№ 09 (3586) 09.03.2016   Рекомендовано  

ИВАН СТОЯНОВ: «СЫРОЙ ЗАКОН ГУБИТЕЛЕН ДЛЯ КАВМИНВОД!»

Речь идет о спорном законопроекте о Кавминводах, в суть которого общественники пытаются внести значимые и обоснованные коррективы

Известный общественник о том, как остановить прогрессирующую деградацию курортов

Власти Ставропольского края до 1 июня этого года должны определить границы, установить особый статус и подготовить предложения по сохранению и рациональному использованию природного потенциала Кавминвод. Сделать это их обязывает президент России.

Иван Степанович Стоянов, руководитель регионального общественного объединения "Союз защиты курортов КМВ"

Иван Степанович Стоянов, руководитель регионального общественного объединения «Союз защиты курортов КМВ»

Соответствующее указание Владимира Путина включено в перечень поручений по итогам Межрегионального форума Общероссийского народного фронта, прошедшего в Ставрополе в конце января. Содержание этого документа стало известно на прошлой неделе и в очередной раз взбудоражило общественность, болеющую за судьбу нашего уникального курортного региона. Напомним, на форуме ОНФ наши местные экологи озвучили главные проблемы Кавминвод, попросив главу государства принять меры. Реакция Путина, давшего конкретные поручения по вопросам КМВ, показывает, что глас народа, наконец, услышан, причем на самом высоком уровне. Ведь до этого дельные инициативы и предложения активистов по спасению курортов Ставрополья, увы, в большинстве своем воспринимались чиновниками с изрядной долей равнодушия.

Речь, в первую очередь, о спорном законопроекте о Кавминводах, в суть которого общественники пытаются внести значимые и обоснованные коррективы. Этот документ, призванный, по идее, защитить КМВ от дальнейшего упадка, по мнению многих экспертов, откровенно сырой, недоработанный, а в некоторых моментах и вовсе вызывающий недоумение: во благо ли курортам он разрабатывался?.. Законопроект претерпел уже несколько редакций, но по-прежнему не дает уверенности в своей потенциальной эффективности. Почему это происходит и к чему может привести? При каком раскладе у Кавминвод есть шансы на благополучное будущее? Об этом и многом другом мы беседуем с руководителем регионального общественного объединения «Союз защиты курортов КМВ» Иваном Стояновым.

Декларация вместо дела

– Иван Степанович, что именно в законе о КМВ не так, почему он не устраивает общественников? Какие конкретно инициативы активистов не учтены?

– Законопроект постоянно считается недоработанным, потому что в нём до сих пор нет ясного алгоритма решения острейших проблем региона КМВ. Прежде всего, это вопрос системы управления курортами. Предлагаемая нами Дирекция по управлению курортами, а также единая система недропользования в лице ОАО «Кавминкурортресурсы» должны быть прямого федерального подчинения и ни в коем случае не находиться под управлением коммерческой структуры.

Не нашли отражения такие проблемы, как запрет на амнистию незаконных объектов, контроль миграционных процессов, возврат распроданных участков особо охраняемых территорий, снижение техногенной нагрузки, восстановление разрушенной, в том числе коммунальной, инфраструктуры. Далее – любой законотворческой работе должно предшествовать детальное изучение реальной обстановки, чего нет и на чём настаивали общественники КМВ. И таких вопросов десятки.

Нам непонятно, почему данный закон разрабатывается не Минздравом и Минприроды. Ведь его должны писать те, кто отвечает за здравоохранение, а значит, за лечебные курорты, и за состояние природных ресурсов, в том числе за недра.

– Получается, необходимость тесного взаимодействия власти и общественности – всего лишь декларация на местных уровнях? Если при разработке столь важного документа для КМВ мнение тех же общественников попросту замыливается…

– Мы благодарны Министерству по делам Северного Кавказа, что по инициативе общественных организаций, экспертов и специалистов КМВ были проведены встречи с министром Минкавказа Л. В. Кузнецовым, директором департамента по инвестиционным проектам этого же министерства О. В. Рухуллаевой. Хорошо и то, что в состав рабочей группы по разработке законопроекта были введены гидрогеолог В. Л. Супруненко и эколог А. Л. Бородич, а в моём лице назначен координатор по связям с общественными формированиями. К сожалению, дальнейшее развитие событий показало совсем иное.

