ВЕЛИКИЙ РОМАНТИК СВОЕЙ ЭПОХИ
Неповторимый режиссерский стиль Эльдара Рязанова делал его фильмы суперпопулярными
«Эльдар» в переводе с персидского означает «Владеющий миром». Когда Александр Семенович и Софья Михайловна Рязановы, работавшие в советском торгпредстве в Тегеране, выбирали имя своему сыну, родившемуся 18 ноября 1927 года, они и предположить не могли, как были близки к истине. Режиссер Эльдар Рязанов действительно завоевал весь мир своим уникальным творчеством. Он – обладатель множества наград и званий, в числе которых и самое высокое – народный артист СССР. Рассказом об известном режиссере мы продолжаем публикации, связанные с Годом кино, который проходит сейчас в России.
Волга в Самаре, родном городе Эльдара Александровича, широка, но не безбрежна, как океан, о котором мечтал мальчик, запоем читавший книги о путешествиях. Война, тяжелые, голодные послевоенные годы заставили его искать другой путь в жизни, и он поступил во ВГИК, где конкурс был 25 человек на место (!) Рязанов попал в мастерскую режиссера «Гамлета» и «Короля Лира» Григория Михайловича Козинцева. Среди педагогов был и великий Сергей Эйзенштейн, с которым Рязанов так сдружился, что бывал у него дома, где они вместе мысленно совершали самые невероятные путешествия.
Окончив ВГИК с отличием в 1950 году, Рязанов стал работать в студии документальных и хроникальных фильмов. Это дало ему возможность воплотить мечту о путешествиях. На протяжении пяти лет он снимал фильмы на Сахалине, Камчатке, на Курильских и Комодорских островах.
Активность и профессионализм молодого режиссера заметили и буквально за два дня (!) оформили его на «Мосфильм» — главную студию страны, которой руководил тогда Иван Пырьев. Посмотрев выпущенный Рязановым совместно с Гуровым широкоформатный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды, Пырьев стал настаивать на создании художественного фильма подобного плана. Молодой режиссер отказывался четыре раза, но Пырьев настоял на своем. Так и появилась «Карнавальная ночь», которая открыла Рязанову путь к славе, хотя сам он не испытывал ничего, кроме тревоги, о чем впоследствии говорил в одном из интервью: «После окончания «Карнавальной ночи» меня часто спрашивали, чем я руководствовался во время съемок, что было для меня главным. Так вот, я не думал об успехе, о фестивалях и рецензиях, я мечтал лишь о том, чтобы меня не погнали с работы и дали когда-нибудь поставить еще одну картину». «Карнавальная ночь» стала лидером кинопроката 1956 — 1957 годов, ее посмотрели более 45 миллионов зрителей, а молодой режиссер благодаря этой ленте нашел свой стиль в кинематографе.
Рождение шедевров
Уже в «Карнавальной ночи» проявилась удивительная интуиция режиссера Рязанова, который с невероятной точностью подбирал актеров на роли в своих фильмах. Некоторых, с кем Рязанов работал впервые, он потом вводил в число своих единомышленников и приглашал сниматься еще, но именно в той роли, в которой видел их сам. Составился довольно длинный список:
Л. Гурченко, А. Фрейндлих, О. Басилашвили, Ю. Яковлев, А. Мягков, Е. Евстигнеев, В. Гафт, Л. Ахеджакова, А. Миронов, В. Талызина, О. Волкова и многие другие.
Искал исполнителей придирчиво. Например, на роль Лукашина в «Иронии судьбы» пробовались
П. Вельяминов, С. Любшин, А. Миронов, но никто из них не производил впечатления простодушного романтика, немного не от мира сего, и только А. Мягков стал тем Женей Лукашиным, которого видел режиссер. Мы тоже не представляем себе другого артиста на его месте. Такое же точное «попадание» получилось и с Барбарой Брыльской (Надя), которую режиссер увидел в фильме «Анатомия любви», хотя до этого проходили кинопробы уже известные Рязанову Л. Гурченко, С. Немоляева, А. Шуранова. Случались, правда, и неожиданные решения, но тоже точные. В «Иронии судьбы» начал сниматься в роли Ипполита
О. Басилашвили, но у него умер отец, и он отказался от дальнейших съемок. Рязанов срочно ввел Юрия Яковлева и не ошибся. В кино нередко приходится приспосабливаться к условиям, и не только при подборе артистов. В той же «Иронии судьбы» все помнят знаменитую сцену в бане. А снималась эта сцена… под лестницей в одном из коридоров «Мосфильма», где установили банные скамейки.
Когда приступили к съемкам «Служебного романа», О. Басилашвили пытался доказать, что именно он подходит на роль Новосельцева, но режиссеру в этой роли нужен был «недотепа» с нераскрытым еще характером, и он видел в этом образе только Мягкова. Басилашвили, сыгравший Самохвалова, потом согласился, что Рязанов был прав.
Не было никаких сомнений относительно Алисы Фрейндлих, которая в «Служебном романе» своим талантом превратила «мымру» Калугину, умевшую только работать и управлять, в женщину с истинно женской способностью сопереживать и любить. Чтобы создать внешний облик «мымры», пришлось актрисе вместе с режиссером рыться в гардеробе «Мосфильма», разыскивая безликую одежду на два размера больше. И все-таки не хватало какой-то детали. Тогда оператор Владимир Нахабцев принес старые очки своего отца в тяжелой оправе, и образ был закончен. Сразу же нашлась и исполнительница на роль председателя месткома Шурочки – актриса Л. Иванова была тогда председателем месткома в театре «Современник» и сыграла фактически сама себя.
