ДЫШАТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ
Уровень кислорода в крови и качество сна взаимосвязаны и очень важны для нашего самочувствия
Нарушения сна, хроническая усталость, сонливость оборачиваются серьезными сбоями в организме, вызывают сердечную недостаточность, гипертонию, сахарный диабет. А причиной тому является недостаток кислорода в крови…Статистика гибели людей от болезней, вызванных плохим качеством сна, удручает.
Недосып убивает на дорогах
— Человек лечит гипертонию, но первопричина – нехватка кислорода – остается без внимания. Ситуацию нужно кардинально менять, чтобы более эффективно помогать пациентам, а еще лучше не допускать развития заболеваний, — рассказал«СГВ» врач-сомнолог, руководитель Краевого сомнологического центра Александр Фаянс.
Сомнология – новая наука, она особенно активно развивается последние три десятилетия. Это раздел медицины и нейробиологии, посвящённый исследованиям сна и порядка 90 различных его расстройств, а также их лечению и влиянию на здоровье человека.
Ставропольская медицина уже взяла на вооружение новые знания. Анализы на насыщенность крови кислородом делают всем сердечникам в краевой клинической больнице, кардиоцентре, скорой помощи, сомнологическом центре, в третьей поликлинике Ставрополя, ряде других медицинских и лечебных учреждений.
Недавно Краевое управление ГИБДД в очередной раз сообщило, что водитель автомобиля «Лада Приора» в Труновском районе из-за переутомления заснул за рулем и совершил ДТП. Виновник аварии и пассажирка другой автомашины получили серьезные травмы.
Александр Фаянс утверждает, что причиной, как минимум, 20 % всех автоаварий в крае является сон за рулем, и их можно предотвратить. По данным Госавтоинспекции Ставрополья, с января по ноябрь прошлого года (полной статистики за год пока нет) в крае произошло 2 680 дорожно-транспортных происшествий. В них погибли 392 человека, пострадали в разной степени 3 650 человек. За год порядка ста погибших и до тысячи пострадавших из-за хронического недосыпа водителей.
– Важно учитывать не только соблюдение водителями режима труда и отдыха, речь идет о хронической сонливости, вызванной недостаточным уровнем кислорода в крови. Врачи-сомнологи России, в числе которых и ставропольские специалисты, подготовили соответствующее обращение к президенту страны с целью обратить внимание на эту проблему и остановить смерть на дорогах, – отметил Александр Фаянс. – При медосмотре, как правило, измеряют давление, холестерин, уровень сахара и другие показатели. Чтобы остановить смерть на дорогах, не менее важно включить в этот перечень уровень кислорода. Тем более что измерить его несложно на специальном приборе — пульсоксиметре. Он надевается на палец и может дать картину «на сейчас», а также показать насыщение крови кислородом в динамике за сутки или трое, чтобы врачи могли выяснить причину болезни. Пока же такие исследования проводят только у авиадиспетчеров и летчиков. Недавно в Ростове-на-Дону стали проверять железнодорожников. Страх водителей перед дополнительным обследованием понятен – люди боятся, что их отстранят от работы, и они потеряют кусок хлеба. Но нарушения сна лечатся, а вслед за ними снижается уровень гипертонии, легче становится сердцу. Ставропольские сомнологи готовы сами проверять дальнобойщиков, водителей общественного транспорта, а также обучать врачей и фельдшеров транспортных предприятий.
Патологическая цепочка
В опасности не только водители. В крае так называемыми сонозависимыми заболеваниями страдают не менее 150 тысяч человек. Около трех тысяч из них ежегодно умирают. Недостаток кислорода ведет к серьезным заболеваниям внутренних органов, мозга, сердца, является причиной роста давления.
Недооценивается опасность остановки дыхания во сне — синдром обструктивного апноэ. Уснул — и не проснулся. Ничем не болел, умер во сне… Увы, каждый из нас слышал о таких случаях применительно к людям в цветущем возрасте. Апноэ возможно и у детей, если есть та или иная патология верхних дыхательных путей.
