СТАВРОПОЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЕ ЕСТЬ КУДА СТРЕМИТЬСЯ
Два учреждения здравоохранения края попали в ТОП-100, но проблем в отрасли — еще пруд пруди
По результатам независимой экспертизы доступности и качества медицинских услуг в амбулаторных лечебных учреждениях субъектов Российской Федерации, кисловодская детская клиническая больница заняла первое место в своей группе, а поликлиника Кисловодска попала в топ-100 по стране.
Честная оценка
Хорошие показатели у многопрофильных больниц Ставрополья, в целом край примерно на 20 месте в стране. Удовлетворительную оценку заработали самостоятельные поликлиники, чуть хуже оценена деятельность центральных районных больниц (ЦРБ), при этом ниже среднего по России работают участковые больницы. Их необходимо подтянуть.
Об этом на заседании круглого стола, организованного комитетом по социальной и молодежной политике, образованию, науке, культуре и СМИ Думы Ставрополья, рассказала руководитель исследования, первый замдиректора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения, профессор, заслуженный деятель наук РФ, эксперт Государственной Думы РФ, руководитель международной экспертной группы по первичному здравоохранению Юлия Михайлова.
По ее словам, оценка проводилась по показателям трех лет. Причем контроль данных на достоверность — пятиуровневый, так что приписки потеряли смысл.
Для сравнимости результатов медорганизации разделили на четыре типа. Первый — многопрофильные больницы, имеющие в своем составе учреждения, отделения, разные подразделения, оказывающие медпомощь — их в России оказалось 875.
Вторая очень важная группа — самостоятельные поликлиники (их – 959). В настоящее время ведется дискуссия о передаче их в состав многопрофильных больниц, ряд регионов уже это сделали. Но Юлия Михайлова не приветствует этот процесс, так как самостоятельные поликлиники всегда были сильны работой с хроническими больными и ранним выявлением патологий. А теперь патологии выявляются в ходе диспансеризации, но больных никто не наблюдает. Отсюда и смертность на дому – инсульты, инфаркты, отметила специалист.
Следующая группа – это центральные районные больницы, которые имеют прикрепленное население. Последний тип в рейтинге — участковые больницы.
Исследователи начали с 276 различных показателей, но оказалось, что ситуацию отражают 24 вида данных. Они и стали базовыми. Самым важным критерием Юлия Михайлова назвала загруженность врача.
— Мы выявили, что при норме 1800 пациентов, на одного врача порой приходится то 6000, как в Ессентуках, то 4000, то 3500 больных. Как можно при таком перегрузе требовать от медика качества? Ожидать работы с гипертониками, раннего выявления онкологии и других заболеваний? Мы никогда не добьемся идеала в первичном звене здравоохранения, если участковый врач, извините за это слово, просто сатанеет на приеме. Вы знаете, что на втором месте по жалобам — невежливость медперсонала? Так сделайте все, что можно, чтобы разгрузить участковых, увеличить их количество. Выделяйте больше средств на здравоохранение, — заявила эксперт с мировым именем.
Второй важнейший показатель в системе рейтингов – фондовооруженность. Нужно сказать, что оснащенность лечебно-диагностическим оборудованием медучреждений очень разная и зависит от пробивной силы руководителя. Программа модернизации здравоохранения не слишком ориентировалась на истинную потребность больниц в том или ином оборудовании. Но там, где оно есть, врачи имею возможность на ранней стадии выявлять те или иные заболевания, а значит, вовремя лечить их, не доводя до трагедии. Снижается и следующий базовый показатель — число умерших в трудоспособном возрасте.
Качество работы важнее условий
Поводом для возглавляемого Юлией Михайловой независимого мониторинга стал поток жалоб на первичный сектор медицины, который пошел в минздрав России, к Президенту страны, в Госдуму РФ, несмотря на колоссальные средства, которые были затрачены на высокотехнологичную медпомощь (ВМП).
