ОБЩЕСТВЕННИКИ СГУЩАЮТ КРАСКИ?
Минприроды не подтверждает информацию Протестного комитета
Протестный комитет Ставрополя заявляет о наличии на окраине города многоэтажек, не подключенных к централизованному водоотведению. Якобы, стоки из этих домов попадают в окружающую среду. В горадминистрации опровергают эти сведения. Кто ближе к истине — общественники или чиновники?
Проблемы есть
Обращение «Протестного комитета города Ставрополя» рассматривалось недавно в Ставропольской гордуме, на заседании комитета по городскому и жилищно-коммунальному хозяйству. Председатель правозащитного общественного движения Любовь Чернова рассказала о состоянии системы водоотведения в краевом центре. По оценке правозащитников, значительная часть жилых домов города (как было сказано, в этих домах проживает 40 процентов населения), включая жилые массивы за улицей 45‑я параллель, такие как «Белый город», не снабжены канализационными сооружениями. В итоге стоки текут в лес, речки, а там федеральный памятник — Татарское городище.
С информацией, озвученной Протестным комитетом, категорически не согласились представители городской администрации. По словам первого заместителя главы администрации Александра Мясоедова и руководителя комитета городского хозяйства Сергея Савельева, в Ставрополе нет ни одного многоквартирного дома (МКД) вне централизованной системы водоотведения. Подключение к центральной канализации — одно из обязательных условий сдачи МКД в эксплуатацию. Но чиновники согласились, что проблемы есть в частном секторе (примерно 36 процентов индивидуального жилья не врезано в центральную канализацию), и эти проблемы не умалчиваются. По действующему законодательству, собственники домовладений самостоятельно должны следить за состоянием своих выгребных ям, но, как показывает практика, некоторые домовладельцев допускают слив хозяйственно-фекальных отходов в общую ливневую канализацию, в реки, на территорию лесов. Не всегда должным образом содержится и ливневая канализация, как правило, из-за отсутствия собственника как такового. Но, как сообщил Александр Мясоедов, работа в этом направлении ведётся, канализационные линии оформляются в муниципальную собственность.
Кто прав?
Так что, общественники сгущают краски? Или нет? Кто более точен в оценке ситуации — администрация Ставрополя или Протестный комитет? Что думают по поводу проблемы, озвученной общественниками, в региональном министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды? На вопросы «СГВ» ответила заместитель министра Инна Чумакова.
— Инна Викторовна, в районе «Белого города», и вообще в Ставрополе, есть многоэтажные дома, из которых канализационные стоки попадают не в централизованную систему, а куда-то в окружающую среду — в лес, речки?
— Что касается нового многоквартирного строительства — администрация города права. Дома сдаются в эксплуатацию в соответствии с проектными решениями, они должны быть подключены к центральной канализации. За этапами строительства следит краевое Управление по строительному и жилищному надзору. Иначе застройщик не получит разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Вы представляете, к примеру, в доме 100 квартир. Это какой поток стоков должен быть при одновременном сливе воды жильцами всех квартир!
Ливневка, которая строится в 530 квартале (к речке без названия, которая течет мимо Татарского городища), — это сброс поверхностных ливневых стоков с предварительным очищением в подземных локальных очистных сооружениях с территории школы, детского сада (детсада там еще нет — В.Ф.) и поликлиники. Разработанный проект получил положительное заключение экспертизы в сфере строительства. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод допускается в соответствии со статьей 44 Водного кодекса РФ.
Представители протестного комитета приходили к нам, мы с ними выезжали на место работ по строительству выпуска этой ливневки. Осуществлялась видеосъемка, давались интервью. Мы пристально следим за этим строительством. На него город получил согласование от Минкультуры (ГУП «Наследие», которое следит за федеральным памятником культуры Татарское городище), от нашего министерства. Проект разрабатывался на основе инженерно-экологических изысканий с учетом требований по берегоукреплению и водогашению, чтобы не размывались берега. Кроме того, горадминистрация взяла в аренду 800 кв. м лесного участка вдоль береговой линии, где как раз происходит сброс ливневых стоков, с целью мониторинга состояния дна и берегов водного объекта для своевременного предупреждения их размыва.
Виноваты частники
— Так выходит, это владельцы частных домов губят природу в районе Татарского городища?
— Да, действительно, нарушения в 530 квартале допускают владельцы частных домов: канализационные стоки из дачных товариществ попадают в лес. Вообще-то центральная канализационная система там есть, стоки перекачиваются в трубу на улице Южный обход и отправляются на очистные сооружения. Но летом с объемом вод не справляются канализационные насосные станции, через люки колодцев стоки переливаются и текут в лес, в речки.
Обитатели этих и других дачных товариществ в Ставрополе, следует заметить, при строительстве жилья не считаются с действующим законодательством. Это не только в районе Татарского городища, а вообще, везде. Там, где не положено строить жилье, дачники возводят огромные дома, оформляют эти объекты по решениям судов в собственность. Потом эти жилые строения начинают сползать вместе с берегами, и их владельцы идут в горадминистрацию и к нам с заявлениями и просьбами провести работы по берегоукреплению за счет бюджетных средств.
И мусор, и бытовые отходы жители дачных товариществ сбрасывают в лес, в балки. Если кого-то наша инспекция ловит, то, конечно, штрафует. Но это очень сложно.
— А почему Протестный комитет продолжает озвучивать то, что из многоэтажек канализационные стоки попадают в речки, если вы им разъясняли, что это не так?
— Я не знаю. Осенью мы все вместе выезжали на место, после этого к нам они по данному поводу больше не обращались.
— Представители Протестного комитета называли Вам источник своей информации?
— Нет, они никогда не говорят, откуда у них информация. Но мы с ними все равно сотрудничаем. Министерство штатными сотрудниками не может охватить все сразу. А Протестный комитет зачастую оказывает нам беспрецедентную помощь. Показывают, на что нам необходимо обратить внимание. Это хорошо, что есть неравнодушные люди с гражданской позицией.
Беседовал Владислав ФУШ
Фото Виктора Нестеренко
МЕЖДУ ТЕМ
Что предлагают депутаты
По мнению некоторых депутатов городской Думы Ставрополя, необходимо провести полную инвентаризацию частного сектора на предмет канализационных сооружений и выделить в них целевые группы.
Первая группа – это индивидуальные дома, которые можно подключить к центральной канализации. Здесь нужно использовать механизм муниципально-частного партнерства. Вторая группа – это те домовладения, которые по каким-либо причинам врезать в центральную систему невозможно. Тогда проблему нужно решать или путём локальных очистных сооружений, через которые отходы далее будут выводиться в ливневую канализацию, или путём выгребных ям. Во втором случае нужен жёсткий контроль за вывозом отходов.
Председатель Думы Георгий Колягин видит решение проблемы в усовершенствовании правового поля. Если бы с собственников, не желающих подключаться к центральной канализации при наличии необходимых для подключения условий, можно было взимать плату за вредное воздействие на окружающую среду. Спикер предложил коллегам подумать о возможности выхода с такой законодательной инициативой в вышестоящие инстанции.