– Население мало информировано об опасности нарушения дыхания во сне. Но за дыхательной недостаточностью следует патологическая цепочка. Нужно, чтобы врачи помнили о проблеме и направляли людей на обследование, выявляющее гипоксию, – подчеркнул Александр Аркадьевич. — По идее, каждый врач должен спрашивать: как вы спите? Но это происходит очень редко. И как протекают семь — восемь часов жизни человека, остается тайной, ведь остановку дыхания в третьей — четвертой фазе сна сам человек проконтролировать не в состоянии, так как находится фактически без сознания. Между тем такие паузы могут случаться до 500 раз за ночь, причем в фазе самого глубокого, несущего отдых сна. Мозг, контролирующий наше состояние, посылает сигнал, чтобы разбудить человека: проснись, дыши. Сон переходит в более поверхностную стадию, дыхание возвращается, но из-за дефицита глубокой фазы человек просыпается наутро разбитым, не отдохнувшим. Причины сонозависимой дыхательной недостаточности могут быть связаны с наличием аденоидов, полипов, последствий переломов в области носоглотки, аллергией.
Тревожные симптомы
Храп – к нему то относятся с улыбкой, то злятся на близких, что мешают спать, но это сигнал организма о гипертонии, приближающемся инсульте, инфаркте, внезапной смерти. Особенно храп громкий, прерывистый. Он появляется, когда во время сна расслабляются мышцы и сужается дыхательный просвет, сокращая поток поступающего с воздухом кислорода. Храпят 35 — 40 % мужчин и 15 — 20 % женщин. Это уже группа риска.
Насторожить должны частые – более двух раз – ночные походы в туалет. Каждая остановка дыхания ведет к выработке адреналиноподобного вещества, чтобы разбудить организм, спасти от гибели во сне. В это время также вырабатывается дополнительная порция мочи.
Дневная сонливость, повышение артериального давления утром или во сне, нарушения ритма сердца также говорят о сонозависимых дыхательных сбоях. Они характерны для больных сахарным диабетом второго типа или гипотиреозом, гипертоников. На фоне лечения дыхательной недостаточности эти больные вдруг замечают, что снизили дозу или вовсе отказались от приема препаратов – отпала необходимость.
Кстати, ожирение – это одновременно сопутствующий и провоцирующий фактор. Жировая клетчатка в области корня языка, шеи, верхних дыхательных путей сужает просвет дыхания и лишает пациента глубоких фаз сна, дающих полноценный отдых. Но именно в это время вырабатывается гормон лептин, который в детстве служит гормоном роста, а во взрослом возрасте обеспечивает утилизацию жира.
Нередко в этот замкнутый круг попадают женщины в связи с беременностью. При вынашивании нарастает вес, становится труднее дышать во сне. С появлением малыша ночные кормления, плач, смена памперсов вызывают хронический недосып, растет вероятность повышенного аппетита, связанного с падением уровня лептина. Заканчивает женщина кормить, а похудеть не получается. Сомнологи даже программу по борьбе с сонозависимым ожирением разработали. Когда кровь насыщается кислородом, человек легче справляется с весом. Но и с привычками к пампушкам с салом и тортам, заеданию стресса также придется бороться.
Профилактика
Нормализация веса может сама по себе облегчить дыхание. Обязательно нужно избавиться от очагов инфекции дыхательных путей, лечить хронические тонзиллиты у детей. Устранить такие дефекты лор-органов, как аденоиды или полипы, лечить аллергию, вызывающую отек слизистых оболочек, призывает сомнолог.
Полезны все дыхательные гимнастики. Релаксационные, как в айкидо, помогают заснуть. Тренировка задержек дыхания уменьшает риск дыхательной недостаточности при апноэ, но не излечивает. Упражнения на укрепление мышечного аппарата глотки, например, игра на духовых инструментах, пение, также хороши, в том числе против храпа.
Бич нашего компьютерного века — шейный хондроз. Как мы сидим? Шея подалась вперед, сузился дыхательный просвет… Влияют также анатомия носоглотки, черепа. Нередко оказывают действие одновременно несколько факторов, поэтому к каждому пациенту нужен комплексный индивидуальный подход.
Марина БОРИСОВА
Фото Виктора Нестеренко
СПРАВКА
В сутки каждый из нас делает примерно 20 тысяч вдохов. Наше сердце перемещает шесть тонн крови и делает 100 000 ударов в сутки, чтобы насытить органы кислородом.