№ 18 (3748) 08.05.2019

В ЧЕМ ЕКАТЕРИНА II БЫЛА ПРАВА

Есть поводы вспомнить российскую императрицу

Георгиевская лента – один из главных атрибутов Дня Победы в Великой Отечественной войне в последние годы – ведет свою историю от ленты к солдатскому ордену Святого Георгия Победоносца. Учредила этот орден 26 ноября 1769 года императрица Екатерина II. Еще один повод вспомнить российскую государыню, которую еще называют Великой, 290-летняя годовщина со дня рождения. Она появилась на свет 2 мая 1729 года, в небольшом немецком городке Штеттин под именем София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская.

В покоях и на балах

На трон Екатерина взошла, когда ей было 33 года, а до этого в течение 18 лет ее положение при дворе было не очень понятно и ей самой, и придворной аристократии. Муж, Петр Третий, пренебрегал ею, можно сказать, на глазах у всех. Ее будущее казалось неопределенным. Неудивительно, что она решилась поддержать переворот и после смерти Петра III в 1762 году стала единоправной государыней. Считается, что на трон ее посадили заинтересованные в этом братья Орловы, один из которых, Григорий, был ее фаворитом. Царица родила от него сына, жившего потом под именем графа Алексея Бобринского. Екатерина даже хотела официально закрепить их отношения, но умные люди отговорили ее от этого шага, а вскоре она и сама потеряла интерес к Григорию.

О любовных похождениях Екатерины сложено немало легенд, кто-то даже пытался посчитать ее фаворитов, одни насчитали до 20, другие и больше. Но важно, как свидетельствуют историки, что при этом она никого из них не допускала до решения государственных дел, для этого у нее было достаточно мудрых царедворцев. Исключение было сделано только для Григория Потемкина и князя Петра Завадовского, рекомендованного ей в фавориты самим Потемкиным на время его долгого отсутствия.

Окружение Екатерины II видело в ней достаточно тонкого психолога, она умела подбирать талантливых деловых людей, на которых опиралась при решении государственных вопросов. Со своими подданными императрица была сдержанна и тактична. Русский язык учила основательно, но без преподавателей, поэтому говорила хорошо, а писала с ошибками, в том числе и пьесы, которые ставились на дворцовой сцене. В быту вела довольно скромный образ жизни, предпочитала простую удобную одежду, любила читать, вязать на спицах чепчики для своих собачек, вышивать, играть в бильярд и вытачивать на токарном станке украшения из простых материалов. Зато стол царицы ломился от самых дорогих и изысканных блюд, стоимость дневного царского рациона раз в 10 и более превышала годовую зарплату солдата. Она еще курила очень дорогие сигары. Не жалела средств и на дворцовые приемы, сама представала в роскошных платьях и драгоценностях и требовала этого от подданных, желая тем самым показать иностранным гостям, которых всегда бывало немало на ассамблеях, сколь богата ее страна. Как говорили, в этом проявлялось ее тщеславие, желание упрочить о себе мнение как о могущественной властительнице. Наверное, это был не единственный ее недостаток.

Во имя престижа

Один из исследователей биографии российской императрицы А. Брикнер в книге «История Екатерины Великой» писал в 1885 году: «При ней значительно упрочилось могущество и влияние России во всемирной системе государств, во время царствования Екатерины и благодаря ее инициативе Россия быстро продвинулась вперед по пути прогресса, европеизации». Укрепляла свои позиции Россия прежде всего «приростом территорий». При Екатерине Второй в состав России вошли Ингушетия и Кабарда (по договору), построили крепость (ныне Владикавказ), что было важно для укрепления южных границ. Когда у берегов Чукотки стали появляться английские и французские экспедиции, императрица в 1776 году «указала приложить все усилия для принятия чукчей в подданство», освободив их от ясака на 10 лет и разрешив им соблюдать свои обычаи. Через два года договор об их вхождении в Россию был подписан. Подобные поблажки получало и население других территорий, входивших в состав Российской империи. При Екатерине русские войска одержали 78 блистательных побед, прославив имена Суворова, Румянцева и других полководцев. Было также приобретено 11 новых губерний и построено 144 новых города. В результате население России увеличилось с 30 до 44 миллионов. Некоторые хвастливые царедворцы, чтобы подчеркнуть высокий престиж России на международной арене, говорили: «В Европе ни одна пушка без нашего согласия не выстрелит». Инициатором многих политических шагов был искусный дипломат Никита Панин, а Екатерине хватало мудрости с ним соглашаться.

