№ 33 (3712) 22.08.2018  

КИНОИДУСТРИИ НЕТ, НО ЕСТЬ САМОРОДКИ

Ставропольский режиссёр Дмитрий Москвитин о своём непростом творчестве

В канун Дня российского кино, который отмечается 27 августа, мы решили познакомить читателей с нашим молодым земляком, подающим надежды кинематографистом Дмитрием Москвитиным, который снимает в основном короткометражные фильмы, рекламные ролики и музыкальные клипы, выступая в роли режиссёра и оператора, иногда продюсера, сценариста и даже актёра, выставляет свои работы на кинофестивали.

– Дмитрий, как, когда и почему ты начал увлекаться кино?

– Это любовь с детства, я мечтал снимать фильмы с пяти лет. Всегда любил наблюдать за людскими судьбами, сопереживать им. А в какой-то момент я понял, что мне интересно создавать свои миры и сталкивать в них разных персонажей, смотреть, как они будут себя вести в той или иной ситуации. Сюжет двигается, и я понимаю, что сам начинаю жить вместе с этими персонажами. Создание такой драматургии захлестнуло меня, когда я смотрел фильмы тогда ещё на видеокассетах. А свой первый любительский фильм снял в 10 классе школы, он назывался «Побег» – про трёх пацанов, которые по глупости попадали в неприятные ситуации и в итоге оказались в тюрьме. Снялись в нём мои друзья.

– А какие фильмы и каких режиссёров ты вообще любишь?

– Мне нравятся разные жанры, главное, чтобы в фильмах были настоящие, не наигранные эмоции, я не люблю, когда делают то, чего не бывает в жизни. То есть нравится, когда снимают о том мире, который я знаю изнутри, чтобы я мог сравнивать свою жизнь с тем, что происходит на экране, и зачастую учиться на поступках киногероев. Из западных режиссёров – Дэвид Финчер, Фернандо Гонсалес Молина, Стивен Спилберг, Джеймс Кэмерон, Мартин Скорсезе, Рон Ховард. Из российских – замечательные Александр Митта и Николай Лебедев, у которых я учился. Есть интересные молодые, например, Кантемир Балагов из Нальчика, который в прошлом году «выстрелил» на Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд» с шикарным фильмом «Теснота».

Секреты кинокухни

– Кто основной идеолог фильма – продюсер, сценарист или режиссёр?

– Всегда по-разному, но по сути всегда продюсер, который развивает идею, приглашая профессионалов для реализации своей задумки. Если я сам продюсер, то от меня старт. Если я не знаю, о чём будет фильм, то ищу сценарии на Бирже сценаристов. Так я нашёл две картины – «Интервью» и «Письма с фронта». Бывает наоборот, что попадаешь в продюсерский проект: так меня, сценаристку Елену Гончарову (известная в Ставрополе поэтесса и журналистка – прим. ред.) и нашу команду пригласили в художественно-документальный фильм «Тихенко». Производство было закрытым, так как фильм готовился для особого фестиваля. Это расследование жизни и деятельности нотариуса Анатолия Тихенко, который провёл реформу российского нотариата в 1993 году, стал главным нотариусом страны, а в 2001-м был застрелен киллером за то, что в лихие 90-е пытался бороться с бандитами, которые подкупали юристов, чтобы вести рейдерские захваты бизнеса, фальсификации в приватизации, махинации с недвижимостью и т.д. Очень неординарная личность, чем больше о нём узнавал, тем интереснее было работать, к тому же я впервые работал в таком жанре. Мы взяли гран-при фестиваля «КиНотар» – это был первый конкурс любительских фильмов нотариальных палат субъектов РФ, проходил он в Ставрополе, из 85 представленных работ нашу признали лучшей.

– Как рождался фильм «Интервью», ставший самым известным в твоём творчестве?

– В 2010 году мы начали снимать фильм «Любовные драмы современности», где должно было быть три новеллы. Два инвестора обещали дать нам деньги. В ожидании их мы начали работать бесплатно, но оба инвестора растворились и производство заглохло. Тогда я понял, что в Ставрополе, где нет киноиндустрии, надеяться на кого-то в плане финансов довольно глупо. И если ты хочешь делать кино, то надо рассчитывать только на свои возможности. Я зашёл на Биржу сценаристов и стал искать историю на двух-трёх актёров в несложном пространстве. Так мне попался сценарий фильма «Интервью» украинского автора Юрия Веткина. Я с ним связался, сказал, что денег нет, но есть большое желание и гарантия, что мы сделаем максимум того, что сможем. Около четырёх лет мы дорабатывали сценарий, полгода ушло на съёмки, монтаж и постпродакшн, правда не каждодневно, потому что были параллельные проекты.

Трудоёмко и затратно

– А как проходил кастинг актёров для триллера «Интервью»?

– Я нашёл их в театре драмы им.Лермонтова. С Игорем Барташом я работал ещё на «Любовных драмах» и сразу понял, что он обладает нужными качествами, чтобы отразить образ серийного убийцы. На роль журналиста я планировал хорошо знакомого известного столичного актёра Анатолия Руденко, но он тогда был занят в большом проекте. Я ходил на спектакли нашего драмтеатра, мне понравился Владислав Таранов, фантастический, прямо в «десятку попал» по образу. Потом Игорь и Влад работали со мной в художественных сценах «Тихенко». Также в театре я нашёл Елену Днепровскую, у неё небольшая, но очень значимая роль – она связывает двух героев и превращает этот сюжет в триллер. Жаль, что не успели снять с её участием ещё одну интересную сцену, иначе сознание зрителя перевернулось бы на 360 градусов, а так только на 180… Причины – надо было возвращать в Москву взятую в аренду камеру, а продлить срок было невозможно, так как не укладывались в бюджет – денег оставалось только на постпродакшн.

