№ 03 (3631) 25.01.2017   Коридоры власти   Рекомендовано  

ЕЩЁ НЕ РАСКАЧАЛИСЬ

Четыре депутата Госдумы РФ нового созыва от Ставрополья — в пассивном большинстве

Институт социально-экономических и политических исследований совместно с Центром содействия законотворчеству подготовили «Рейтинг законотворцев» по итогам первой сессии Госдумы седьмого созыва. По данным исследования, за два с половиной рабочих месяца, с 5 октября по 21 декабря, с законодательными инициативами выступили только 100 нынешних парламентариев, что составляет 22% депутатского корпуса. В рейтинге учитывалась только подпись депутата под первоначальным законотворческим пакетом на момент его внесения в Госдуму. Случаи присоединения депутата к ранее внесённому законопроекту не брались в расчет как собственная законотворческая активность депутата.

Показатель в 22% значительно ниже, чем в Госдуме предыдущего созыва. Например, в первом полугодии 2016 года, в последнюю сессию перед выборами, авторами и соавторами новых законопроектов стали 259 депутатов (почти 58%). Осенью 2015 года активность проявили 240 парламентариев (53%). Ещё раньше этот показатель доходил до 65%.

Двое из шести

Не продемонстрировали активность и большинство депутатов Госдумы от Ставрополья. Напомним – вся ставропольская шестерка парламентариев – единороссы. Судя по той информации, которая опубликована на официальном сайте Госдумы РФ, Михаил Кузьмин, Алексей Лавриненко, Александр Ищенко и Ольга Тимофеева не стали авторами или соавторами хотя бы одного законопроекта.

А вот представитель комитета по культуре Елена Бондаренко значится в качестве инициатора пяти законопроектов. Конечно, не одна, а вместе с группой других депутатов. Но два из этих пяти документов были внесены в Госдуму 12 и 20 мая 2016 года, когда Бондаренко еще не являлась федеральным парламентарием. То есть она могла присоединиться к числу инициаторов этих законопроектов позже. И касаются эти законопроекты не профильной для депутата сферы, а оборота земель сельскохозяйственного назначения. Но три документа, инициированных Еленой Бондаренко, связаны с культурой. Это изменения в законы «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и «О государственной поддержке кинематографии РФ», в Кодекс РФ об административных правонарушениях (в части защиты произведений литературы и искусства от вандализма). Один из этих законов принят в первом чтении.

Коллега Елены Бондаренко по думскому комитету Ольга Казакова (зампред) также стала соавтором трех законопроектов в первую установочную сессию. Двух — в области культуры, это поправки в законы «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и «О государственной поддержке кинематографии РФ». Третий документ — из сферы уголовного законодательства, предлагающий уголовную ответственность за побои. Один из трех законопроектов, внесенных с участием Казаковой, прошел первое чтение, еще один – первое и второе.

Самые активные — эсеры

Резкое снижение числа депутатов, выступивших с собственными законопроектами, эксперты объясняют отказом Госдумы VII созыва от ориентации на количественные показатели законотворчества как оценку эффективности депутатов и принятыми мерами организационного характера. А также появлением в нижней палате большого числа новичков. Следствием внедряемых в парламенте требований к качеству вносимых инициатив стало то, что депутатское законотворчество стало менее индивидуализированным и в большей мере групповым.

Из партий безоговорочный лидер по уровню законотворческой активности — «Справедливая Россия». В Госдуме нового созыва эсеры продолжили придерживаться тактики внесения общефракционных программных инициатив. Уже в самом начале работы обновленного парламента, 5 октября, за подписью большинства членов фракции (в совокупности 21 из 23 депутатов) в Госдуму поступило сразу 19 законопроектов из предвыборной программы эсеров, практически по всему спектру вопросов — социальных, экономических и политических. И в дальнейшем, на протяжении сессии, «Справедливая Россия» использовала тактику внесения законопроектов широкой группой депутатов (от четырех — пяти до 21 члена фракции в соавторах), включая лидера партии Сергея Миронова.

Вторая по самостоятельной законотворческой активности фракция в ходе установочной сессии — ЛДПР. В отличие от эсеров законотворчество ЛДПР носит не общефракционный, а индивидуальный или групповой характер. В отдельных случаях отражает идейную конкуренцию между внутрипартийными группами и отдельными парламентариями. Среди оппозиционных фракций ЛДПР в наибольшей степени обновила и омолодила ряды, и именно ее депутаты-новички выделялись на старте работы нового созыва. Лидерами законотворчества от «соколов Жириновского» стали депутаты-новички Данил Шилков (девять законопроектов — №22 общего рейтинга активности и первый после большой группы эсеров) и Виталий Пашин (восемь законопроектов), работающий с ним в связке.

По поводу «Единой России» эксперты констатируют, что она в Госдуме задаёт курс на совместное законотворчество с другими фракциями, членами Совета Федерации или заксобраниями регионов. А наиболее результативными депутатами от фракции «ЕР» стали Дмитрий Вяткин (три внесенных и сразу принятых законопроекта, и один принятый проект прошлого созыва) и Павел Крашенинников (три внесенных законопроекта, один принятый в целом и один — в первом чтении).

Неожиданностью сессии стала пассивность большинства депутатов КПРФ. В отличие от эсеров и ЛДПР коммунисты до сих пор не перевели предвыборную программу в формат новых законопроектов. Минувшей осенью в парламент поступила лишь одна из таких программных инициатив КПРФ – новая редакция законопроекта «О детях войны». Впрочем, и в Госдуме шестого созыва коммунисты не демонстрировали высокую законотворческую активность относительно коллег-депутатов по оппозиции. Безоговорочным же лидером фракции КПРФ в первую сессию стал Валерий Рашкин (шесть законопроектов, №27 общего рейтинга активности).

Влад БОЧАРОВ

Рисунок Владимира Ненашева

comments powered by HyperComments
Наверх