— По уровню ВМП Россия уже не отличается от европейских государств. Но в ее оказании нуждаются не более 10-15 процентов больных. При четвертой степени рака помочь уже трудно, но людей излечивают, если болезнь выявлена на 1-2 стадии, когда правильно работает близкий к людям первичный сектор. Его-то и предстоит отладить, — отметила Юлия Васильевна. Причем, самое пристальное внимание в этом году уделят именно онкологической помощи, поскольку ситуация здесь тревожная.
— От рака молочной железы в стране мы ежегодно теряем вдвое больше населения, чем гибнет на дорогах. Но почему кричим только о потерях в автоавариях? Нигде в мире, только, пожалуй, в Африке, нет такой смертности. На международном уровне Россия заклеймена красным цветом за эти потери, тогда как по евростандарту рак груди – излечим, это предотвращенные потери населения. Когда-то такая картина была по туберкулезу, но мы справились, — рассказала эксперт.
Недопустимой она назвала ситуацию, когда терапевт выявляет рак груди на 1-2 стадии, но женщина оказывается на операционном столе лишь через 2-3 месяца, а болезнь за это время прогрессирует. С такой ситуацией Юлия Михайлова столкнулась в Москве, когда пенсионерка не смогла за свой счет оплатить анализы, а по полису их пришлось сдавать около трех месяцев. Женщина пожаловалась, и только после этого ее экстренно госпитализировали.
— Нужно наладить тесное взаимодействие поликлиник и лечебных учреждений, которые не находятся в составе многопрофильных больниц. Особенно по онкологии, — отметила Михайлова и посоветовала краевому минздраву обратить на это пристальнейшее внимание.
Заслушав рассказ о результатах проверок подведомственных учреждений, проводимых минздравом Ставрополья, она подчеркнула, что на местном уровне медучреждения проверяются, скорее, на условия, в которых работают медики и пребывают пациенты. Но важны не столько условия, сколько качество, результативность медуслуг. Ведь если почти две трети онкологических заболеваний на излечимых 1 и 2 стадиях врачи не замечают, то хоть все мрамором отделай и цветами все засади – грош цена такой поликлинике. Михайлова подчеркнула, что федеральная проверка в этом году коснется именно медицинской результативности.
Избавиться от очередей
По информации замруководителя территориального органа Росздравнадзора по Ставропольскому краю Марины Лиховидовой, основными факторами, влияющими на качество медпомощи в крае, являются кадровые проблемы. С одной стороны, не хватает нужного медоборудования, с другой — нередки простои и неэффективное использование имеющейся техники из-за отсутствия специалистов или помещений. Крупное оборудование, например, томографы, нередко подолгу простаивает из-за технических неисправностей. Бывает, что пациентов кладут в больницу не по профилю, несвоевременно переводят тяжелых больных в клиники краевого уровня.
Министр здравоохранения края Виктор Мажаров, в свою очередь, отметил, что проблему нехватки кадров в селах края помогает решить программа «Земский доктор». За пять лет ее действия 724 специалиста переехали жить и работать в села, получив по одному миллиону рублей. По истечении срока контракта только двое уехали из села обратно. Программа работает, констатировал министр. Свой результат вскоре должно дать и целевое обучение специалистов в Ставропольском государственном медицинском университете.
Заведующая кафедрой поликлинической терапии СтГМУ Надежда Агранович рассказала, что работа в поликлиническом, первичном звене постепенно становится престижной. В вузе открыты новые кафедры, у выпускников перенастроены приоритеты. Теперь каждый третий из них собирается работать в поликлинике.
Причинами очередей в поликлиниках эксперт наряду с нехваткой врачей назвала и плохую логистику. По ее словам, очереди есть и там, где нагрузка ниже нормы. Многое зависит от умения главврача так организовать работу специалистов, чтобы под кабинетами не толпились люди. Это резервы, не требующие дополнительных средств. Тем не менее, без ресурсного наполнения первичного звена медицины не обойтись.
— В первичном секторе нужно сконцентрировать не менее 65 % всех ресурсов здравоохранения, тогда здесь сможем излечивать порядка 80 % больных, — убеждена Юлия Михайлова.
Марина ЧЕРНЫШЕВА
Фото Виктора Нестеренко