№ 40 (3719) 10.10.2018   Рекомендовано  

ВМЕСТО ПЕНСИИ – ЖАЛКИЕ ПОДАЧКИ

Пожилым безработным предложено выживать за счет временных пособий, малосущественных льгот и собственных детей

Пенсионная реформа в России фактически состоялась: с внесенными Владимиром Путиным поправками объемный документ уже принят депутатами и подписан главой государства. Спорить теперь о ее целесообразности как таковой и тех эмоциях, что она вызывает у большинства россиян, в общем-то нет смысла. Да, закон еще будет корректироваться – в деталях, однако его основа, а именно повышение пенсионного возраста на пять лет, предельно понятна и возврату больше не подлежит.

Нет предела совершенству

Между тем власти предпочитают называть реформу совершенствованием пенсионной системы, а совершенству, как мы знаем, предела нет. Видимо, поэтому процесс дальнейшего «улучшения» может затянуться на неопределенное время, а креативные новаторы от депутатского корпуса раз за разом будут все изобретательнее в предлагаемых мерах, которые, по их разумению, сделают жизнь пенсионеров и предпенсионеров еще более прекрасной.

Итак, о ключевых «доработках» законопроекта известно всем. Это, во-первых, незначительное послабление для женщин, которым возраст выхода на пенсию скостили с 63 до 60 лет, плюс – досрочный выход на пенсию для многодетных матерей. Во-вторых, юридические санкции к работодателям, которые решат уволить предпенсионеров – за это им грозит административно-уголовная ответственность. В-третьих, сохранение федеральных и региональных льгот для тех, кто достиг прежнего (пока еще действующего) пенсионного возраста – 55/60.

И если первые две поправки можно рассматривать как имеющие более или менее весомую ценность, то последний указанный пункт видится весьма скромным «подношением». Конечно, спущенную сверху директиву регионы исполнили так же оперативно и массово, как, собственно, и дружно поддержали саму канву реформаторского закона. Заксобрания в субъектах практически синхронно приняли соответствующие поправки в свои нормативные документы, о чем не преминули громко отчитаться в СМИ.

Примечательно, что этот «царский подарок» на самом деле может порадовать разве что жителей Златоглавой, где действуют довольно приличные местные «собянинские» льготы, предусматривающие, в том числе, бесплатный проезд для пенсионеров (а теперь – и предпенсионеров) на всех видах общественного транспорта, нехилые по провинциальным меркам доплаты, бесплатное зубопротезирование и лекарственное обеспечение и некоторые другие заметные меры адресной помощи. В регионах же набор сохраненных льгот гораздо слабее столичного. По большому счету, это субсидии по ЖКХ и освобождение от транспортного налога. Что же касается имущественного налога (федеральной льготы, доходы от которой оседают в местных бюджетах), он, напомним, платится всего раз в году. Учитывая то, что далеко не все пожилые владеют дорогостоящей недвижимостью, а размер самого налога не особенно велик, эта поблажка вряд ли побудила предпенсионеров хлопать в ладоши от столь щедрого предложения. Кстати, на днях вице-премьер РФ Татьяна Голикова как раз и озвучила эту победную цифру: по ее словам, предпенсионеры в среднем смогут сэкономить 1100 руб. в год по налогу на имущество и 681 руб. – по земельному. При этом Голикова назвала общую сумму не экономией, а прибылью. «1700 рублей — это дополнительные доходы семьи в связи с тем, что льгота будет сохранена», — цитирует вице-премьера ТАСС. Также она сказала, что вследствие этого в ближайшие 10 лет региональные бюджеты потеряют 31,2 млрд руб. Странно, однако, умолчание о том, что подобные выпадающие из-за льгот доходы и без того учитывались ранее при формировании территориальных бюджетов. А кроме того, редко где мелькает важная деталь: меры соцподдержки предпенсионеров сохраняются лишь на так называемый переходный период, который ограничивается 2028 годом.

