№ 39 (3718) 03.10.2018

«НАС НЕ ИНТЕРЕСУЮТ КОММЕРЧЕСКИЕ ТАЙНЫ ПАРТИЙ»

Что хранится в фондах Госархива новейшей истории края

Государственный архив новейшей истории СК образован на базе бывшего партийного архива Ставропольского крайкома КПСС. До сих пор 80% фондов Госархива новейшей истории СК – это документы органов, организаций и учреждений КПСС и ВЛКСМ. Но из каких источников сегодня формируются фонды архива? Сдают ли сюда свою документацию современные партии? На вопросы «СГВ» ответила директор Госархива новейшей истории Ставропольского края Наталья Любимова.

Другие источники

Наталья Ивановна Любимова

— Наталья Ивановна, какие документы сейчас поступают на хранение в Госархив новейшей истории?

— После 1991 года, когда произошел развал СССР, бывший партархив влился в систему архивной службы РФ. Сначала он назывался Центром документации новейшей истории Ставропольского края. В 2003 году центр был зарегистрирован как самостоятельное юридическое лицо и получил название государственное архивное учреждение «Государственный архив новейшей истории Ставропольского края».

После 2003 года мы приняли на хранение практически все документы профсоюзных организаций – от крайсовпрофа до районных комитетов, а также документы избирательных кампаний всех уровней, проходивших на территории края, от краевой до территориальных избирательных комиссий.

Большой объем документов поступил в архив от ликвидированных в результате акционирования государственных предприятий. В начале 90-х годов прошлого века очень многие госпредприятия преобразовались в акционерные общества. Поскольку у этих бывших госпредприятий не оставалось правопреемников, мы были вынуждены принимать в архив документы по личному составу ликвидированных организаций. Это и документы об основной деятельности организации, и те документы, что касались персонально каждого. Это приказы по личному составу, лицевые счета, ведомости, личные дела. В случае, если бы эти документы пропали, те, кто работал на этих предприятиях, остались бы без пенсионного обеспечения.

Каждый год в архив поступает до 1,5 тысячи запросов. Люди просят подтвердить трудовой стаж, заработную плату, вредные условия труда. Например, у нас хранятся документы завода «Анилин», деятельность которого считалась вредным производством.

На сегодняшний день в список источников комплектования архива входят Контрольно-счетная палата СК, Региональная тарифная комиссия, краевой комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, Управление по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края. Документы самих мировых судов на хранение в государственный архив не поступают. У них есть свои ведомственные архивы.

Сохранить исторический след

— А что современные политические партии? Тоже сдают вам свои документы?

— С современными партиями очень сложно работать. Если на первоначальном этапе, после того, как образовалась многопартийная система, партии были открыты и сдавали нам документы, то за последние 15 лет ситуация изменилась. Партии стали образовывать свои архивы. ЛДПР, например, имеет централизованный архив и свои документы, даже региональные, передает именно в него.

— Они не нарушают тем самым закон?

— Нет. Законодательство позволяет им так поступать.

— Что, и «Единая Россия» не сдает документы?

— Да, и «Единая Россия» — не исключение. Мы давно ждем от них документов.

— Каких документов вы ждете от политических партий?

— Это протоколы заседаний, постановления, которые они принимают в рамках регионального отделения. Информацию о тех мероприятиях, которые проводят. Нас интересует то, чем занимается партия в глобальном смысле слова. То есть нам хотелось бы, чтобы остался исторический след о деятельности партии. Но вот руководители политических организаций не совсем четко, как нам кажется, понимают этот момент и считают, что нас интересуют финансовая сторона их деятельности, какие-то их коммерческие тайны.

Под грифом секретности

— В течение десятилетий партархивы КПСС были на особом привилегированном положении, у них была своя организация работы. Они развивались независимо от государственной архивной службы, по своим собственным правилам. Наверное, сотрудникам партархива нелегко было расставаться со своим привилегированным положением? Насколько сложно проходил процесс слияния бывшего партархива Ставропольского крайкома КПСС с системой государственной архивной службы?

— Я здесь не работала в то время, когда партийный архив был отделом крайкома КПСС. Пришла сюда в 2002 году. Само собой партархив был более закрытым, чем государственные архивные учреждения. Здесь работали 8 инструкторов. (На сегодня штатная численность сотрудников архива 34 человека). У них, действительно, были свои правила.

Но сейчас той закрытости, конечно, нет. Хотя в фондах партийных и комсомольских органов существенное количество документов, имеющих различные грифы секретности.

С 1999 года мы ведем работу по рассекречиванию документов, созданных органами КПСС И ВЛКСМ. Комиссия была создана еще в период существования Центра документации новейшей истории и действует до сих пор. С прошлого года ее статус повысился. Теперь она при правительстве Ставропольского края. Ее возглавляет заместитель председателя правительства СК Ирина Кувалдина. Председатель краевого комитета по делам архивов Елена Долгова – заместитель председателя, а я – секретарь комиссии.

