№ 38 (3717) 26.09.2018  

ГАДЖЕТЫ – ИЗ КЛАССА ВОН!

Запретят ли в российских школах использование смартфонов?

На прошлой неделе ВЦИОМ обнародовал данные масштабного соцопроса, в котором по поводу использования школьниками мобильных телефонов высказались 1600 россиян старше 18 лет. Подавляющее большинство респондентов (83%) считает, что смартфоны – зло: они мешают детям учиться. 73% опрошенных полностью поддерживают идею запрета личных гаджетов в школах. Причем 69% полагают, что это должно распространяться на учеников всех классов, а не только начальных.

Тема вновь на острие

Результаты исследования послужили поводом для новой волны обсуждений этой животрепещущей темы в среде всех, кто так или иначе связан со школой. Дело в том, что не далее как нынешним летом глава федерального министерства образования и науки Ольга Васильева высказалась за ограничение использования личных девайсов в учебных заведениях, поскольку они мешают детям учиться. Но при этом она подчеркнула, что школы должны сами регулировать данный аспект. Вопрос даже планировалось обсудить с Президентом Владимиром Путиным, но пока о его позиции в этом плане неизвестно.

И вот на днях актуальная для родителей и самих школьников тема всплыла вновь: детский омбудсмен Анна Кузнецова сказала, что тоже не одобряет тотальное увлечение детворы гаджетами, тем более в стенах школ. По ее словам, приемлемый вариант, когда телефоны остаются на входе в классы. Однако делать это или нет, решать, по мнению омбудсмена, также должно школьно-родительское сообщество. То есть, как и в случае с ученической формой, вводить ограничения может лишь администрация учебных учреждений, прописывая это в уставных документах. Собственно, сейчас так оно и есть: многие школы регулируют данный вопрос внутренними распоряжениями. Но может случиться и так, что запрет будет распространен на все школы, по крайней мере – на начальные классы, так как младшеклассники наиболее уязвимы перед гаджетоманией.

Продвинутая Европа

Как мама пятиклассника, скажу, что все пять лет обучения в лицее даю ребенку с собой исключительно простейший кнопочный телефон. Только лишь для того, чтобы быть с ним на связи. А функциональный смартфон брать в школу не позволяю. Причин тут сразу несколько. Первостепенная – дабы сын не отвлекался от учебы. Еще одна – чтобы на переменках не зависал в соцсетях, а хотя бы немного двигался и общался с одноклассниками. Ну и, конечно, дешевый телефон не так жалко потерять, тем более что в начальной школе такие инциденты у нас были, и не единожды.

В принципе, все те же аргументы – на устах у сторонников запрета смартфонов в школах. Педагоги и большинство родителей сходятся во мнении, что гаджеты мешают детям сосредоточиться, более того, они оказывают медвежью услугу в постижении и усвоении знаний. Ребенок, привыкший к тому, что в Интернете можно найти ответ на любой вопрос, не желает думать самостоятельно: всецело полагаясь на «помощь из зала», он утрачивает способность мыслить, запоминать, нормально «переваривать» учебный материал.

К таким выводам, судя по всему, уже пришли в Европе. Например, во Франции запрет на использование смартфонов в школах оформлен законодательно. Соответствующий закон вступил в силу с сентября нынешнего года. Он предписывает оставлять телефоны на время занятий в специально отведенных для этого местах. Ученикам средних классов дозволяется держать девайсы в своих портфелях. Но если учителя «застукают» школьника за каким-либо личным гаджетом в руках на уроке – его немедленно конфискуют. Примечательно, что такое решение продиктовано не только желанием исключить этот вредный фактор из процесса обучения, но и стремлением сподвигнуть детей на живое, а не виртуальное общение друг с другом. И это должно значительно обогатить жизнь юного поколения.