Не вызывают бурного оптимизма и другие «послабления» и смягчающие «бонусы» наподобие космических штрафов для работодателей, увольняющих предпенсионеров, или курсов переквалификации для этой категории. На практике это будет выглядеть более чем прозаично: скажем, пожилых работников будут увольнять под разными предлогами не за 5, а за 6 лет до пенсии. Ну а переобучение… Дай-то Бог, чтобы 60-летний слесарь смог вдруг освоить какое-нибудь программирование или бухучет, чтобы потом уже в новом профессиональном качестве обрести хорошую работу со стабильной зарплатой.

Годовая «отсидка»

Но если россиянин незадолго до пенсии все же окажется за бортом трудоустройства, чиновники придумали, как его поддержать в этот период. Для начала такой гражданин сможет встать на учет в центр занятости, где в течение целого года будет получать пособие по безработице в повышенном размере. Повышенном – по сравнению с нынешним, который уже лет десять держится на уровне 4900 (максимум) и 850 (минимум). Уже с 2019 года на бирже будут действовать новые «тарифы» — для предпенсионеров минимальное пособие составит 1500, а максимальное и вовсе 11280 рублей. Но эта сумма будет выплачиваться им не более года.

Пока неясно, при каких конкретно условиях предпенсионер может лишиться данной господдержки. Вероятнее всего, на общих основаниях, как и сейчас, когда главной причиной этому может служить трудоустройство «биржевика», даже неофициальное, например, нелегальная подработка. И тогда – пиши пропало, могут записать и в мошенники. Как это случилось недавно в Саратовской области, где на мать-одиночку, состоящую на учете в местном ЦЗН, подали в суд. Женщина, не сумевшая с двумя детьми, один из которых инвалид, выживать на пособие в 4900 руб., устроилась мыть полы в кафе. Там ей по-тихому платили сущие копейки да отдавали объедки, оставшиеся после посетителей. Анонимная жалоба привела к тому, что безработную обвинили в незаконном «обогащении» за счет государства аж на семь тысяч рублей! Эта сумма сложилась из двухмесячного пособия по безработице, на которое мать-одиночка должна была содержать себя и своих детей, пока не найдет подобающее место работы. Так что и у предпенсионеров-«биржевиков», скорее всего, шанса на теневую подработку не будет никаких, иначе – статья.

В общем, от сумы и от тюрьмы не зарекайся. А мы бы в данном контексте добавили – и от биржи тоже. Тем более что предпенсионеры, как и прочие граждане, долго пребывать на учете в ЦЗН не могут. Год – максимум. А что же потом?

Тройная нагрузка

Дальнейший сценарий предлагается такой: садитесь на шею собственным детям, а не захотят содержать родителя – подавайте в суд. Собственно, и сегодня нетрудоспособные россияне преклонного возраста могут требовать от своих потомков алименты. Но с учетом передвинутой возрастной планки выхода на пенсию по старости автоматически оттягивается и срок, когда пожилые мамы и папы имеют право взыскать алименты со своих более обеспеченных детей. Этот недочет в Семейном кодексе и призвана исправить очередная поправка, также рассматриваемая нашими чиновниками как очередная мера по «защите» предпенсионеров от актуальных рисков в период безработицы и в двух шагах до пенсии.

То есть именно детям предпенсионеров и предстоит их финансово поддерживать (точнее – полностью содержать) те вполне реальные четыре года до пенсии, которые уже нельзя будет «отсидеть» на бирже. Таким образом государство технично перекладывает это бремя на плечи тех же россиян, которым еще и собственную пенсию нужно отработать, параллельно обеспечивая и самих себя, и потомство, и старшее поколение.

