№ 32 (3609) 17.08.2016  

МУТНЫЕ ВОДЫ

Река Кума: рекорды, загадки и легенды

Место рождения Кумы находится на северном склоне горы Кум-баши, входящей в систему Скалистого хребта. Всего несколько сот метров разделяют истоки реки и ее главного притока Подкумка. Казалось бы, отчего им тут же не соединиться? Но они растекаются в разные стороны и соединятся лишь после того, как пробегут более сотни километров по предгорьям Северного Кавказа.

Самая длинная

У своих истоков Кума – настоящая горная речка, бурливая, прыгающая по камням в узких обрывистых скальных каньонах, поражающих своей дикостью и первозданной суровостью. И вдруг, добравшись до станицы Суворовской, становится типичной степной рекой, спокойно и плавно текущей в глинистых берегах. Такой она остается до самого Каспия, куда с некоторым трудом все-таки добирается.

Цифровые данные об этой реке не могут не впечатлять. Общая ее протяженность превышает 800 километров. Это самая длинная водная магистраль в Ставропольском крае. Ставит Кума и еще один рекорд. Правда, не слишком радующий людей – по мутности своей воды она держит первенство среди рек европейской части России, пронося по своему руслу в год от 100 до 600 тысяч тонн взвешенных частиц! Поразить воображение Кума может и количеством своих притоков – их более 70. И площадью своего бассейна, которая составляет 33 с половиной тысячи квадратных километров. На такой территории свободно могло бы разместиться небольшое европейское государство вроде Бельгии, Албании, Люксембурга.

Тезка в Западной Сибири

DSC_0226

В названии реки тоже есть немало загадочного. Первопоселенцы-россияне сомнений насчет названия не имели: такие родичи, как кум или кума, были у каждого. А вот ученые до сих пор продолжают спорить. Одни считают, что название реке дали песчаные массивы, которые она пересекает в низовьях (кум в переводе с тюркского означает песок). Другие убеждены, что оно связано с древними обитателями речных берегов половцами, которые именовали себя «кумане» (люди песков). Но, так или иначе, у нашей ставропольской водной магистрали, кроме горы Кум-баши, дающей ей начало, есть тезки и в других краях: река Кума в Западной Сибири, город Кум в Иране, село Кум в Азербайджане. И сама Кума дала имена многим населённым пунктам, расположенным по её берегам: сёлам Прикумское, Краснокумское, Левокумка, Правокумское, Левокумскому району, городам Зеленокумск, Нефтекумск, Южно-Сухокумск.

А сколько любопытного мы узнаем, заглянув в глубь веков! Представьте себе, о нашей сравнительно небольшой речке знали еще древние греки и римляне, именовавшие ее Идон. Видимо, это искаженное название Удон, которое явно дали ей скифы, древние хозяева северокавказских степей. Средние века оставили на берегах реки более заметный след: у окраины нынешнего города Буденновска долго стояли развалины средневекового города Маджары, столицы золотоордынских владык на Северном Кавказе. «Маджарским трактом» пользовались еще первые россияне, пришедшие сюда в XVIII веке.

Признание Екатерины II

На карте образованного в 1785 году Кавказского наместничества вдоль Кумы помечено едва ли не больше населённых пунктов, чем на всей остальной территории нынешнего Ставропольского края. Стало быть, река стала дорогой продвижения наших предков со стороны Каспия в глубь «дикого поля», как называли тогда северокавказские степи.

Кума-река была и кормилицей многих поколений живших в этих местах людей. Рыбы в ней водилось видимо-невидимо. И сегодня ещё можно услышать рыбацкие байки о таящихся в кумском русле сомах, способных утащить под воду теленка или неосторожного купальщика. Плодородные прибрежные земли позволяли выращивать овощи, фрукты и особенно виноград, который здесь отличался необыкновенной сладостью. Не случайно одним из главных центров виноделия на Ставрополье стало село Прасковея. А одно из первых поселений россиян на Куме получило название Бургун-Маджары именно потому, что из винограда, выращенного здесь, делали вино, не уступающее знаменитому бургундскому, что признала сама императрица Екатерина II.