Замена жизни

«Действительно, при всех плюсах использования смартфонов, планшетов и ноутбуков — как в работе, так и в учебе и в повседневной жизни — есть те большие минусы, которые в общем-то перевешивают преимущества, — комментирует психолог Инна Данченко. – Во-первых, зачастую это перерастает в настоящую зависимость, манию, когда человек автоматически тянется к гаджету в любой ситуации, даже когда этого совсем не требуется. А дети школьного возраста, склонные к подражательству, «подсаживаются» на эту манию еще сильнее, видя, как смартфонами увлечены сверстники. Сегодня многие подростки, к сожалению, почти постоянно находятся в Интернете, а не во дворах, на улице, как это было лет 10-20 назад. Соответственно, у них снижается двигательная активность, они гораздо быстрее устают и вообще не питают интереса к прогулкам, каким-то физическим упражнениям, подвижным играм. Дети слабеют, у них повышается утомляемость. Это во-вторых. И в-третьих, пагубное влияние на здоровье (зрение, осанку) – очень серьезное негативное последствие, но далеко не главенствующее. Тут еще множество факторов, среди которых есть два очень важных для дальнейшего становления и развития ребенка как члена социума. Это переключение на ненастоящую жизнь со всеми вытекающими и утрата традиционных коммуникативных навыков».

Психолог поясняет, что ребенок, которому необходимо постигать окружающий мир, активно общаться с ровесниками, вместо этого попросту погружается в некую иллюзию, искусственную сферу, хотя и такую заманчивую и многогранную. В результате и реальную жизнь он может воспринимать как виртуальную, с множеством квестов, несколькими жизнями и так далее, забывая о том, что на самом деле жизнь у него одна, и она намного ярче и интереснее, чем в Интернете.

«Так же и жизненный опыт – он не получен лично, не прожит и не прочувствован, а просто «подсмотрен» в каком-нибудь Ютубе, воспринят как чужой, и значит, не имеет той ценности, как если бы ребенок что-то делал сам, — продолжает Инна Данченко. — Грубо говоря, подросток лишь со стороны наблюдает, как кто-то в сети катается на лыжах, путешествует или чему-то учится, получая при этом некую картинку, но не личный опыт, навык, практику и ощущения. Что касается общения, тут тоже тенденция неутешительная. Ребенку становится проще и комфортнее написать смс или создать аудиосообщение, чем что-то высказать вживую, на словах, глаза в глаза. И это плохо. Ведь как бы стремительно ни развивалась цивилизация, какие бы смайлики ни выдумывались, всю гамму чувств им не передать — все равно это не заменит обычное человеческое общение. А оно должно сохраняться. В нем особая теплота, энергетика, эмоции. Печально, когда в соцсетях у ребенка сотни «друзей», а на самом деле их нет».

Девайс как повод к зависти

«Все хорошо в меру, — считает еще одна собеседница «СГВ», мама ученицы 4 класса Дарья Денисова. – Злоупотребление гаджетами – да, это однозначно неприемлемо. Наша учительница часто жалуется на то, что дети пользуются смартфонами не только на переменках, но и на уроках, втихаря, пряча гаджеты под партой. И это похоже на эпидемию… Также есть и те, кто приходят в школу с очень дорогими моделями телефонов: открыто хвастаются перед сверстниками, щеголяют тем, что они «крутые». То есть даже у 10-летних детей уже есть понимание, что смартфон может быть индикатором благосостояния семьи, атрибутом богатых людей. И это удручает. Ладно, когда школа элитная и в ней учатся дети состоятельных родителей – все примерно равны, завидовать нечему. А когда в классе таковых человек пять, то остальные вынуждены молча злиться, досадовать, что их родители не могут купить какой-нибудь дорогостоящий айфон. Поэтому я считаю, что разные личные девайсы школьники должны оставлять дома, а в школу носить какие-то простые телефоны лишь для того, чтобы быть на связи с родителями. Все-таки это учебное заведение, а не ярмарка тщеславия».

В обход тотальной цифровизации?

Однако есть и родители, которым идея запрета гаджетов в школах не по душе. И в их позиции тоже есть здравое зерно.