Возмущает, конечно же, не сам по себе посыл о том, что дети должны заботиться о родителях, их вырастивших. Это бесспорно, и хорошие дети так и делают, поддерживая престарелых мам и пап и словом, и делом, и рублем. Понятно также то, что данная поправка скорее бежит вдогонку к костяку реформы, а ее инициаторы лишь стремятся вписать норму в комплекс «сохраненных льгот на уровне ныне существующего пенсионного возраста 55/60». Но ведь это означает, что государству и его слугам предельно ясно, что именно граждане указанной возрастной «вилки» наиболее уязвимы на рынке труда, а косметических мер в виде повышенного пособия по безработице и призрачных курсов переквалификации явно недостаточно для их защиты от безденежья.

Прокажённая прослойка

В соцсетях народ уже зло шутит: мол, чиновники изобрели новую прослойку под неприятным названием «предпенсионеры», которых скоро будут ненавидеть все остальные категории. Они неудобны буквально всем. Работодателям, которым предпенсионеры (как в качестве соискателей, так и действующих сотрудников) несут одну головную боль. Пред-предпенсионерам и молодежи, потому что предпенсионеры будут зубами впиваться в рабочие места и занимать их до глубоких седин, не давая развиваться более молодым, мешая ротации кадров. Да и самому государству, потому что предпенсионерам придется выплачивать повышенные пособия, финансировать их переобучение, иметь издержки из-за льгот, отслеживать правонарушения. А теперь еще и собственным детям, которые будут нести не только морально-этическую обязанность заботиться о родителях, но еще и отвечать за это по всей строгости закона.

И этот огромный сгусток негатива – социального, психологического, экономического – выливается на натруженные плечи поколения, пережившего сложные во всех смыслах девяностые годы. На тех, кому пришлось жестко перестраиваться с реалий «светлого советского прошлого» на рыночные будни нового века, а теперь предстоит к тому же на своем горбу нести весь груз нынешней пенсионной реформы со всеми ее очевидными «прелестями». Тех, кто, как нас уверяют, после 55/60 лет превращаются вовсе не в беспомощных старцев с букетом хронических болячек, а вдруг обретают бурную тягу к жизни и бесконечному ударному труду, чувствуя неуемную энергию и стремясь самореализоваться во что бы то ни стало, невзирая на возраст и недуги. Но тогда почему этой бодрой категории устанавливают столь широкий набор преференций именно в рамках пока еще действующего пенсионного возраста?.. Ведь таким образом опосредованно все-таки подтверждается их немощь, ибо льготы придуманы для социально и экономически слабых граждан.

Словом, эта предпенсионно-пенсионная сага напоминает этакую эквилибристику. Нам преподносят все новые идеи о мерах подстраховки будущих пенсионеров как некое благо, за которое будто бы стоит благодарить, хотя большинство из них россияне и без того имели бы в рамках существующих пенсионных границ. А на днях вдруг оказалось, что с президентскими поправками реформа принесет не ожидаемый положительный, а, напротив, отрицательный финансовый эффект для государства. И теперь недостающие средства нужно откуда-то изыскать. Спрашивается: так кому и зачем нужна была такая спешка в принятии «сырого» закона, взбаламутившего всю страну?..

Впрочем, ждем очередного витка в процессе совершенствования.

Инга САМОЙЛОВА

МЕЖДУ ТЕМ

В начале октября вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила о том, что так называемая балльная система расчета пенсий действует только до 2019 года, а новый порядок расчета будет внедрен с 2025 года. За эти шесть промежуточных лет стоимость пенсионного коэффициента будет строго фиксированной. Кроме того, этот период власти намерены использовать для дискуссии по поводу модернизации системы расчета пенсий.

Также стало известно о том, что подключение россиян к новой накопительной системе будет происходить в автоматическом режиме. Отказаться от этого можно будет только оформив заявление, в противном случае все произойдет по умолчанию. Таким образом будет формироваться ИПК – индивидуальный пенсионный капитал.

Напомним, накопительная часть пенсий, действовавшая по прежним правилам, была заморожена правительством в 2014 г. и эта заморозка продлена до 2020 г. Но накопления по новой системе, как уверяют авторы проекта, россияне гарантированно получат в старости.

Комментарии
Наверх