«АВТОГРАЖДАНКА» С ГОЛОВНОЙ БОЛЬЮ
Страховщики пообещали не навязывать дополнительные услуги приобретателям полисов ОСАГО
Обещания прозвучали на заседании трех комитетов краевой Думы, на котором рассматривались проблемы с ОСАГО в регионе.
К депутатам Думы Ставрополья поступает много обращений граждан по поводу проблем, связанных с получением полиса ОСАГО. В их числе большие очереди в страховую организацию, трудности с получением электронного полиса, навязывание дополнительных страховых услуг, таких, как страхование жизни, имущественное страхование, в случае отказа от которых некоторые страховые компании не оформляют полис. Да, похоже, и для самих депутатов – мало кто из них ездит на автобусах и троллейбусах — «автогражданка» становится головной болью. И народные избранники сталкиваются с ужасами оформления полисов ОСАГО.
Поэтому депутаты решили собраться и обсудить проблему с участием представителей Центробанка, страховых компаний. К разговору парламентарии хорошо подготовились: информационно-аналитическое управление Думы провело мониторинг рынка автострахования, представив депутатам его результаты и аналитическую записку об актуальных проблемах в этой сфере.
Стало лучше
По мнению представителя Центробанка — заместителя управляющего Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Игоря Шапина, ситуация на рынке ОСАГО явно поменялась в лучшую сторону. И очереди стали меньше, и электронный полис ОСАГО проще получить. По статистике Центробанка, если за весь 2016 год в Ставропольском крае было выдано около 21 тысячи электронных полисов, то за три месяца 2017 года – 27 тысяч. Хотя, понятно, что сравнивать нынешний год с прошлым не совсем корректно, поскольку обязанность оформлять электронное ОСАГО у страховщиков появилась с 1 января 2017 года.
— Проблемы, безусловно, остаются, — признал представитель Центробанка, — но если граждане с ними сталкиваются, то у них есть возможность обратиться с соответствующим заявлением в интернет-приемную, ссылка на которую есть на сайте Банка России.
О значительном улучшении ситуации говорили и представители страховых организаций. Этому способствовало начало работы в Ставропольском крае программы «Единого агента». Суть её в том, что страховая компания продает не только свои полисы ОСАГО, но и полисы других страховых компаний, работающих на рынке в регионе. Страховщики уверяли, что штатным сотрудникам офисов компаний под угрозой штрафов запрещено навязывание клиентам дополнительных услуг. Если кто-то этим и занимается – то это свободные агенты, которые таким образом пытаются увеличить свой заработок. Но их деятельность страховые организации не контролируют.
Почему трудно оформить полис ОСАГО в электронной форме на сайтах страховых компаний? Страховщики кивали на головные структуры. Мол, это их бизнес. Филиалы в регионе к нему доступ не имеют. Ничего изменить не могут. Советовали не переживать и немного потерпеть: дескать, система недавно начала действовать. Не все еще идет гладко. Бывают технические сбои.
Не верим!
Убедить парламентариев, что все неплохо, страховщикам все же не удалось. Хотя депутаты и согласились, что некое улучшение ситуации наблюдается.
— У нас на КМВ люди смирились, и покупают дополнительные услуги, поэтому и вроде бы нет проблем, — изложил свой взгляд на положение дел депутат Александр Сысоев.
Председатель Думы Геннадий Ягубов высказался в том плане, что страховщикам доверили значимую государственную услугу, а они скомпрометировали это дело навязыванием дополнительных страховок. По мнению спикера, такие деяния можно расценивать как мошенничество. Кстати, Геннадий Ягубов пожаловался, что и у него при оформлении полиса ОСАГО были проблемы. И председателя бюджетного комитета Юрия Белого страховщики заставили немного понервничать.
Юрий Белый предложил рассмотреть возможность передачи оформления полисов ОСАГО многофункциональным центрам, в развитие которых регион вложил немалые средства.
Депутат Алексей Назаренко вспомнил, что страховщики давно жалуются на убыточность страхования автогражданской ответственности, и привел цифры (в целом по РФ) в доказательство того, что убыточность по ОСАГО – это миф. Что страховщики, даже за минусом своих расходов на содержание персонала и прочее, все равно в плюсе на десятки миллиардов рублей. Представители страховых компаний с ним не согласились. Мол, цифры не корректные. В каждом регионе своя ситуация. А в Ставропольском крае выплаты по ОСАГО превышают сборы. По последним данным Российского Союза автостраховщиков.
Нужен жесткий контроль
Но депутаты в данном случае вопрос убыточности автострахования в расчет брать не захотели, посчитали, что это проблема (если она вообще есть) страховщиков, и тема для другого разговора.
Пока же оценка парламентариев: страховые компании в плане ОСАГО работают плохо, с нарушениями, не учитывают интересы жителей края.
Депутаты уверены: нужен более жесткий контроль ситуации на рынке. И со стороны Центробанка. И сами страховые компании должны лучше контролировать своих агентов – штатных и нештатных. Со своей стороны депутаты готовы продолжить наблюдение за ситуацией.
Критика на страховщиков все же подействовала, они пообещали, что никаких дополнительных услуг при оформлении «автогражданки» не будет. Любой житель края сможет в офисе компании получить полис ОСАГО без дополнительных услуг. Посмотрим, что стОит слово страховщика.
Влад БОЧАРОВ
Фото Виктора Нестеренко
КСТАТИ
«ЖИЗНЬ» ИЛИ ДО СВИДАНИЯ
Некоторые выдержки из аналитической справки по результатам мониторинга рынка автострахования, проведенного специалистами информационно-аналитического управления краевой Думы.
Информация по телефону предоставлялась сотрудниками страховых компаний крайне неохотно, клиенту предлагали посетить офис, а в офисе в ультимативной форме предлагали оформить дополнительную страховку жизни или имущества.
Условия о стоимости страхования у большинства страховых компаний (ВСК, МАКС, Югория, СОГАЗ. Росгосстрах, Ресо-Гарантия), озвученные сотрудниками офисов, отличались (в сторону увеличения на 1-2 тысячи рублей) от информации, представленной на сайтах. На вопрос о том, является ли страхование жизни или имущества обязательным условием автогражданской ответственности, практически во всех указанных выше страховых компаниях был получен утвердительный ответ. Однако потенциальным клиентам поясняли, что аннулировать дополнительную страховку возможно, направив соответствующее заявление в страховую компанию, которое подлежит рассмотрению в течение одного месяца.
Кроме того, в отдельных страховых компаниях предлагали по желанию клиента приобрести диагностическую карту технического осмотра (не пройти техосмотр, а именно приобрести диагностическую карту без прохождения ТО). В офисах некоторых страховщиков (Ингосстрах, Мегарусс-д) отсутствовали полисы ОСАГО.
Сотрудники страховых компаний давали клиентам пояснения, что выдачу электронных полисов курирует исключительно головной офис, расположенный в Москве, поэтому ставропольские филиалы информацией по оформлению электронных полисов ОСАГО не обладают, ответственности за них не несут.