От вахмистра до губернатора

Особое место в жизни императрицы занимал Григорий Потемкин. Он обладал необыкновенными способностями, благодаря которым после года обучения в университете был отмечен золотой медалью, а еще через год его отчислили «за леность и нехождение в классы». Потемкин разочаровался в науке и решил стать военным. С Екатериной они впервые встретились, когда 22-летний Григорий был вахмистром и принял участие в заговоре против Петра III. В награду за свои заслуги Потемкин получил от царицы 10 тысяч рублей, 400 крепостных и чин подпоручика. До близких отношений с императрицей было еще несколько лет, в течение которых Потемкин успешно выполнял различные ее поручения и рос в чинах. Произведя его в камер-юнкеры, Екатерина потребовала, чтобы Потемкин присутствовал в Синоде «при текущих делах, особливо при собраниях». В 1768 году она пожаловала ему чин камергера, чем приковала ко двору. Впрочем, Потемкину не доставляли удовольствия ни награды, ни повышение в чинах, ни даже деньги. Он сразу ожил, когда началась русско-турецкая война. Григорий добровольцем ушел в действующую армию и поражал всех своей безудержной храбростью.

Екатерина не скрывала своего чувства к этому герою и, наконец, приблизила его к себе. 30 мая 1774 года она выделила Потемкину апартаменты в Зимнем дворце рядом со своим будуаром, а 10 июля пожаловала ему графский титул.

Служба при дворе наводила на Потемкина тоску, и в 1776 году Екатерина назначила его, теперь уже князя, губернатором Новороссии, а также ответственным за «колонизацию и развитие Азова и Астрахани», хотя при этом ей пришлось расстаться с ним на несколько лет. Потемкин решительно продвигался на юг, желая расширить и укрепить здесь границы России. По его повелению начали строиться города Одесса, Севастополь, Николаев, Херсон, Мариуполь…

Как говорили его современники, даже иностранные, «Потемкин сделал для России на юге больше, чем Петр I на севере». После победы в многолетней русско-турецкой войне Потемкин подготовил манифест, закрепляющий права России на Крым, который императрица подписала 8 апреля 1783 года. Понимая огромную значимость этой территории как морского форпоста на юге, Потемкин энергично ее осваивал. За освоение Крыма он и получил к фамилии приставку Таврический.

Завистники осуждали Потемкина за расточительство при освоении новых территорий, обвиняли в присвоении средств и показухе, в гордыне и т. д., но Екатерина говорила, что «в России нет головы лучше, чем у него». Для личных утех у нее были уже другие фавориты, а Потемкина она отправила в румынский городок Яссы для заключения мирного договора с турками. По дороге из Ясс в Николаев Потемкин заболел и умер 16 октября 1791 года. 52-летнего князя похоронили в Херсоне. Для Екатерины это была тяжелая потеря.

Императрица пережила своего любимца на 5 лет, скончавшись 6 ноября 1796 года. В архиве нашли шутливую эпитафию, которую она сама себе сочинила. В ней есть такие строки: «Четырнадцати лет от роду она возымела тройное намерение – понравиться своему мужу, Елизавете и народу». Народу она понравилась. Что бы о ней ни говорили, Екатерина Вторая признана историками как великая правительница, очень многое сделавшая для расцвета России.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

КСТАТИ

Из-за строк про Екатерину II в известной песне «Не валяй дурака, Америка» группы «Любэ» у многих, не обладающих соответствующими историческими познаниями, сложилось ошибочное мнение, что именно эта императрица продала Аляску. На самом деле эта территория была продана в 1867 году, когда императором был Александр II. Екатерину упоминают в песне не потому, что она якобы продала Аляску, а потому, что поддержала независимость США от Англии.

ПОДАРОК ОТ ХРУЩЁВА

Русско-турецкая война, по итогам которой Крым присоединился к России, длилась много лет, а для того, чтобы он стал украинским, понадобилось только одно волевое решение, навязанное Хрущевым. Он высказал его на совещании президиума и секретариата ЦК КПСС по сельскому хозяйству в начале 1954 года.

Как вспоминал главный редактор газеты «Правда» Д. Шепилов, Никита Сергеевич объяснил свое предложение тем, что «от Крыма до России далеко, Украина ближе, легче будет вести всякие хозяйственные дела». Да и повод, дескать, есть: 300-летие воссоединения Украины с Россией. И посоветовал: «Надо только обставить с умом, чтобы Верховные советы обеих республик просили союзный Верховный Совет сделать такую передачу». Вот это «обставить с умом» сразу говорит, что дело незаконное, но с помощью хитрости совершили его «по-доброму», как еще выразился руководитель. Однако все откликнулись возгласами: «Правильно! Передать!» Только В. Молотов сказал: «Конечно, такое предложение является неправильным. Но, по-видимому, придется его принимать». Кто же мог тогда ослушаться Первого секретаря? И закрутилось: республиканские советы «попросили», союзное согласилось, изменения в Конституции обеих республик внесли!

Я жила тогда в Ялте и знаю, что население никто не спрашивал, никакого референдума не было, даже в прессе этот вопрос не обсуждался. Быстренько оформили все документально. Особого значения этому никто не придавал: ведь не в чужую страну передавали, а в свою же республику. Это была административная передача территории в рамках одного государства. Якобы просто пошли навстречу Украине, которой хотелось иметь свой курорт, такой же, как в России Сочи. О Севастополе даже и речи не было, его статус морского форпоста общесоюзного значения не менялся. Хрущев всегда поддерживал Украину, так как был там несколько лет первым секретарем ЦК, вот и сделал ей такой «подарок».

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Комментарии
Наверх