ТЕАТРАЛЬНОЕ МЕЖСЕЗОНЬЕ – НЕ ДЛЯ ВСЕХ
Спектакли для детей и их родителей продолжаются и летом
Если у «взрослых» сценических коллективов сейчас творческие каникулы, то у тех, кто позиционирует себя как детские и семейные театры, летом наоборот самая горячая пора. Мы хотим рассказать о двух таких ставропольских театрах – «Добрый жук» и «Софит».
Психоанализ и другие эксперименты
Идея создания семейного театра кукол принадлежит актрисе Наталье Ледовских. Тогда, в 2011 году, она служила в краевом театре кукол, который располагался в аварийном здании и работал в полсилы. Наталье помогли морально и финансово ближайшие родственники – брат и мама. Арендовали сначала одно, потом другое помещение – на улице Васильева, 9, где театр базируется до сих пор, но есть планы приобретения собственного помещения. Название «Добрый жук» тоже родилось на семейном совете – сказалась любовь Натальи к божьим коровкам, и именно это симпатичное насекомое красуется на эмблеме коллектива.
Первым спектаклем был «Рождественский вертеп», который много возили по различным детским домам и интернатам. Сегодня в репертуаре полтора десятка спектаклей. Из них один рассчитан на взрослую аудиторию – это «Человеческий голос» по пьесе Жана Кокто. Фантазия «Космос близко» изначально была адресована маленьким зрителям, но она очень понравилась студенческой аудитории, по просьбам которой эту программу стали играть и по вечерам. А есть и чрезвычайно «детские» спектакли, как, например, «Травушка-муравушка», понятный даже малышам ясельного возраста. «Добрый жук» также не боится смелых экспериментов.
– У нас есть экспериментальный пси-спектакль «Пушистые слова» – совместный проект с психологом Мариной Грицай, это слияние театрального творчества и психологии, – рассказывает Наталья Ледовских. – Это очень популярная программа, на которую приходит множество зрителей. Сначала мы играем небольшую 20-минутную кукольную историю о городе, жители которого делятся друг с другом добрыми словами и эмоциями. А потом Марина Грицай интерактивно работает с аудиторией: мы вспоминаем об объятиях и улыбках и, конечно же, говорим друг другу пушистые слова. И самая главная фраза здесь «Я тебя люблю». Дети общаются между собой, а потом с родителями. За эту работу мы получили в прошлом году грамоту от городской психологической организации «Про-Пси». Также уже целый год мы проводим средствами театра кукол в Михайловском коррекционном центре для детей с синдромом Дауна и аутистов творческую мастерскую. Подобные программы есть в Европе, а в России мы пока первые и единственные. Выпустили с этими детками спектакль «Гуси-лебеди», который также получил высокую оценку психологического сообщества. И теперь готовим новый спектакль «Теремок». Дети раскрываются и творчески, и физически, так как мы занимаемся мелкой моторикой, нам помогают студенты факультетов психологии. В результате этих занятий один молчаливый мальчик-аутист заговорил.
Труппа театра «Добрый жук» — небольшая. Сама Наталья Ледовских является и художественным руководителем, и режиссёром, и актрисой. Также с ней за ширмой и на сцене играют Марина Гончаренко-Хорунжая и Сергей Беспалов. Звукорежиссёр и художник по свету – Виталий Литовченко. Арт-директор — Евгения Пташникова, которая устраивает все выездные выступления и отвечает за продвижение. И главный хранитель традиций театра и по совместительству заместитель директора — Галина Дмитриевна, мама Натальи. Но все называют её «жуковской мамой»: она продаёт билеты, встречает и провожает публику. Постоянные зрители очень хорошо знают её, она приветствует их объятьями и поцелуями.
– В своих спектаклях мы стараемся рассказать нашим маленьким зрителям о гармонии мира во всём многообразии. И мы не сюсюкаем с детьми. То есть, если, например, в постановочном материале есть темы смерти, горя, беды, то мы их не замалчиваем. Конечно, это не всегда нравится родителям. И мы убеждаем их в том, что это необходимо, рано или поздно дети всё равно столкнутся со всеми проявлениями жизни. Тем более что мы показываем это весьма аккуратно, без «трэша» и «жести». Например, в спектакле «Рождественский вертеп» есть темы смерти, дьявола, избиения младенцев. Мы играем этот материал по каноническому тексту 19 века. Эти темы раскрываются у нас в виде песен под живую музыку. И никогда не было такого, чтобы кто-нибудь из детей заплакал или испугался. То есть дети впитывают от нас морально-этические нормы на подсознательном уровне, и в этом нет ничего плохого, – говорит Наталья Ледовских.
Кстати, музыка имеет очень важное значение в работе театра «Добрый жук»: все представления иллюстрируются песнями из известных детских кино- и мультфильмов, они подбираются по тематике спектакля и звучат в фойе до и после шоу. Это создаёт определённый антураж и настроение и очень нравится зрителям.
Самый маленький и молодой
В ставропольском театральном пространстве стремительно набирает обороты новый драматический камерный коллектив «Софит». Его небольшая труппа сформировалась прошлой осенью и меньше, чем за год, уже успела представить на суд зрителей шесть полноценных программ. Также при «Софите» создана небольшая детская студия актёрского мастерства, воспитанники которой тоже стали выходить на сцену вместе со своими наставниками. Сначала этот маленький театрик базировался в одном из клубов в юго-западном районе, а с недавних пор переместился в гарнизонный Дом офицеров. Основатель и художественный руководитель «Софита» – Галина Сушкевич, выпускница факультета искусств СКФУ, ученица народной артистки России Натальи Зубковой, несколько лет стажировалась в Москве и Петербурге, многому научилась, а недавно вернулась на малую родину.
– 22 октября 2016 года мы с актрисой Дарьей Хорошенькой выпустили первую премьеру – трагикомедию «Женский род, множественное число», где в качестве приглашённого гостя также был задействован главный режиссёр краевого театра кукол Григорий Гольдман, – рассказывает Галина Сушкевич. – После к нам присоединились актёры Илона Домарева, Константин Маковкин, Игорь Агарков, Мария Дорошенко. А в репертуаре за столь короткое время нашего существования появилось несколько спектаклей. Прежде всего, это детские программы – шоу «Фиксики» и мюзиклы «Остров сокровищ» и «Домовёнок». К Новому году мы представили праздничное музыкальное кабаре, а ко Дню Победы – драму «Не женское лицо» по мотивам известной книги Светланы Алексиевич.
Форматы, которые представляет театр «Софит», достаточно необычны для Ставрополя. Например, все детские программы являются интерактивными – актёры по ходу спектакля задействуют маленьких зрителей в своей игре, а после представления дарят им сувениры и «поливают» мыльными пузырями. А ещё молодой камерный театр не зависит от таких традиционных понятий, как «сезон». Несмотря на жаркое лето, мобильная труппа «Софита» регулярно выступает на своей площадке в Доме офицеров и активно гастролирует по детским лагерям и интернатам, давая благотворительные спектакли.
Андрей КОЗЛОВ
Фото Виктора Нестеренко