— Как строится работа по рассекречиванию документов?

— В Федеральном законе «О государственной тайне», опубликованном ещё в 1993 году, все очень четко оговорено. Существует также «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне», в котором прописано, что является на сегодня секретом. Это документы, касающиеся обороны нашей страны, залежей и добычи природных ископаемых, оперативно-розыскные материалы и т.д. КПСС являлась руководящим центром, и естественно принимала решения по всем вопросам, касающимся внутренней и внешней политики государства. Но в первую очередь это были вопросы идеологии. Из-за этого много документов с грифами «секретно». После 30 лет, по закону «О государственной тайне», документы теряют свою актуальность и могут быть рассекречены. Но прежде чем снять гриф секретности комиссия обязательно должна их просмотреть. Нельзя рассекретить документы только потому, что прошел необходимый срок.

— Сколько должно пройти времени, чтобы у вас не осталось секретных документов советского периода?

— Трудно сказать. Если учесть, что нужно рассекретить еще порядка 200 тысяч дел – это займет много времени. Какие-то документы могут оставаться под грифом секретности очень долго, срок может продлеваться на 15 лет и более. Для того и создана комиссия, чтобы она определяла значимость документа, можно ли его рассекречивать или нет.

Если помните, в 1991-1992 годах резко открыли все архивы. Многие документы оказались на Западе. Это ни для кого не секрет. Об этом везде писали, говорили.

— Это затронуло архивы и в регионах или только в столицах?

— В основном — центров, регионов это не коснулось. В Ставропольском крае в 1991 году партийный архив был опечатан вплоть до принятия решения о присоединении партийных архивов к системе архивной службы.

— Во всех ли российских регионах бывшие партархивы стали называться архивами новейшей истории?

— Нет, названия отличаются. Есть, например, Госархивы социально-политической истории. Где-то бывшие партархивы остались с названием Центр документации новейшей истории.

Никаких оценок

— Недавно ваше учреждение подготовило буклет, посвященный 100-летию ВЛКСМ. Это была ваша инициатива создать такой буклет или поступил заказ?

— В этом году две большие юбилейные даты — 100-летие архивной службы и 100 лет со дня образования Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ). Хотя в Ставрополе это случилось позже, в 1920 году, потому что в 1918-1919 гг. на территории губернии шли ожесточённые бои с Белой армией Деникина. По этой причине ставропольцы не участвовали в первом организационном съезде комсомола в 1918 году, в Москве.

Идея о том, что нужно подготовить такой буклет, всегда была для нас актуальной. Мы каждый год работаем с документами комсомола. И эту дату не пропускаем. В прошлом году нашу презентацию, посвященную очередной годовщине ВЛКСМ, даже демонстрировали в краевой Думе.

Региональные издания, подготовленные коллективами авторов, ранее уже издавались – к 80-летию, 85-й и 90-й годовщинам образования ВЛКСМ по инициативе руководителей края — губернаторов Александра Черногорова, Валерия Гаевского. Но указанные издания носят публицистический характер, то есть без ссылок на документы.

Мы пошли по иному пути. Разработали свою концепцию. И строго придерживались ее. Мы не собирались этим буклетом поднимать вопросы политического характера. Поэтому ушли от дачи оценок. Наш буклет документальный и содержит только фактологические сведения.

Мы сделали летопись ставропольской краевой организации ВЛКСМ по десятилетиям. И в каждом десятилетии показали самое значимое, основные вехи: становление организации, её рост и наиболее весомые заслуги.

Комсомол все же многое привнес в организацию молодежи нашей страны, тогда Советского Союза.

При подготовке буклета было использовано 117 документов на бумажной основе и 83 фотодокумента, находящихся на хранении в архиве. Более 20 фотодокументов публикуются впервые. Работа по подготовке буклета, его изготовлению осуществлена на собственные средства. А поскольку средств у нас немного, смогли напечатать только 20 экземпляров.

— Какая проблема на данный момент у вас наиболее острая?

— Сейчас проблема низкой оплаты труда существует во многих сферах, но у архивистов она стоит очень остро. Чтобы научить сотрудника разбираться в системе хранения, учёта и использования архивных документов, требуется не менее пяти лет. Выпускники, которые приходят к нам на работу, выдерживают год или два и увольняются. Причина – маленькая заработная плата. Поэтому здесь работают люди после 40 лет, те, кто задержался в свое время, перетерпел. У кого сейчас есть надбавка за стаж.

В целом же в архивах остаются работать люди, которым не безразлична история региона и страны в целом, для которых документ – это не просто бумага, а историческая ценность, которые работают не столько за деньги, сколько в интересах всего общества.

Беседовал Влад БОЧАРОВ

Фото Виктора Нестеренко

Наверх