– Насколько вообще затратно производство кинофильма?

– В принципе, любое кино можно снять хоть на сотовый телефон, главное, чтобы была крутая история, грамотное структурирование и огонь горел у всей группы. Сейчас никого не удивить технологиями, а хорошие сюжеты встречаются нечасто. Однако техсредства и качество важны, если ты намерен продать картину в прокат или отправить на фестиваль. Мне также важно, чтобы фильм существовал как можно дольше и смотрелся актуально – глаз зрителя привыкает к определённому изображению. Поэтому приходится монтировать в формате 2К или 4К, как того требует современный кинопрокат. У меня есть своя техническая база – свет и декорации, а крутую камеру «RED» берём в аренду, так как сама камера стоит 1,5 миллиона, к ней ещё нужна разнообразная оптика – на том же «Интервью» нам привезли оптики на 12 миллионов рублей. Естественно, это всё выгоднее арендовать. Важно верить в то, что кино получится хорошим. Мотивация не всегда идёт от финансов.

– А оплата работы актёров?

– Если их заинтересовать интересным сценарием, сильным характером роли, то готовы сниматься бесплатно или за символический гонорар. Тем более для актёров из провинции дополнительная мотивация в том, что их могут заметить на кинофестивалях, их анкеты появляются во всероссийских и международных базах данных.

– Но всё равно, чтобы запустить кино в производство, нужен стартовый капитал. Чем ты зарабатываешь на это?

– Только своим ремеслом – снимаю рекламные и музыкальные клипы, иногда даже корпоративы и свадьбы. Хотя поначалу я свадеб сторонился, но потом понял, что вопрос в подходе к делу. Ведь можно свадьбу снять как кино, сделать высокохудожественную документалку с постановочными сценами. При этом работаешь с непрофессионалами, но так интереснее – в таких трудных обстоятельствах всегда чему-то учишься, и я так многому научился.

Метр короткий и суперкороткий

– Понятно, что рынок свадебных операторов везде развит хорошо. А как у нас обстоит дело с рекламой?

– Средненько… Правда, сейчас становится лучше, но 2-3 года назад был мрак. Но любой короткий ролик можно снять интересно, к сожалению, для Ставрополя это редкость.

– Равно как и музыкальный клип…

– Конечно. Знаешь, как бывает сидишь в кафе, на телеэкране транслируют какой-нибудь музыкальный канал, а из колонок звучит совсем другая музыка. И когда ты вдруг видишь интересную историю без её родного звукоряда, значит, режиссёр подошёл к этому как хороший мастер. За три или пять минут можно динамично рассказать любой сюжет.

– Ты снял несколько клипов на песни ставропольской метал-группы «TRUST X». Как возникло это сотрудничество?

– В 2011 году ребята предложили мне снять видео на песню «Вспорхнуть в небеса». Послушав её, я понял, что это бомба, меня заворожила музыка и текст. Родилась история – сюжет из средневековья. Снимали как в павильоне, так и на натуре. Натурные съёмки проходили сложно – поздней осенью отсмотрели несколько мест в районах Ставрополья. Когда выехали с массовкой более полусотни человек, сильно похолодало, но в течение суток мы съездили в три разных места. В массовке участвовали музыканты группы, их родственники и друзья, среди которых были актёры любительских театров. Главную роль сыграл актёр драмтеатра, заслуженный артист РФ Борис Щербаков. Потом я снимал клипы на другие хиты «TRUST X», мне очень нравится их музыка.

– Хотелось бы снять полнометражное кино?

– Конечно! Но в условиях Ставрополя это трудно – здесь нет киноиндустрии. Уезжать в столицы не хочется, мне нравится жить здесь и снимать кино здесь, где очень красивая природа для натурных съёмок. Я даже не езжу на фестивали, мои работы просматривают там без меня. Есть сложности в плане авторских прав на фильмы – мне они принадлежат лишь частично, а частично продюсерам и кинокомпаниям, а в случае роликов и клипов – полностью заказчикам. Опять же затраты – каждая минута производства стоит дорого, зачастую приходится сокращать сценарий до короткого метра. Я пока не уверен, что вытяну полный метр. Поэтому мне интересно делать короткий метр, где я могу максимально лаконично передать сюжет, чтобы все конфликты и детали работали, а в глубине кадра на каждом заднем или переднем плане была своя история. Уложить сюжет в 15-20 минут вместо растянутых полутора часов – это прикольно.

Беседовал Андрей КОЗЛОВ

Фото из архива Дмитрия Москвитина

СПРАВКА

Дмитрий Александрович Москвитин родился 25 мая 1987 г. Окончив школу, поступил на экономический факультет Ставропольского государственного университета. После изучал режиссёрское мастерство в киношколе Александра Митты в Москве. В послужном списке – пять фильмов: один полнометражный учебный – «Гора» (2009), три короткометражных – «Один день из жизни студента» (2008), «Интервью» (2015), «Письма с фронта» (2017), один художественно-документальный – «Тихенко» (2017). Выставлял свои работы на просмотры в предварительных программах различных международных кинофестивалей в России и Европе.

Наверх