№ 38 (3666) 27.09.2017  

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РЕЙД

Корреспондент «СГВ» прошёл по многим школам и детским садам Ставрополя, а также по учебным корпусам некоторых вузов. Как выяснилось, бдительность охраны — в целом на должном уровне. Свободно пройти через электронные турникеты могут только ученики и сотрудники. Посторонний же должен объяснить причины своего визита. И даже, когда сообщаешь, что пришёл к руководству по важному делу, то вахтёр всегда переспрашивает, «по какому именно», чтобы доложить директору или секретарю по телефону. Обязательно ведение журнала учёта посетителей, от которых требуют предъявить документ.

В принципе, вроде бы на первый взгляд всё хорошо, но есть и минусы. Например, контрольно-пропускные пункты иногда находятся не прямо возле входа, а в глубине фойе, где носятся стайки ребятишек, а после уроков начальной школы родители томятся в ожидании своих малышей. И где гарантия того, что во всей этой суматохе не сможет затеряться злоумышленник? К тому же в большинстве образовательных учреждений отсутствуют рамки металлоискателей. Большая редкость и отдельный КПП у входа на прилегающую территорию, а ведь дворы тоже могут быть потенциально опасной зоной, когда по ней гуляют детсадовские группы или проводятся уроки физкультуры и т. д.

В вузах примерно то же самое. Хуже в маленьких частных институтах и колледжах, но там вахтёры знают всех своих в лицо, а чужих просто так не пустят. В больших государственных — получше: есть и рамочные металлоискатели, и содержимое сумок заставляют предъявлять, но… не всегда. Так, в одном из корпусов СКФУ мне вообще удалось беспрепятственно пройти мимо поста с двумя охранниками вглубь здания и так же свободно выйти обратно, не вызывая никаких подозрений. Но в соседнем корпусе подобный трюк не удался, и когда я предъявил служебное удостоверение журналиста и сказал, что провожу эксперимент, то получил ответ, что за подобные выходки охрана вправе задержать и передать в полицию.

Кстати, я проводил подобный рейд по учебным заведениям ещё лет пять назад. Тогда всё было намного хуже…

Что говорят чиновники?

Собственный опыт и отзывы детей и родителей — это, конечно, хорошо, но хотелось бы знать официальное мнение. Поэтому мы обратились за комментарием в министерство образования и молодежной политики Ставропольского края, и вот какой ответ получили.

«В образовательных организациях края организована круглосуточная охрана, осуществляемая как частными охранными предприятиями, так и сотрудниками образовательных организаций — сторожами, с помощью систем контроля доступа осуществляется контрольно-пропускной режим, исключающий нахождение на территории организаций посторонних лиц. Охрана располагает всем необходимым оборудованием для экстренного вызова квалифицированной помощи при возникновении чрезвычайной ситуации, в том числе кнопками тревожной сигнализации, осуществляющей связь с управлением вневедомственной охраны. Образовательные организации оборудованы системами внутреннего и наружного видеонаблюдения, обеспечивающими непрерывный контроль за состоянием обстановки на всей территории образовательных организаций, архивацию и хранение данных в течение 30 дней. Вышеуказанными системами в равной степени оборудованы образовательные организации городов и сельских поселений. Финансирование мероприятий по обеспечению системами безопасности государственных образовательных организаций осуществляется за счет средств краевого бюджета, муниципальные образовательные организации финансируются за счет местного бюджета. Ежегодно контролирующими организациями (МЧС, МВД, ВНГ РФ) проводится приемка готовности образовательных организаций к новому учебному году — осуществляется проверка их антитеррористической защищенности. Кроме того, в образовательные организации направляются методические рекомендации «О мерах по обеспечению комплексной безопасности образовательных организаций». Также в образовательных организациях проводятся тренировки с административно-преподавательским составом по действиям при угрозе или совершении террористического акта», — заключили в минобре.

Отлично. Правда, в некоторых сентенциях можно усомниться. Например, что касается вопросов бюджетного финансирования. Ведь как бы ни боролись в последнее время с поборами, а все равно порой мы слышим от родителей, что у них просят деньги, в том числе и на охранные мероприятия и средства безопасности. Да и сельские школы хоть и оборудованы охранными системами, но на фоне городских выглядят явно скромнее.

«Эпидемия» стрелков

Как бы позитивно ни выглядели отчёты чиновников и что бы ни показывали собственные наблюдения и эксперименты, но всё равно остаётся много открытых вопросов. И если постороннему человеку трудно проникнуть на охраняемую территорию, то как обезопасить учеников и учителей от проявления агрессии со стороны таких же, как они?

Например, в нашумевшей истории с «ивантеевским стрелком» поражает следующее: как мог старшеклассник незаметно для всех пронести в школу пневматический пистолет, топорик и несколько дымовых шашек? Это, конечно, единичный случай, но, как видим, от подобных агрессивных выходок никто не застрахован — ни в России, ни в мире вообще. Достаточно вспомнить «эпидемию» школьных стрелков в США. Да, возле каждого подозрительного подростка охранника не поставишь, да и досмотреть всех на входе тоже не представляется возможным. Но что-то все равно делать с этим надо.

После случая с «ивантеевским стрелком» психологи наперебой заговорили о том, что несложно выявлять агрессивных подростков, так как они иногда могут заранее делиться своими мстительными намерениями с друзьями или в социальных сетях. Но опять же трудно это отследить. Хотя если у учителей и воспитателей есть подозрения, то почему бы не контролировать поведение таких детей более тщательно? В таких ситуациях, думаю, не стоит стесняться заставлять их показывать содержимое карманов и портфелей.

Андрей КОЗЛОВ

Наверх