№ 43 (3722) 31.10.2018  

ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Уметь читать и писать уже недостаточно

Для современных школьников грамотность теперь понимается в гораздо более широком смысле, нежели еще совсем недавно. Помимо умения читать и писать, они должны овладевать основами финансовой грамотности. По крайней мере, в этом уверены министр финансов СК Лариса Калинченко и Екатерина Лавренова, советник директора Проекта по повышению финансовой грамотности населения РФ.

Неделя сбережений

На встрече с журналистами они говорили о проблеме финансовой грамотности взрослых и детей. Министерство финансов плотно занимается образовательными программами, направленными на обучение основам финансового дела широких слоев населения. А в школах Ставрополья с 1 сентября 2016 года преподают основы финансовой грамотности сначала в виде факультатива, а затем в рамках изучения таких предметов, как история, география, обществознание, математика и ОБЖ.

29 октября в крае началась очередная, уже пятая, «Неделя сбережений», которую устраивает Минфин СК. Задача стоит конкретная: научить население рациональному управлению своими финансами.

Лариса Калинченко считает, что в этом году на Ставрополье в плане обучения финансовой грамотности можно выделить два ярких события – «Неделя сбережений» для детей и молодежи, которая проходила весной, а теперь вот осенняя – для взрослых.

Министр назвала эти события «вершиной айсберга», концентрацией всей годовой работы, методы которой весьма разнообразны. В течение года Минфин, например, проводит конкурс для журналистов. Но сначала обучает их на курсах, чтобы человек мог профессионально рассуждать на финансовые темы.

Придумали очень популярную тематическую настольную игру. Проводятся турниры по этой игре между школами, районами, затем в финале определяется краевой победитель. Постоянно устраиваются финансовые викторины. И не только чисто финансовые. Проверяется знание литературы или кино, где есть моменты, связанные с финансами.

Мероприятия для детей и молодежи не могли бы получиться без постоянной кропотливой работы педагогов в разных возрастных группах. Форма подачи материала зависит как от группы, так и от выбранной тематики.

Конкурс для детей и их родителей называется «Моя первая финансовая сказка». Условия просты: нужно придумать сказку и прислать на конкурс. Победителей ждут призы, при этом еще планируется издать сборник этих сказок, а затем провести и отдельный конкурс иллюстраций к этому сборнику. «Это замечательный повод для общения родителей с детьми, для развития творческих способностей и получения полезных и нужных знаний», – считает Лариса Калинченко.

Если говорить о школах, то Екатерина Лавренева сообщила, что ее проект тесно взаимодействует с Минобразования РФ. Общая позиция такова: дополнительного отдельного и обязательного предмета «финансовая грамотность» не будет. Законодательством такой элемент программы определен как внеурочная деятельность – это дополнительные занятия, являющиеся обязательными. А дальше каждая организация может выбирать: будут ли это шахматы, дополнительный урок физкультуры, вязания крючком или финансовой грамотности. Многие регионы в рамках внеурочной деятельности выбирают именно последний вариант.

Еще одна возможность: преподавание элементов финансовой грамотности в рамках обязательных предметах. Например, есть обществознание, в нем раздел экономики, а внутри экономики – множество вопросов, которые являются собственно финансовыми. Да и на уроке иностранного языка можно вводить эти элементы.

Научить учителя

Большинство преподавателей в школах достаточно возрастные люди. По мнению Лавреневой, они сами зачастую не всегда финансово грамотны. Для учителей обязательно нужно вводить курсы. Начиная с 2015 года, в ходе реализации проекта финансовой грамотности по всей стране было подготовлено таким образом более 19 тысяч преподавателей. Как уточнила Калинченко, на Ставрополье обучено около тысячи.

На встрече министра спросили, чувствуются ли изменения в ментальности людей в связи с реализацией проекта. Она ответила: изменения есть. Однако нельзя человека научить тому, чему он учиться не хочет. Первый барьер: «не учите меня жить, лучше помогите материально. Главное – были бы деньги, а там мы с ними управимся». Но это совершенно неправильная позиция. Все мы знаем о проблемах обманутых дольщиков, помним о финансовых пирамидах. Есть микрофинансовые организации с огромными процентами, куда люди идут в тяжелых жизненных обстоятельствах. И они не всегда выбирают самые выгодные для себя финансовые инструменты.

Задачу своего министерства Калинченко видит в том, чтобы люди более ответственно использовали те ресурсы, которые у них есть. На встречах в трудовых коллективах главным вопросом является семейный бюджет: кредиты, банковские карты, финансовые мошенничества – то есть те аспекты, с которыми мы сталкиваемся совершенно точно.

Говоря о конкретных примерах по Ставропольскому краю, министр сказала, что уровень закредитованности населения стал ниже. Три года назад, когда край входил в программу финансовой грамотности, он составлял 34 % населения. Сейчас, по разным оценкам, – от 20 до 24 %. Что беспокоит министра, так это наличие просроченной задолженности. Многие еще не умеют просчитать свои обязательства. Уровень такой задолженности в среднем по России составляет около 6 %, на Ставрополье – 8 %. В идеале хотелось бы, чтобы он близок нулю, но уж точно меньше, чем в среднем по стране.

