№ 06 (3685) 14.02.2018

ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ

В Общественной палате Ставрополья поднимают вопрос о возрождении кинохроники.

Тема возрождения кинохроники – оперативной киноинформации об актуальных событиях и фактах современной жизни значима не только для Ставрополья, но и для всей страны.

Раньше кинодокументалистика и кинохроника поддерживались государством, а в 90-х годах прошлого века вся эта система перестала действовать. Теперь вот хотят ее возродить. Дескать, без кинохроники не сохранить истории. Многое, что могло бы быть засвидетельствовано кинодокументалистами, уходит в небытие, не сохраняется для потомков.

Закрыли филиал

Член комиссии Общественной палаты Ставропольского края по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, казачеству и СМИ, политический обозреватель ГТРК «Ставрополье» Владимир Макаров рассказал, что на съезде Союза кинематографистов России, на котором он побывал, группа людей подняла вопрос о возрождении кинохроники. В частности, выступала представитель Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) Римма Моисеева. Она заявила, что у нас катастрофа с кинодокументалистикой и кинохроникой: с 1992 года из регионов не поступают какие бы то ни было материалы. Необходимость восстановления кинолетописи поддержал председатель Союза кинематографистов Никита Михалков. Сказал, что нужно вносить реальное предложение в Министерство культуры, Фонд кино или Госдуму…

В советские времена во Владикавказе работала Северо-Кавказская студия кинохроники. Там даже художественные фильмы снимали. А филиалы этой студии были в Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. Студия финансировалась государством.

Но в 90-е годы филиал в Ставрополе прекратил свое существование. Руководство края того времени решило: зачем кинохроника, если есть краевая телекомпания, и у нее есть архивы.

Но это была ошибка. Специалисты говорят, что короткие, в несколько минут телесюжеты не могут заменить кинохронику, которая подробно, достоверно и без политических подтекстов отражает реальность и сохраняет её для следующих поколений.

Во Владикавказе, после развала системы, остались все архивы, в том числе ставропольские. То есть сейчас архивов кинохроники у нас нет.

— Пару лет назад в Ставрополь приезжал коллега снимать фильм о Михаиле Горбачеве, — рассказал Владимир Макаров. — Но он не нашел у нас для себя ни одного кадра. Все, что он снял — это место в кабинете, где сидел Горбачев. Хотя там уже все, конечно, поменялось.

Вернуть госфинансирование

Общественник предлагает вернуть производству кинохроники государственное финансирование, поскольку без господдержки, на энтузиазме это дело поднять невозможно. О каких суммах идет речь?

— Я подсчитал, — говорит Владимир Макаров. — Порядка 15 млн рублей в год нужно, чтобы такая студия кинохроники начала работать. Это сотые доли процента от регионального бюджета.

При этом, как предполагает Макаров, студия кинохроники сможет и сама зарабатывать средства на свое развитие. На ее базе может вестись съемка документальных фильмов.

— Кинодокументалистика — уникальный инструмент для продвижения края не только в России, но и на международной арене, — считает общественник.

Важный вопрос — можно ли из Владикавказа вернуть кинохронику, относящуюся к Ставрополью?

— Наверное, как-то можно, но сделать это будет непросто, — отвечает Макаров.

Председатель региональной Общественной палаты Николай Кашурин считает, что вопрос возрождения производства кинохроники в крае заслуживает внимания. Нужно его тщательно подготовить (собрать факты, аналитику, конкретные предложения к власти) и вынести на заседание палаты.

Владимир ФИЛАТОВ

Фото Виктора Нестеренко

АНЕКДОТ В ТЕМУ

— Ну, молодцы, даём всем прикурить! Ты посмотри: в хоккее нам нет равных, в науке – прём вперёд, аж дым коромыслом стоит, в космосе — лидеры! Ну и где там твои американцы?!

— Опять советскую кинохронику крутишь?

Наверх