№ 50 (3678) 20.12.2017  

ОТ ВЧК ДО ОГПУ

Как создавались и функционировали органы госбезопасности в 20-30 годах прошлого столетия

Об этом на научной конференции «100 лет на страже безопасности страны» рассказала Тамара Булыгина, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Гуманитарного института СКФУ. Органы безопасности России сегодня, 20 декабря, празднуют свой вековой юбилей.

По этому поводу Управление ФСБ России по Ставропольскому краю на днях провело научную конференцию. В мероприятии также участвовали представители Гуманитарного института СКФУ, научные сотрудники, студенты и курсанты Филиала Голицынского пограничного института ФСБ России, а также кадеты Ставропольского президентского кадетского училища.

«Весь мир насилья мы разрушим»

«Большевистская доктрина была утопией, основанной на большой светлой идее счастья всего человечества. Реализация революционного деяния началась с лозунга «Весь мир насилья мы разрушим до основания». Разрушили и систему образования, и государственное управление, и экономическую систему. Только спустя время, столкнувшись с практической жизнью, остро встал вопрос о выживании и общества, и власти.

Действительно, через 2-3 года стала восстанавливаться правовая система, через 10 лет — образование, и только система органов государственной безопасности стала реконструироваться буквально через полтора месяца», — поведала Тамара Булыгина.

20 декабря 1917 года было принято постановление Совета народных комиссаров о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В отличие от дореволюционных органов госбезопасности ЧК ограничили в функциях потому, что предполагали начало мировой революции. Считали, что у пришедших к власти рабочих и крестьян высокое самосознание и защищать границы не потребуется. Жизнь показала, что это не совсем так. Идея мировой революции отодвигалась, а органы госбезопасности все больше и больше развивались, и в них действительно нуждалась страна. Постепенно, шаг за шагом, восстанавливались другие функции, в том числе внешняя, пограничная и экономическая безопасность.

Время противостояния

Чем больше расширялись функции органов безопасности, тем больше возникала потребность в секретных сотрудниках для проведения полноценной оперативной работы. В молодой стране начался политический бандитизм, шло сращивание противников советской власти и криминала. На местах создавались местные ЧК.

В 1922-23 годах чекисты стали использовать разведывательные меры. Они внедрялись в бандформирования и ослабляли белое движение изнутри. С помощью пропаганды и агитации многие возвращались и сдавали оружие. Это было время ожесточенного противостояния. Многие чекисты погибли или были тяжело ранены. Но главное, что в тяжелейших условиях Гражданской войны, голода и отсутствия опыта чекисты не только с честью выполнили поставленные задачи, но и укрепились организационно. К середине 20-х годов стабильная организация была в состоянии охранять границы и внешнюю разведку, успешно организовывать и бороться с внутренними врагами. Именно это позволило увеличить и обеспечить жизнеспособность советским органам госбезопасности на местах на долгие десятилетия.

К сожалению, в связи с отсутствием документов установить точную дату организации и ликвидации Ставропольской ЧК сегодня невозможно. Но работа первых чекистов Ставрополья была хорошо заметна. Они курировали деятельность детских домов, ими расследовались преступления, связанные с вымогательством и злоупотреблением должностных лиц.

1921-1922 годы – это время реорганизации ВЧК и преобразования в ГПУ в связи с изменившейся обстановкой и переходом к НЭПу. Как считается, основным фактором перемен был международный — подготовка советского руководства к участию в Генуэзской конференции.

6 февраля 1922 года ВЦИК РСФСР принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) РСФСР. Войска ВЧК были преобразованы в войска ГПУ. Управление органами милиции и госбезопасности, таким образом, было передано одному ведомству.

После образования СССР Президиум ЦИК СССР 15 ноября 1923 года принял постановление о создании Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) при СНК СССР.

На взгляд профессора Булыгиной, именно эта система, заложенная в начале века в советское время, в конце века стала базой возрождения органов государственной безопасности, которые пострадали не меньше, чем в 20-е годы.

Участник операции «Гром»

Большой интерес на конференции вызвало выступление ветерана органов безопасности, полковника в отставке Евгения Григорьевича Шереметьева — участника операции «Гром» по спасению школьников, оказавшихся в захваченном террористами автобусе в Орджоникидзе.

В 1972 году в органы безопасности принимали до 30 лет. Шереметьева взяли в возрасте 33 года, потребовался авиационный специалист, а он окончил Киевский институт гражданской авиации. Служить он начал в управлении КГБ Курской области. Ушел в отставку по собственному желанию в 1993 году. Недавно написал книгу «В никуда» о службе в КГБ, которую издал за счет собственных средств и финансовой помощи друзей.