Министр перечислила три основных признака финансовых пирамид: агрессивная реклама, предложение явно нереальных прибылей и принцип сетевого маркетинга (приведите друга, и ваш доход будет в два раза больше). Кроме того, любая серьезная организация имеет свой юридический адрес и сайт, где можно найти список руководителей, сотрудников, описание структуры. Пирамиды или другие мошеннические организации этого, как правило, не имеют.

«Лего» или квартплата

Мнение Екатерины Лавреновой по поводу начала преподавания финансовой грамотности – чем раньше, тем лучше. Но чему можно научить ребенка в детском саду или начальной школе? Важно не перегрузить его информацией, а заложить правильные ценности, то есть уважительное и разумное отношение к ресурсам. Деньги и имущество родителей, природа – все это ресурсы.

Важны и технологии обучения. Нельзя прийти в начальную школу и начать читать лекции. Все нужно подавать в игровой форме. А с 5–6 класса на эту ценностную базу уже можно накладывать знания.

Как известно, уже в 14 лет у подростка появляется некий объем юридической дееспособности и он может пользоваться некоторыми финансовыми инструментами. «Дети совсем другие. Они сильно отличаются от нас. И от педагогов, которые получали образование еще в советское время. Причем дети шустрые, электронные кошельки открывают очень рано. Один мой ученик интернет-магазин открыл и хотел зарегистрировать ИП», – говорит советник директора проекта. В Горно-Алтайске учителя рассказали ей, что узнали много нового от своих собственных учеников: о работе банков, переводах через интернет, электронных кошельках, бесконтактных технологиях оплаты.

В рамках проекта созданы учебно-методические комплекты, так что есть все возможности для обучения школьников. Сейчас в проекте участвуют девять регионов. Лавренова подчеркнула, что оценивает уровень Ставропольского края очень высоко: «Алтайский край, Томская область и Ставропольский край – вот три лидера».

Затем она дала несколько советов родителям. Как только ребенок просит что-то купить, первая реакция многих родителей – нет, не куплю. И сразу возникает некое отчуждение. А если сказать: хорошо, мы покупаем тебе «Лего» за семь тысяч, но тогда нам не хватит заплатить за квартиру? Ребенок задумается. Лавренова сослалась на свой собственный родительский опыт: «Когда мы едем в отпуск, я даю ребенку на десять дней тысячу рублей. Он может все потратить в первый день, а может спланировать на все дни. Выбор за ним». Неплохо также открыть ребенку счет в банке, тогда он может учиться копить средства.

«Мы не учим финансистов. На то есть специальные вузы. Наши финансы – это финансы для жизни. Финансовая грамотность сегодня является частью функциональной грамотности, такой же, как умение читать, писать, работать с компьютером», – считает советник.

Деньги должны работать

Она признала, что на мировом фоне мы выглядим пока не совсем хорошо. Есть специальное исследование «Пиза», которое проверяет практические навыки финансовой грамотности. Наши школьники хороши в математике, в теории, а когда дело касается практических вещей, то здесь мы немного провисаем. Однако подвижки есть: в 2012 году Россия была на десятом месте (среди 20 стран), а в 2015 году – уже на четвертом.

Лариса Калинченко добавила: когда Ставропольский край входил в проект по финграмотности три года назад, его оценивали по семи показателям, и по четырем из них уровень был ниже, чем в целом по стране. «Исчислить правильно проценты по кредитам могли только 56 % опрошенных. Три четверти не знали, куда обратиться, если нарушены их права в области финансов. Если нанесен вред имуществу – все знают куда пойти. А если проценты с них неправильно берут – куда идти, не знают», – сообщила министр.

Екатерина Лавренова считает, что переучивать взрослых гораздо труднее, чем учить детей. Особенно консервативно в привычках сельское население. Мобильный банк подключить для финансовых операций довольно легко. Но селянам кажется надежней самим пойти в банк (хотя доступность банков там хуже), взять наличные и заплатить.

Темой беседы стала и проблема «денег под подушкой». Деньги должны работать. Лариса Калинченко сказала, что в октябре на конференции в Москве были озвучены следующие цифры: 46 % населения России готовы рассматривать вопрос вложения своих средств.

Есть и успешные примеры. Томская область выпустила свои гособлигации специально для населения (на Ставрополье гособлигации тоже выпускают, но их скупают в основном инвесторы). Процент по таким облигациям чуть больше, чем в банках. Это и есть способ «вытащить деньги из-под подушки». Кроме того, по словам Калинченко, вклады граждан в банках на Ставрополье, по данным ЦБ, стабильно растут уже не первый год. А это, по мнению министра, безусловно свидетельствует о росте их благосостояния.

Сергей ТАВРОВ

Фото Виктора Нестеренко

Наверх