необходимо освободить от механических примесей, посторонних включений. Кропотливый, трудоёмкий процесс. Сегодня Таня покупает специальную глину, предпочитает красную — сочную, жирную, похожую на шоколад. После обжига она становится рыжеватой. Но и этот специальный материал для лепки она разминает руками, каждый кусочек. Через сильные руки этой хрупкой женщины прошла, пожалуй, не одна сотня кило. И одному из самых древних – гончарному ремеслу – она придала особую чуткость и женственность. Её работы настолько проникновенны, они современны и в то же время парят над эпохой. Как тут не вспомнить, что в археологических находках в разных сторонах света, датируемых самыми разными веками, в том числе и до нашей эры, самые распространённые – изделия из глины. Татьяна признаётся, что за гончарным кругом, погружая руки в живую, тёплую глину, ощущает, что время словно останавливает бег…
В постоянном поиске нового
Сам гончарный круг для Тани сделал папа. Технарь от Бога, он подобрал и мотор, и продумал слив воды, охлаждающей двигатель. «Пусть мой гончарный круг не идеален, но для моего творчества вполне годится», — признаётся Татьяна. Отец ушёл из жизни, а дело рук его осталось… Круг мобильный – его можно перевозить, это очень удобно для проведения мастер-классов, которые мастер-гончар нередко проводит для детей и взрослых. Гончарное дело и правда завораживает – глиняные изделия получаются правильной формы, красивые даже в самом простом исполнении. Татьяна нередко использует созданные на круге детали как части арт-объектов, собирая из них великолепные композиции. А ещё расписывает ангобами – специальным покрытием, замешанным на глине, разведенной до консистенции сметаны. «Я расписывала ангобами свой дипломный проект – «Славянские узоры». Горжусь, что работаю с таким материалом – глиной, живой и вечной. Она сохраняет тепло рук и души. И подходить к ней нельзя ни в каком состоянии, кроме как вдохновенном. Так я гончарю – ощущения, когда держишь руками форму, вытягиваешь пальцами, словно погружаешься в некое таинство, волшебство созидания».
Татьяна Найдёнова сама, словно чарующее вращение гончарного круга – в постоянном поиске новых поворотов творчества. Свой новый проект, посвящённый женщинам, создаёт из глины и стекла. А ещё изобретает новые виды прикладного искусства – перегородчатую керамику, к примеру. О перегородчатой эмали известно, а вот керамика в такой подаче – дело новое. Пробует себя в скульптуре – несколько гипсовых бюстов и фигуры в полный рост удаются ей не хуже творений, сошедших с гончарного круга. «Стремление к познанию и развитию привил мне отец – литература, поэзия, любовь к чтению, поиск новых решений».
В одном из стихотворений Найдёновой есть строки, кричащие о её стремлении двигаться вперёд, жить и творить на вдохе:
Я есть у вечности эпох. Как убедить себя поверить в эту мантру?
Я есть! И это только вдох, а выдох я приберегу на завтра.
Елена ЕВДОКИМОВА
Фото автора