№ 29 (3606) 27.07.2016

РУНО ИЗ «ПЕПЛА»

Как возродить овцеводство в крае и в стране?

В 90-е годы прошлого века Россия занимала второе после Австралии место в мире по производству тонкой и полутонкой шерсти. В колхозных отарах страны Советов содержалось 140 миллионов овец. Только в Российской Федерации их было свыше 60 миллионов.

Социально значимой отраслью было овцеводство и на Ставрополье. В 1990 году край имел более 6 миллионов овец.  Причём, в основном тонкорунных пород.  Отрасль  по праву считалась маркой края. А потом наступили мрачные для овцеводов времена. Печально сознавать, но овцеводческая отрасль была брошена государством на произвол судьбы. Поголовье овец в крае сократилось до одного миллиона семисот тысяч. И это во всех категориях хозяйств. В сельхозпредприятиях их оставалось всего 603 тысячи.

Почти потерянное богатство

Ярый защитник тонкорунных овец Герой Социалистического Труда, академик РАСХН, заслуженный зоотехник России Василий Андреевич Мороз одним из первых начал бить тревогу.

— Я категорически против неоправданной, а порой просто бездумной ликвидации тонкорунных животных. Россия потратила более двухсот лет на их селекцию. Потерять такое богатство нельзя, потомки нам этого не простят.

Василий Андреевич напомнил, что со времён Петра I главным  потребителем шерсти в нашей стране была армия. Но почему-то с 1991-го года солдат и офицеров решили одевать в синтетику, в которой летом жарко, а зимой холодно. На внутреннем рынке страны шерсть оказалась невостребованной. Тем временем в других странах, например, в Австралии, Новой Зеландии, а с недавних пор и в Китае производство шерсти в значительной степени определяет экономику всего сельского хозяйства.

Ставрополье относится к тем регионам, где овцеводство считалось одной из ведущих отраслей, оно приносило до 90 процентов доходов от всего животноводства. Рентабельность доходила до 60 процентов.  Это уже  потом, в лихие 90-е пошли сплошные убытки. Наша шерсть на мировом рынке не котировалась. И виной всему – некачественная переработка. В стране практически были ликвидированы шерстомойные предприятия. Василий Мороз, являясь депутатом Госдумы РФ в 90-х  годах, не раз обивал пороги кабинетов высоких правительственных чиновников, пытаясь спасти Невинномысский шерстомойный комбинат. Его не услышали. А уникальность крупнейшего в Европе предприятия заключалась в том, что при мойке шерсти использовалась горная вода. Пройдя процесс мойки, шерсть превращалась в шелковичное волокно. Мыть шерсть в Невинномысск  приезжали фермеры со всей Европы. Даже Австралия считала за честь мыть шерсть именно здесь.  Дальше её везли в Англию, где она перерабатывалась в ткани. А костюмы шили на Тайване. Словом, Невинномысский комбинат активно участвовал в международном разделении труда и был очень значимым предприятием, внося в бюджеты всех уровней немалые средства.

Теперь же наши хозяйства вынуждены продавать шерсть за границу, можно сказать, за гроши, по очень низкой цене. Именно утраченное качество охладило интерес к ставропольской шерсти со стороны Белоруссии, стран Прибалтики, Болгарии.

Потенциал есть

Но так продолжаться дальше не может. Страна всерьёз берётся за возрождение овцеводческой отрасли. Пришла пора овцеводам и переработчикам сообща обдумать совместную стратегию действий. И встреча заинтересованных сторон состоялась. 170 делегатов овцеводческой отрасли из 12-ти регионов страны и 30 представителей крупнейших предприятий по переработке шерсти встретились во Всероссийском НИИ овцеводства и козоводства. Говорили о проблемах и о том, как жить дальше.