Его служба в органах безопасности пришлась на тот период, когда были созданы чрезвычайные комиссии по реабилитации. В день приходилось пересматривать до 100 дел. Как выяснялось, в то страшное время 1937-1953 годов по закону проводилось всего 1-2 дела из тысячи. Они писали всем сохранившимся родственникам по месту жительства, в горсоветы, сельсоветы о реабилитации репрессированного человека за отсутствием состава преступления и что он не является врагом народа. В 60-70-х годах было объявлено, что погибло 45 тысяч офицеров, из них 25 тысяч — это чекисты.

В конце 80-х- начале 90-х годов органы госбезопасности столкнулись с таким явлением в обществе, как захват заложников и похищение детей. 1 декабря 1988 года во Владикавказе во время экскурсии автобус с водителем, классным руководителем и 31 учеником 4 класса был захвачен четырьмя преступниками. Угрожая убийством детей, они потребовали вылета за границу.

Из Орджоникидзе автобус с детьми-заложниками выехал на Ставрополье, в аэропорт Минводы. Преступники требовали самолет и три миллиона долларов. По словам Шереметьева, в то время у нас термина террор практически еще не было и опыта работы в такой ситуации тоже, тем более у нас, местных.

Рискуя жизнью

Когда возник вопрос, кого послать переговорщиком, он выступил добровольцем и предложил свою кандидатуру. Находясь в штабе с самого начала операции, он досконально знал оперативную обстановку в Минводах — оцепление, обеспечение трассы и т.д. В любой момент что-то могло пойти не так в разговоре с преступниками, а Шереметьев знал буквально каждое слово, которое было сказано. Ранее опыта по освобождению детей не имел. Шереметьев был руководителем ставропольской группы захвата из 35 человек, которых готовили по программе «Альфа», и как раз они по тревоге были готовы принять участие в освобождении заложников штурмом. Но вся сложность операции заключалась в том, что освобождать нужно было не взрослых, а маленьких девочек и мальчиков. Решено было проводить операцию только путем переговоров. Оказалось все значительно сложнее. Первой бандиты отдали маленькую щупленькую девочку, ее передали из автобуса в окно автомашины «ЗИЛ», позади которой на безопасном расстоянии ехали 150 машин с родителями захваченных детей. Как потом признался преступник-главарь, они передали ребенка только в целях самосохранения — побоялись, что кроха не выдержит испытаний, и отцы осетинских детей разорвут их на части в случае провала.

«Висит груша, нельзя скушать»

Шереметьев торговался за каждого ребенка. Передал главарю требуемые наркотики — тот выдал вначале двух девочек, а потом со словами «Бог любит троицу» вытолкнул третью. Когда Шереметьев принес главарю автомат Калашникова, тот не поверил, что он настоящий, и открыл стрельбу, хотя в руках никогда не держал грозное оружие. Евгений Шереметьев выторговал всех девочек. Когда у бандитов в заложниках остались 11 мальчиков, террорист потребовал самолет. Преступники выстроили для себя живой щит — между мальчиков, построенных двумя колоннами, они, присев на корточки, пробирались от автобуса к самолету. В этот момент Шереметьев стоял на трапе, последним в самолет вполз главарь. Когда в зале суда Шереметьева спросили, была ли опасность, он ответил: «Да, для детей». В суде дети рассказывали: «Дядя Паша (главарь) анекдоты и загадки загадывал, например, висит груша — нельзя скушать? Мы ответили, что лампочка, а он сказал — нет, это тетя Груша повесилась». У главаря преступников до этого события было 4 судимости.

Конечно, как опытный офицер Шереметьев видел и понимал высокий уровень опасности для себя. Преступник в любой момент мог открыть стрельбу. Особенно в ситуациях, когда заканчивалось действие наркотика, а следующей дозы переговорщик еще не принес, террорист мог нажать на курок и выстрелить. Рискуя жизнью, он вступил в переговоры с преступниками. Результатом операции стало освобождение заложников и нейтрализация преступников.

В то время спецслужбы Израиля, ФРГ, США признали, что успешно проведенная операция «Гром» — это классика жанра, в ней не пострадал ни один человек. С тех пор прошло почти 30 лет, но Шереметьев считает, что 1 декабря он родился заново и отмечает свой день рождения в эту дату.

За успешно проведенную операцию Родина наградила полковника Евгения Шереметьева орденом Боевого Красного Знамени.

Светлана ДУБИНИНА

КСТАТИ

Участники конференции имели возможность познакомиться с материалами выставки архивных документальных материалов «Спецслужбы России — без грифа «секретно», подготовленной Управлением ФСБ России по СК. Выставка разделена на четыре тематические части, посвященные ставропольским чекистам: «Щит и меч революции» — об оперативной работе сотрудников Ставропольского ГубЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД в 1920-1930 годы; «Фронт без линии фронта» — об оперативной работе во время ВОВ в 1941-1945 годы; «Возмездие неминуемо» — о деятельности по выявлению и расследованию предателей и пособников фашистов в 1940-1970 годы; «Всегда начеку» — о деятельности по выявлению лиц, причастных к хищению государственной собственности и участвовавших в антисоветской агитации (1960-1980 годы).

Наверх