Все вышеупомянутые проблемы и предложения, оформленные стенограммой и протоколом, были, согласно договорённости, в ноябре представлены в Минкавказа с просьбой их совместно рассмотреть, вплоть до участия во встречах в профильных министерствах и ведомствах, но до передачи проекта в Минюст. Однако ожидаемой реакции не последовало, и мы вынуждены были в декабре письменно снова напомнить об этом. Тем не менее вместо совместной творческой работы с нами, без предварительного рассмотрения проект был передан в правительство РФ 31 декабря 2015 г. А теперь он дорабатывается опять без нас, но возникает вопрос: как же было получено согласование Минюста?

Последняя встреча 8 февраля О. В. Рухуллаевой с представителями рабочей группы, где был роздан очередной вариант проекта, то есть без возможности его предварительного изучения, тем не менее показал главное – ответов на наши основные предложения не было. А определяющая позиция нашей стратегии – приостановка работы над проектом до выполнения федеральной проверки реального состояния курортов, допущенных за 20 лет нарушений режима их охраны, с дальнейшей разработкой оздоровительных мероприятий, оформленных постановлением правительств РФ и Ставропольского края – просто осталась без внимания.

Вот вам пример отношения к общественному мнению и мнению специалистов региона. Оно стало возможным из-за недостаточного информирования населения об истинном положении дел на КМВ. Реальность такова, что предложения общественности, даже профессионалов, носят, к сожалению, только рекомендательный характер. А как же быть с предложением В. В. Путина, что каждый, кто готов брать на себя ответственность, должен быть вовлечён в реализацию планов страны, субъекта и муниципальных образований? Это гарантия достижения успехов. Уверен, уже наступило время для совместной творческой и эффективной работы.

Спасти уважение к закону

– Несколько лет назад уже ведь была попытка принятия аналогичного закона о КМВ. Почему, на ваш взгляд, сейчас вновь так активно заговорили об этом?

– До начала нулевых годов законы более-менее соблюдались. Система нарушений сложилась в 2001 – 2002 гг. Свободные манипуляции с землёй, градостроением, миграционная активность, раздача лицензий на недропользование и так далее – вот что послужило началом деградации курортов. Но особенно всколыхнули общественное мнение сначала законодательный акт по исключению лечебно-оздоровительных местностей из перечня особо охраняемых природных территорий, а затем и попытка вовсе упразднить зоны горно-санитарной охраны – небезызвестный законопроект № 555658–6, который сейчас, как мина замедленного действия, находится на рассмотрении в Государственной думе Российской Федерации.

– Вы говорили, что прежде, чем разрабатывать закон о КМВ, надо изучить ситуацию, оценить потери, риски, перспективы, но этого сделано не было. Что именно нуждается в первоочередном спасении?

– В первоочередном спасении нуждается уважение к закону, то есть – всё. Именно уважение к закону непременно включает в себя любовь к Родине. Я и мои коллеги – эксперты в области гидрогеологии, экологии, курортологии и т. д.  – на заседаниях многочисленных «Круглых столов» по проблемам курортов КМВ не раз констатировали, что курорты находятся в стадии прогрессирующей деградации, у своей последней черты. Причиной этому послужила уже сложившаяся система игнорирования ранее принятых законов, в том числе всеми ветвями власти. Об этом знают все, но мер не принимают.

kmv-kurort-2Сейчас курорты находятся в качественно ином состоянии, поэтому изучение реальной ситуации имеет первостепенное значение, с чем не хотят считаться разработчики закона. Или в качестве компромисса предлагают совместить работу комиссии с работой над законом, что является очевидной ошибкой. Именно на основании результатов работы комиссии пишется закон.

Удар по престижу

– Иван Степанович, большую тревогу вызывают перспективы главного достояния КМВ – уникальных минеральных вод. Сейчас уже многими производителями «звание» нашей минералки дискредитировано, продают откровенную липу. Есть ли конкретный план по реабилитации имени кавминводской воды? В каком состоянии сейчас сами источники?

– Да, бессистемная несбалансированная эксплуатация месторождений, фальсификация брендов, заказные ГОСТы – серьёзный удар по престижу наших уникальных гидроминеральных ресурсов. Деградировала бальнеологическая вода источника «Нарзан», падает качество минеральных вод Ново-Благодарненского месторождения. А учитывая так называемый «отложенный негативный эффект», огромные проблемы в этом вопросе ещё впереди. Конкретный план по реабилитации имени кавминводской минеральной воды может появиться только после работы федеральной комиссии, о которой я уже говорил. Техническое состояние эксплуатационных скважин оставляет желать лучшего, о чём было сказано на сайте Министерства природных ресурсов.