Генеральный директор Национального союза овцеводов Михаил Васильевич Егоров отметил, что численность поголовья овец в Российской Федерации в настоящее время составляет 24 миллиона 881 тысячу. Это на 170 тысяч голов превышает уровень прошлого года. Пять первых по численности поголовья регионов выстроились в таком порядке. На первом месте Дагестан, который довел поголовье овец до 5 миллионов 306 тысяч. Второе место у Калмыкии, где 2 миллиона 415 тысяч овец. Третью строчку занимает Ставропольский край. По численности поголовья он немного уступает соседней Калмыкии. Здесь 2 миллиона 277 тысяч овец. На четвёртом месте Астраханская область с 1 миллионом 462 тысячами голов. И замыкает пятёрку Карачаево-Черкесия, где поголовье овец доведено до 1миллиона 308 тысяч.

Разумеется, особое внимание участники встречи уделили производству и реализации тонкой и полутонкой шерсти. Михаил Егоров подчеркнул, что цену на тонкую шерсть придётся поднимать. Но это не понравится переработчикам, ибо может привести к банкротству предприятий, перерабатывающих шерсть. Значит, без субсидий не обойтись. Но получить субсидии на шерсть смогут лишь те хозяйства, которые расклассируют  её, сформируют однотипные партии и сертифицируют их в лаборатории. Далее субсидируемая шерсть направится на перерабатывающее предприятие. Важное условие: только на отечественное предприятие. По информации Михаила Егорова, в нынешнем году государство выделит из федерального бюджета 147 миллионов рублей только на субсидирование тонкой и полутонкой шерсти. Деньги уже распределены между регионами.

Главное – качество шерсти

DSC_9898Как отрасль, овцеводство уже давно держится на энтузиастах. Именно благодаря им она и не погибла. Овцеводство, как Феникс, начинает подниматься из пепла. И что особенно греет душу – Ставрополье по-прежнему остаётся базой племенного тонкорунного овцеводства. Здесь сконцентрировано лучшее поголовье. В крае 19 племенных предприятий. Именно здесь были выведены знаменитые ставропольская и северокавказская породы. А самая распространённая – советский меринос. Она занимает почти половину от общего количества поголовья. Далее по убывающей идут такие породы, как манычский меринос, северокавказская мясошерстная и другие.

В прошлом году племенными хозяйствами края было продано 24200 голов молодняка племенных овец. Их приобрели не только ставропольские хозяйства, но и соседние регионы – Дагестан, Краснодарский край, Кабардино-Балкария, Калмыкия.

По мнению Василия Андреевича Мороза, краю совсем необязательно иметь 6 миллионов овец, как это было когда-то. Но довести поголовье до 4 миллионов желательно. Для их содержания на Ставрополье и кадры чабанов пока имеются, и полтора миллиона гектаров пастбищ.

Как говорится, сам Бог велел заниматься овцеводством. Но не только ради количества следует увеличивать поголовье. Главное, на что необходимо обратить внимание, – качество шерсти. Ставропольский край был и должен остаться племенной базой тонкорунного овцеводства в стране. Не случайно ряд племенных заводов края проводят так называемуюавстрализацию поголовья. То есть, покупают за большие деньги австралийских баранов и ведут целенаправленную селекционную работу. И есть результат. Как сообщил руководитель одного из племенных заводов Игорь Сердюков, в его хозяйстве тонина шерсти на овцах ставропольской породы не превышает 21 микрона. И при этом овцы имеют хороший живой вес.

Зачем изобретать велосипед?

В то же время в некоторых хозяйствах скрещивают тонкорунных овец с баранами эдильбаевской породы. По мнению учёных, эксперимент ни к чему хорошему не приведёт. Бессистемность повлечет вырождение поголовья. Тот, кто хочет производить баранину, должен разводить мясные породы. Но не стоит изобретать велосипед. Зачем это делать за счёт тонкорунных овец, если хватает мясных?

Здесь своё слово может сказать наука. И она готова помочь. Во Всероссийском НИИ овцеводства и козоводства готовятся подать документы на селекционное достижение. Учёными выведена новая порода овец, которой уже и название придумано: «российский мясной меринос». Новая порода отличается высоким настригом шерсти, он равен 4,5 килограмма с овцы. Шерсть не грубая,  тонина  — 19-22  микрон. У животных новой породы большая живая масса, а мясо отличается нежностью. По мнению специалистов, оно напоминает телятину. Гурманы останутся довольны.

Николай ШЕБАЛКОВ

Фото Виктора Нестеренко

 

Наверх