№ 37 (3665) 20.09.2017  

СТРОГО ПО РАСПИСАНИЮ!

Как правильно организовать режим школьника

Начало учебного года нелегко даётся школьникам, отвыкшим за каникулы от дисциплины и умственной и физической нагрузки. Как все-таки настроить ребенка на учебу, как организовать его режим, чтобы грызть гранит науки было проще? Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю подготовило памятку для родителей школяров.

Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его распорядок, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Сон

У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при любой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т.п. Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату для сна нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников.

В 1-4 классе – 10-10,5 часа, 5-7 классы – 9,5-10 часов, 6-9 классы – 9-9,5 часа, 10-11 классы – 8-9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Рабочий стол

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель – один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2-х раз в год.

Школьный ранец

Вес ранца не должен превышать: для учащихся начальных классов – 700 г, для учащихся средних и старших классов – 1000 г.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2 классов – 1,5 кг, 3-4 классов – 2 кг, 5-6-х – 2,5 кг, 7-8-х – 3,5 кг, 9-11-х – 4 кг.

Питание

Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5-4 часов.

Для школьников рекомендуется 4-5-разовое питание.

Рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке.

Игры и прогулки

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3-3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Наверх