№ 37 (3716) 19.09.2018  

ТРАДИЦИИ ПЕРЕДВИЖНИКОВ

В Ставрополе стартовал масштабный художественный проект

В Ставропольском музее изобразительных искусств открылась межрегиональная передвижная выставка «Живописная Россия — 2018». Этот проект осуществляется в России с 2016 года под эгидой двух творческих организаций: Творческого союза художников России и Российской академии художеств (РАХ). Курирует проект и оказывает финансовую поддержку Министерство культуры РФ.

В ходе открытия выставки состоялась презентация иллюстрированного каталога выставочного проекта и творческая встреча с кураторами проекта, среди которых народный художник России, академик РАХ, член Президиума Российской академии художеств Евгений Ромашко и знаменитый искусствовед, специалист по современному искусству Леонид Бажанов.

Кто всё задумал

Ставропольский искусствовед Ольга Бендик рассказала об истории возникновения проекта и его особенностях. В нем принимают участие художники из разных городов России, и выставка проезжает по областным и краевым столицам России с заключительной презентацией в Москве. Ставрополь принимает выставку во второй раз. Но в прошлый раз выставка приезжала к нам из Пскова и далее отправлялась в Москву, а теперь Ставрополь открывает этот проект, затем выставка едет в Смоленск и заканчивает свою работу в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту.

Творческий союз художников России, по выражению Ольги Бендик, является «сложной организацией». Они относят свою историю к дореволюционному периоду. Это художники, которые всегда были в оппозиции к официальному искусству. Так было и в 30-е, и в 50-е, и в 70-е годы прошлого века. Сейчас они собрались в независимую организацию и ведут многие крупные художественные проекты.

Российская академия художеств имеет еще более давнюю историю. Она была учреждена в 1757 году как высшее художественное учебное заведение Российской империи. Среди ее выпускников – многие великие русские живописцы, архитекторы, скульпторы. Она была задумана Петром I по образу европейских академий наук и искусств того времени и функционировала при Академии наук.

Академия художеств стала первым учебным учреждением России, которое готовило профессиональных художников. Обучение длилось очень долго, чтобы стать профессиональным художником, гравером, архитектором или скульптором, нужно было учиться около 15 лет. После революции 1917 года академия переживала трудные времена. На ее базе появилось множество мастерских и научно-исследовательских институтов, и только в 1932 году она была возрождена уже как советская Академия художеств.

Образовательная сеть

В 1990 году в название Академии художеств возвращено слово Российская. Сейчас это целая сеть учебных заведений, в том числе знаменитые Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова и Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Академия – это еще и ряд ценных художественных собраний, библиотеки и научные институты, это мастерские художников, разбросанные по всей России.

57 представительств Академии работают по всей стране. Возглавляет Академию Зураб Церетели. Кстати, именно три его полотна встречали посетителей на входе в выставочный зал ставропольского музея. По словам Ольги Бендик, Зурабу Церетели неважно, к какому творческому союзу относится художник — он пытается объединить все творческие силы страны.

Евгений Ромашко, как представитель РАХ, является бессменным руководителем проекта «Живописная Россия». Он уже третий год формирует группы участников передвижных выставок. Нынешняя выставка — кураторский проект. Первую выставку в 2016 году формировали сами художники, а в 2017 году подключились кураторы-искусствоведы. Яркий представитель таких кураторов — Леонид Бажанов, который в 1991 году основал Центр современного искусства в Москве на Большой Якиманке.

Леонид Бажанов всегда поддерживал концептуальное искусство, и его фраза о том, что реалистическая живопись и станковая картина умерли, в свое время наделала много шума в художественных кругах.

Планировалось, что в проекте примут участие 5-6 кураторов, каждый из которых представит группу из 8-10 художников, являющихся, по мнению кураторов, самыми яркими представителями того или иного направления в современной живописи. В проекте подчеркивается разность взглядов кураторов на современный художественный процесс.

Широкий возрастной спектр

Разработку тематико-экспозиционного плана выставок в Москве и других городах, отбор произведений осуществляла кураторская группа, которая была составлена из профессиональных художников – членов Творческого союза художников России.

В конечном счете, на выставке, которая открылась в Ставрополе, представлены работы 37 художников из шести городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Кирова, Краснодара и — впервые за годы проведения проекта — из Ставрополя. Представлен широкий возрастной диапазон: старейшему из участников – Павлу Никонову — 88 лет, а ставрополец Кирилл Стрюков – самый молодой, он родился в 1988 году.

21 участник выставки являются выпускниками Суриковского института (восемь там же и преподают), а Репинский институт закончили два человека, и оба являются преподавателями этого института. Кроме этих двух самых известных вузов, представлены и другие. Например, Евгений Ромашко заканчивал Строгановскую академию и преподает там, а Александр Дубов преподает в московском Полиграфическом институте. Задача проекта состоит еще и в том, чтобы посмотреть, как работает наша система художественного образования, чему там учат молодых людей.

Среди участников выставки — 14 народных и 9 заслуженных художников России, 5 членов-корреспондентов РАХ и 12 академиков. Представлены самые разные направления современной русской живописи. Проект «Живописная Россия» прямо продолжает славные традиции передвижников 19 века, которые оставили глубокий след в развитии русского реалистического искусства.

Сергей ТАВРОВ

Фото Виктора Нестеренко

Наверх