В фильмах Эльдара Рязанова зрителей увлекает его особенный, неповторимый режиссерский почерк – мелодраматические сюжеты искусно переплетаются с комедийными, уходят в мир реплики, ставшие афоризмами. Как оказалось, многие сцены и изречения родились в результате актерских импровизаций, и это еще одна из особенностей режиссера Рязанова. Он умел доверять исполнителям и использовал их видение момента или образа, если оно не расходилось с его собственным. В «Служебном романе» было особенно много экспромтов, отснятого материала хватило бы на три серии, но и тут проявилась принципиальность требовательного режиссера – он отобрал лучшее на две серии.
Вадим Алисов, кинооператор, работавший с Рязановым, рассказывает и о том, каким тонким комедийным чутьем обладал режиссер: «Никогда не забуду, как сделал замечание Рязанову на съемках «Забытой мелодии для флейты» по поводу сцены, которая, на мой взгляд, была несмешной. Это момент, когда герой Филатова, переночевав в коммунальной квартире у героини Догилевой, приходит утром на работу. И Лена Майорова, играющая охранницу, говорит: «Знакомые туфли — где-то я их уже видела!» «Я купил их в Англии», — отвечает Филатов. «Значит, я вчера была в Англии», — смеется Лена. Мне этот эпизод совершенно не казался смешным, о чем я сообщил Рязанову. Но он только отмахнулся: «Ты ничего в этом не понимаешь!» И действительно, на просмотре картины эта сцена вызвала совершенно сумасшедший восторг у зрителей. И тогда я понял, что Рязанову известен некий секрет смешного, который не дано знать мне. Равно, как и секрет успеха».
Истинный талант так и остается секретом, тайной, но что с того, если он рождает шедевр за шедевром. Помимо уже названных, это «Человек ниоткуда»(1961), «Гусарская баллада»(1962), «Берегись автомобиля»(1966), «Зигзаг удачи»(1968), «Гараж»(1979), «Вокзал для двоих»(1983), «Небеса обетованные»(1991)… Перечислить все кинопроекты и телешоу с участием Рязанова здесь невозможно, их около 80. И почти во всех он был соавтором или автором сценария, а также автором текстов многих песен, полюбившихся зрителям. Он признавался, что сам удивляется, как ему, не знающему нот, удается снимать музыкальные фильмы. Помогали чутье и тесное сотрудничество с композиторами, прежде всего, с А. Петровым.
Атмосфера искреннего кино
В 1988 году Рязанов побывал на Кавминводах, был гостем в «Домике Лермонтова», дал интервью Пятигорской телестудии (на фото), встречался со зрителями. Все это зафиксировал пятигорский фотокорреспондент Константин Бабаларов, о чем сообщается в альманахе «Кавказ», который выпустила недавно ессентукская творческая мастерская «БЛГ», посвятив этот номер Эльдару Александровичу, ушедшему из жизни в ноябре прошлого года.
Известно, что в основе сюжетов некоторых фильмов Рязанова были случаи из жизни, как, например, в «Вокзале на двоих». А в альманахе рассказывается о том, как ситуацию из «Иронии судьбы» разыграли ученые, посидевшие после конференции в Тбилиси за грузинским вином. Когда профессоров развозили по гостиницам, около них остановилась «Волга» с ереванскими номерами. Один шутник, услышав, что машина отправляется в Ереван, попросил прихватить своего сильно выпившего коллегу, сказав, что тот житель столицы Армении. Полуспящего профессора усадили на заднее сиденье и отправили за 210 км от Тбилиси, записав при этом номера удаляющейся «Волги». Когда через несколько часов прибыли на место, то растолкали спящего профессора и на армянском спросили адрес. Ни слова не знавший по-армянски, тот попросил говорить на русском, затем на вопрос, куда его отвезти, назвал адрес. Такого в Ереване не оказалось. Когда все выяснилось, пришлось отправлять ученого гостя назад.
Эльдара Рязанова справедливо называют великим романтиком ушедшей эпохи, но и зрители последующих лет, знакомясь с его фильмами, испытают то же благодарное чувство, что испытываем к нему мы — за то, что умел наполнить души светом.
Идиллия ДЕДУСЕНКО
Крылатые фразы из кинофильмов Эльдара Рязанова
«Берегись автомобиля»
Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?!
Машина — на жену, дача — на тестя, у тебя ничего нет, ты голодранец!
Тебя посодют, а ты не воруй!
Он хоть и вор, но бескорыстный и честный человек.
«Ирония судьбы, или С легким паром»
Но нашлись добрые люди: обобрали, подогрели… Нет — подобрали, обогрели.
Зарплата у меня хорошая, но маленькая.
Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба!
«Служебный роман»
У меня такая безупречная репутация, что меня уже давно пора скомпрометировать.
Мы вас любим… в глубине души… Где-то очень глубоко.
Вся скрючится, скукожится, как старый рваный башмак, и чешет на работу, как будто сваи заколачивает!