ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ – НЕ ПРО НАС
Кинематографа на Ставрополье как не было, так и не будет…
27 августа в России отмечался День кино. «Праздником со слезами на глазах» назвал его наш главный сегодняшний спикер, известный ставропольский кинокритик и историк кино Геннадий Хазанов. И хотя край иногда взрывается неяркими фотовспышками вокруг красных дорожек кинофестивалей, но выглядит это очень убого. Да и в самом кинематографе картина удручающая.
Вот такое кино
Некогда наш край был довольно привлекателен для кинематографистов как красивая натурная площадка – бескрайние степи, предгорья, казачий колорит… В начале 1980-х Искра Бабич снимала в Ставрополе и соседней Татарке легендарный фильм «Мужики!..» Множество российских лент было снято на Кавминводах, особенно о Лермонтове и о временах его жизни; даже какие-то иностранцы приезжали. Но в последние годы это почему-то заглохло… Равно как и кинодокументалистика – и своей как таковой почти нет, и гости заезжают редко.
– Наш регион крайне непривлекателен для кинематографа – документального и тем более для художественного, – полагает Геннадий Хазанов.– Ни краю, ни городу кинематограф не интересен. Если здесь какие-то события происходили, они никак не были связаны с руководством края или города. Когда были предложения что-то сделать, то они игнорировались министерством культуры края и всеми остальными. Многие субъекты федерации готовы приветствовать и развивать кино, потому что это реклама, это престиж. А Ставропольскому краю это, к сожалению, не нужно.
Не спасают положение и кинофестивали, проводящиеся на территории края. Их несколько, и даже новые организуют. Недавно в Ставрополе прошёл первый Северо-Кавказский фестиваль короткометражного кино «Открытый взгляд», на котором были представлены работы более 70 режиссеров из 20 российских регионов от Калининграда до Камчатки. А на прошлой неделе в Пятигорске завершился всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Новый взгляд». В обоих форумах неплохо засветились и молодые авторы из нашего края.
Три года назад Ставрополь становился главной столицей Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь», организатор и президент которого – народный артист России Николай Бурляев. И уже лет 10 наш край принимает выездные сессии этого кинофорума, которые воспринимаются большинством зрителей как полноценный фестиваль. Зачем же нужен такой фейк?
– «Золотой Витязь» ездит по половине регионов России, Бурляев в том числе и зарабатывает этим. Он привозит очень специфическое кино, и задача у него одна – обеспечить показ, потому что эти фильмы больше нигде не увидишь. То есть, этот фестиваль тоже не нужен, но это определённого рода престиж – к нам приехал Бурляев! Он, конечно, большая величина, но фестиваль у нас не работает. То есть, если поделить затраты края на количество зрителей, то получится цифра чудовищная, – считает Геннадий Хазанов.
Поможет ли Союз?
С советских времён не было на Ставрополье и отделения Союза кинематографистов, потому что их как таковых вообще почти не было, за редким исключением. Одно из них имеет место благодаря кино- и звукорежиссёру и видеооператору Валерию Баскаеву. Он был членом Союза давно, ещё когда работал на Махачкалинской киностудии и делал документальные фильмы для Дагестанского телевидения. Лет пять назад он решил возродить краевое отделение. Собрал нужные бумаги, поехал на ближайший съезд Союза кинематографистов России и передал документы лично его председателю Никите Михалкову. Отделение заработало, но в него вошли всего три человека: уже упомянутый киновед Хазанов, сам Баскаев, ставший председателем, но недавно передавший полномочья Владимиру Макарову, известному в регионе тележурналисту и режиссёру-документалисту, члену Гильдии кинорежиссеров России.
– Мы создавали отделение, надеясь возродить в крае документальное кино и хронику, которые здесь «умерли» в годы перестройки. Но без государственной поддержки эта задача невыполнима. А реальной поддержки нет, – сетует Владимир Макаров. – Теоретически можно участвовать в каких-нибудь конкурсах и выигрывать гранты на съёмку отдельных фильмов, например, в рамках проводящегося в крае международного форума творческих союзов «Белая акация». Но это не системная работа. И Союз для этого, в принципе, не нужен. Главная беда в сложившейся ситуации – в крае нет своего документального видеоархива и нет никакого института кинохроники. Например, когда наши коллеги из Москвы снимали документальный фильм о Горбачёве (года три назад), они не смогли найти в Ставрополе ни одного документального кадра о тех временах… Как это случилось – отдельный разговор. Но ситуация принципиально не меняется. А наши попытки как-то её изменить, к сожалению, пока безрезультатны. Возможно, мы и сами виноваты, но лишь в том, что не нашли в себе силы возродить это дело за собственный счёт. Увы, среди нас нет богатых людей. А на энтузиазме… Я кое-что снимал. Но это, повторюсь, не имеет отношения к системной работе.
Вместо эпилога
Казалось бы, стали открываться новые кинотеатры с современным оборудованием и комфортными местами, и от зрителей отбоя нет, и вроде репертуар широченный, и не всегда чисто голливудский – постоянно мелькают анонсы каких-то отечественных картин, а на афишах в разделе детских сеансов – названия российских мультфильмов. Но раз уж мы начали с Геннадием Хазановым со скепсиса, то им и завершим:
— То, что есть новые кинотеатры, это очень даже хорошо. Но то, что народ в них смотрит – это, конечно, ужасно. На днях я услышал сообщение, что из отечественных фильмов себя окупили в прокате только пять. А хитом сезона стала «Бабушка лёгкого поведения» Александра Реввы. Комментарии нужны? Думаю, нет. То есть, у нас сегодня или засилье плохого американского кино и наше кино ещё хуже, потому что это плохая попытка скопировать плохое американское. Это национальная катастрофа. Без преувеличения, – заключил киновед.
Андрей КОЗЛОВ
Фото Виктора Нестеренко