«Давайте разглядим и обратную сторону медали, — говорит отец второклассника Сергей Максимов. – Сегодня довольно сложные программы обучения в школах, со второго класса детям уже поручают составлять презентации, доклады и так далее. Естественно, без домашнего компьютера тут не обойтись. И думаю, мы не одни такие, кто в содружестве с Интернетом выполняет подобные задания учителя. В таком случае есть ли резон лишать детей смартфонов в школе? Тем более что с их помощью ученики могут оперативно найти нужную информацию, на той же переменке что-то изучить, подтянуть свои знания. Кроме того, педагоги и сами стремятся разнообразить учебный процесс, внести в него элементы интерактива. И в этом смысле смартфоны, безусловно, могут играть позитивную роль. Если нам удастся превратить гаджеты в помощников в учебе, переведя их из разряда инструментов развлечения, какого-то пустого «юзания» в эффективное средство образовательного процесса, то вопрос запрета телефонов в школе отпадет сам собой. Ведь посредством смартфонов, которые, по сути, являются мини-компьютерами, можно сделать очень многое – создавать и просматривать презентации, проводить и участвовать в тестировании, обучающих онлайн-играх, читать электронные версии учебников, художественной литературы и так далее. Подобные форматы внедряются повсеместно, мы наблюдаем интенсивную цифровизацию во всех сферах, так почему же школы должны стоять от этого процесса в стороне?»

И еще один аспект смущает продвинутого папу — этический и юридический. Если запрет все же будет введен, то каким образом все будет выглядеть на практике: у детей будут отбирать телефоны насильно, если они не пожелают их сдать, куда положено? Школьников кто-то будет обыскивать? Или как? «Надеюсь, что если право запрета смартфонов отдадут на откуп администраций школ, то большинство из них все же решит не вводить эту меру. Иначе многие ученики будут переводиться в те школы, где руководство более современно и демократично смотрит на использование своими подопечными передовых технологий», — говорит Сергей.

Что ж, пока вопрос тотального запрета смартфонов в российских школах остается открытым. Возможно, в нашей стране действительно пойдут по пути других государств, где ответственность за чрезмерное увлечение гаджетами младшего поколения власти решительно взяли на себя, оградив от них детей хотя бы в учебных заведениях. Такие правила в том или ином виде, кроме Франции, действуют в Греции, США, Азербайджане. Это вовсе не значит, что электронизация полностью исключена из процесса обучения: напротив, гаджеты активно внедряются и используются в большинстве европейских школ, но – с ограниченной функциональностью, в частности с исключением доступа ко всевозможным соцсетям. Может быть, и нам стоило бы перенять этот опыт, ведь плюсы и минусы ресурсов смартфона нужно оценивать исходя из целей самого пользователя. Если ребенок окунается в Интернет, стремясь изучить что-то полезное для себя, вряд ли есть смысл запрещать ему это делать. Совсем другой вопрос, когда чадо целыми днями разглядывает фото и видео в соцсетях и бездумно лайкает все подряд или становится онлайн-игроманом. Не допустить это – в силах непосредственно родителей. Если ребенку уделять внимание, увлекать его действительно полезными занятиями, будь то спорт или творчество, то у него попросту не будет времени на бесконечный интернет-серфинг. И с этим, наверное, вряд ли кто-то поспорит.

Инга САМОЙЛОВА

КСТАТИ

Похоже, российское родительское сообщество, тонко чувствуя настроения в среде своих детей и в обществе в целом, желает сбалансировать социальное равенство учащихся хотя бы внешне. Об этом можно судить из еще одного исследования ВЦИОМ, эксперты которого задали респондентам вопрос о том, следует ли вновь ввести в школах единую ученическую форму.

«За» высказались 82% опрошенных. Специалисты ВЦИОМ подчеркивают, что за последние пять лет число сторонников школьной формы выросло значительно: в 2013 году таковых было 66%.

Также участникам опроса был задан вопрос о введении дресс-кода для педагогов. Положительно к этому отнеслись 65% респондентов. Что интересно, 77% из них – люди младше 35 лет.

Наверх