– Ваши коллеги-общественники утверждают, что медкластеру не место на КМВ. Каково ваше мнение на этот счет?

– Медкластер позволяет использовать высокотехнологичное оборудование для диагностики и последующего клинического лечения. Его делать надо. Однако необходимо понимать, что никакого положительного влияния на развитие инфраструктуры курортов он не окажет.

– Минкавказа планирует ввести курортный сбор уже со следующего года. Как вы относитесь к такой перспективе?

– Дело нужное, но несвоевременное, тем более что пока чёткой системы его контроля и сбора нет. Курортный сбор не должен передаваться в общий бюджет края. Он должен оседать в предлагаемой Дирекции по управлению курортами КМВ, которую до сих пор упорно и необоснованно не признают в Минкавказа. К курортному сбору нужно вернуться только после наведения порядка на КМВ, и это совершенно очевидно.

– Сторонники резких мер по защите курортов призывают законодательно ввести наказания за наносимый вред КМВ. Пять лет тюрьмы за срубленное деревце, например. Вы за или против таких жестких решений?

– Я за то, чтобы создали хоть один прецедент, когда бы наказание за экологические преступления, коих на КМВ предостаточно, было публично, адекватно и неотвратимо. У человека, который хочет построить там, где нельзя, должно быть ясное понимание, что его объект однозначно снесут. Вот тогда точно никто не будет обращаться за предоставлением земельного участка в особо охраняемых зонах.

Сила общественников

– Ваша организация предлагает свою стратегию по спасению курортов. Какие тезисы в ней прописаны?

– Встреча, проведённая активом Общероссийского народного фронта Ставропольского края с экспертным сообществом КМВ, показала единодушную поддержку нашей стратегии всеми участниками встречи. Более того, теперь уже надо говорить, что это единая стратегия передового сообщества КМВ и ОНФ края.

Основой этой стратегии является комплексный подход. Он заключается в приостановке работы над законопроектом о КМВ и недопущении передачи его в Государственную Думу, создании и организации федеральной комиссии по оценке реального состояния региона КМВ, разработке мероприятий по нормализации обстановки на курортах. Все эти действия должны быть оформлены постановлениями правительств РФ и Ставропольского края. А потом уже как составная часть комплексных мероприятий на основании анализа этой работы должна произойти доработка законопроекта по КМВ. В реализации данных мероприятий должны принимать активное участие представители общественных организаций, а также отдельные граждане, занимающиеся защитой КМВ более 20 лет.

– Иван Степанович, мы наблюдаем странную тенденцию: проблемы тех же Кавминвод больше волнуют общественников, экологических активистов, чем официальных лиц. Первые бьют в колокола, собирают пикеты, коллективные обращения. А вторые в основном либо отмалчиваются, либо уходят в риторику. Как вы, в прошлом сам чиновник, думаете, все-таки общественники – это реальная сила? Смогут ли они добиться того, чтобы Кавминводы на самом деле сохранили свою уникальность?

– В условиях сложившейся ситуации хронического несоблюдения законодательства по курортам при ведении хозяйственной деятельности я, как бывший чиновник, считаю, что сейчас все-таки роль всех общественных формирований резко возрастает, и только их активное участие в контроле за соблюдением законов может остановить деградацию курортов.

В своё время, будучи главой г. Ессентуки, в 2000 году я инициировал создание общественной организации «Возрождение» с большими правами по контролю за деятельностью администрации. К сожалению, с моим уходом эту организацию ликвидировали.

Я абсолютно убеждён, что будущее у курортов только за общественно-государственным управлением. Так вот о реальности общественного мнения. Мы с большим чувством оптимизма восприняли поручение президента по сохранению лечебно-курортного потенциала Кавминвод, утверждённое по итогам Межрегионального форума ОНФ. Это и есть подтверждение роли общественности. Конечно, очень важно, чтоб поручение включало ещё позиции утверждённой стратегии возрождения КМВ, принятой региональным Общероссийским народным фронтом Ставропольского края. Это создание федеральной комиссии по оценке реального состояния курортов с участием общественных специалистов региона с последующим принятием соответствующих постановлений правительств РФ и Ставропольского края по наведению порядка. Именно такой анализ позволит разработать адекватный закон. С такой просьбой мы сейчас обратимся к Общероссийскому народному фронту.

Беседовала Елена ЖИГУЛИНА

Фото Виктора Нестеренко

Наверх