Места, где Кума, вырвавшись из плена горных ущелий, течёт по степным просторам, славились и как отменные пастбища. Именно там, близ села Канглы, находились в конце XIX столетия владения известного конезаводчика Султан-Гирея, который даже не знал, сколько тысяч голов насчитывают его табуны. А в селе Владимировка находилось имение не менее известного А. Ф. Реброва. В зоне рискованного земледелия он добился удивительных результатов, получая на российских и международных выставках медали за свое «Ребровское полушампанское», за успехи в шелководстве, овцеводстве, коневодстве и особенно огородничестве. О замечательном ребровском луке до сих пор помнят старожилы тех мест.

Укрощение «строптивой»

В XX веке Кума стала использоваться и в качестве рекреационной зоны. Лесная чаща под Георгиевском, внезапно раздвинувшись, открывает здание оригинальной архитектуры. Это «Сафоновская дача», где проводили лето знаменитый российский музыкант и его родные. Позднее и в других живописных местах вдоль реки появились пионерские лагеря, туристские базы, а также дачи и дачки для начальников разных рангов, вплоть до внушительного «замка» под Бекешевкой, где отдыхала партийная элита.

Увы, река несла людям не только благо, но и зло. Это тоже один из её не слишком приятных сюрпризов. В период половодья или сильных дождей количество воды в ней внезапно увеличивается более чем в десять раз. Тихая степная речка показывает свой буйный, «горный» нрав, беснуясь по всей округе. Жители прибрежных сёл как могли боролись с разливами – насыпали валы, строили плотины и дамбы. Но лишь техника ХХ столетия смогла обеспечить более или менее надёжную защиту от буйства водной стихии. Для регулирования стока Кумы были построены Отказненское водохранилище и обводной канал у села Владимировка. А рациональное использование кумской воды для полива обеспечила Терско-Кумская оросительно-обводнительная система, первенец мелиоративного строительства на Северном Кавказе.

На кораблях до Каспия

Позднее в помощь Куме, поившей засушливую ногайскую степь, была подана по Терско-Кумскому каналу вода ледников Кавказа. Продолжением его стал Кумо-Манычский канал, достигающий Калмыкии. В том месте, где оба канала подходят к руслу Кумы, можно увидеть уникальный гидротехнический объект — водяной «перекресток». С этого небольшого пятачка, открывая и закрывая шлюзы, управляют распределением воды по гигантским площадям.

С приходом терской воды Кума в своих низовьях стала гораздо многоводнее, какой была когда-то, если верить легендам. Одна из них гласит, что в раннюю пору колонизации Северного Кавказа беглые люди, скрывавшиеся в этих, ещё пустынных, местах, строили здесь большие корабли, которые потом перетаскивали в Каспийское море, кое-где ставя их на колеса. Значит, и лесов на Куме было больше. И тянулись они далеко вниз по течению.

Сегодня об этом напоминают чудом сохранившиеся в районе села Урожайного Левокумского района останковые пойменные леса, именуемые так лесоводами. По сути же, сохранилось там «чудо чудное, диво дивное». Подумайте только: кругом сушь, голая степь, прокалённая зноем, сжигаемая суховеями. Но стоит пройти несколько сот метров и вот она — густая тень, прохлада, пение птиц! Высоко в небо уходят вершины дубов – тех самых, что шли по легенде на корабли. Дубов воистину уникальных тем, что забрались так далеко на восток, в степь, граничащую с Прикаспийской полупустыней. А «повинна» в том удивительная река, о которой можно еще говорить и говорить.

Вадим ХАЧИКОВ,

заслуженный работник культуры РФ

Фото panoramino.com, Виктора Нестеренко

Наверх